Природные зоны. Тайга (животный и растительный мир

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Природные зоны. Тайга (животный и растительный мир
Иконка файла материала окружающий мир 4 класс.docx

Разработка  урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Тайга (животный и растительный мир)" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Якушева Жанна Валерьевна,  учитель начальных классов.

Цели:

  • познакомить с растительным и животным миром тайги;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные

- определять и высказывать правила поведения;

- делать выбор, при поддержке учителя и ребят, как поступить организовать и упорядочить знания;

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение и права.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять поиск информации из различных источников;

-понимать содержание прочитанного.

Предметные:

-получить представление о природной зоне тайги;

-познакомиться с географическим положением тайги;

-познакомиться с климатическими условиями зоны;

-узнать особенности растительного и животного мира тайги;

- познакомиться с населением тайги и его деятельностью;

Оборудование:

-карта природных зон;

-презентация

-плакат животного и растительного мира тайги

-проекты учащихся

- Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, :  Просвещение, 2024г.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

-Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.

И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникаль-ности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:

2. Проверка знаний. Актуализация знаний.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

Карта “Природные зоны России”.

- На какие части делится зона лесов?.

-Ребята, по желанию вам было задано найти интересный материал о нашем богатом русском лесе. ( Подготовленные ребята рассказывают).

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком     (показ на карте)

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

- О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?

- Определите тему и цели урока.

(Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)

4. Новая тема.

Приглашение в тайгу.

Видеоролик ( на платформе ЦОК» Моя школа»

1. Растительный мир тайги.

- Что же означает слово ТАЙГА?

Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.

В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

 

Рассказ учителя .

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

- Чем же различаются эти деревья?  (иллюстрации деревьев)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

 

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

 

В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;

( показ на платформе УБОК)

травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.

- И так: какие же растения типичны для тайги?

2. Животный мир тайги.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

- Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)

В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

(атлас- определитель)

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Лиса – хищница, охотник-одиночка.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Ёжик

Белка

.Бурундук Кабаны

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.

 

Вот птицы, живущие в лесной полосе.

Дятел, клест, снегирь, синица.Скворец

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

 Краснозобая казарка

В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.

Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.

Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Видеоролик “Животные леса”

5. Закрепление.

- Составьте цепи питания.

( работа в тетради)

- Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса). Подготовьте дополнительный материал по изученной теме.

6. Домашнее задание.

Подготовить доклад на тему : “ Животный мир тайги”

7. Оценивание ( у каждого ученика на парте табличка с оцениванием)

-Ребята, вы все сегодня молодцы, старались активно работать и отвечать, перед вами табличка для оценивания каждый из вас может поставить себе ту оценку, которую он считает заслужил.

8. Итог урока.