Природные памятники Оренбуржья

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Природные памятники Оренбуржья.docx

ПЛАН КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Детское объединение «Маленький краевед» 2 г.о.

Продолжительность:40 минут

Тема: Природные памятники Оренбуржья.

Цель: Познакомить детей с уникальными природными объектами родного края через сказочные легенды и образы.

Задачи:

1.                 Формировать первичные представления о природных памятниках Оренбуржья (горы, родник, пустыня).

2.                 Развивать воображение, слуховое внимание и интерес к краеведению.

3.                 Воспитывать бережное отношение к историческому наследию и природе Оренбуржья.

Тип занятия: комбинированный

Форма работы: групповая

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

- словесный (объяснение)

- наглядный (просмотр презентации);

- практический (викторина).

Материалы и оборудование:

1.                 Оборудование: (презентация «Памятники природы Оренбургской области» - слайды с видами: горы Верблюжка, Змеиной горы, Кумакской пустыни, родника «Голубой глаз», горы Самбула и Шайтан-тау).

2.                 Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.).

3.                 Фигурка или рисунок верблюда, змеи, «глаза».

Структура занятия:

1. Организационный момент. «Приглашение в путешествие» (2-3 минуты)

·                     Педагог собирает детей вокруг себя.

·                     Педагог: «Здравствуйте, мои юные друзья-путешественники! Сегодня у нас не обычный день, а волшебный. Мы с вами отправимся в удивительное путешествие по нашей родной Оренбургской земле. Мы посетим места, где живут самые настоящие сказки и легенды. Готовы? Тогда в путь!»

 

2. Основная часть. «Сказки каменных великанов и живой воды» (22-24 минуты)

·                     Педагог: «Первая остановка – Гора Верблюжка. Посмотрите (показывает слайд), на что похожа эта гора? (Ответы детей). Правильно, на верблюда! В старину люди говорили, что когда-то по нашей степи шёл огромный каменный верблюд. Он шёл-шёл, устал, прилёг отдохнуть, да так и уснул навеки, превратившись в гору. А два его горба так и остались торчать к небу».

·                     Педагог: «А теперь мы подошли к Змеиной горе. Её называют так потому, что на её склонах живёт много змей и ящериц. Но есть одна старая сказка. Говорят, что глубоко внутри этой горы спит огненный Змей-горыныч. Он когда-то охранял сокровища, но люди его рассердили, и он превратился в гору. А теперь только маленькие безобидные змейки греются на солнышке на его каменной спине».

·                     Педагог: «Следующая наша остановка - Гора Самбула — геологический памятник природы. Гора находится на берегу реки Сакмара, образуя обрыв высотой до 50 м. У подножия горы учёные обнаружили кости древних позвоночных — батрахозавров (лягушкоящеров), хронозуха и котлассии (рептиломорф).

·                      

·                     Физкультминутка «Мы – путешественники» (2-3 минуты)

o         «Шагаем по пескам» (ходьба на месте, высоко поднимая колени).

o         «Качаемся на верблюде» (наклоны в стороны).

o         «Осторожно, змейка!» (присели, затем плавно встали, изображая волну).

 

·                     Педагог: «Ой, куда это мы пришли? Здесь так много песка! Это маленькая Кумакская пустыня. Да-да, у нас в степи есть своя крошечная пустыня! Легенда гласит, что это рассыпалось волшебное ожерелье Степи. Буря разорвала нитку, и золотые бусины-песчинки рассыпались по земле. А теперь здесь можно представить себя в самой настоящей пустыне!»

·                     Педагог: «После жаркой пустыни хочется пить. И у нас есть волшебный родник! Это Родник «Голубой глаз». Посмотрите на его воду (показывает слайд). Какая она? Чистая, прозрачная, голубая! Температура: около +8°.

Цвет воды: в центре — тёмно-синяя, по краям — светло-бирюзовая.

Округлые очертания: родник создаёт впечатление глаза, отсюда и название.

Люди верили, что это не просто источник, а глаз самой Земли. Она смотрит этим голубым глазом в небо и плачет чистыми, радостными слезами-ручейками, которые всех поят. Кто попьёт этой водицы, тот будет здоров и бодр».

·                     Педагог: «Наше последнее место – самая таинственная гора Шайтан-Тау. «Шайтан» в переводе с языка казахов, башкир означает «черт», а «Тау» - гора. По - другому, ее можно назвать «Чёртова гора». Но не потому, что там страшно! Просто погода там очень изменчивая: только светило солнце, а уже ветер подул, туча набежала. Как будто чёрт-проказник играет с погодой! Поэтому люди и дали горе такое игривое имя».

3.Рефлексия (2-3 минуты)

-Что бы вы сегодня хотели рассказать родителям о природе Оренбуржья?

4. Заключительная часть. «Собираем наш сундучок впечатлений» (5-7 минут)

·                     Педагог: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, где мы побывали?»

·                     Дидактическая игра «Угадай по легенде»: Педагог кратко пересказывает легенду, а дети показывают на картинке или называют место.

o         «Где спит каменный верблюд?» (Верблюжка)

o         «Где Земля смотрит на небо голубым глазом?» (Родник)

o         «Где шалун-проказник меняет погоду?» (Шайтан-Тау)

o         «Где много ящериц и змей?» (Змеиная гора) и т.д.

·                     Педагог: «Наш край полон чудес! Эти места – наши природные сокровища. Их нужно беречь: не мусорить, не ломать, а просто любоваться и помнить волшебные истории, которые они нам рассказали».