Технологическая карта урока по окружающему миру Кто такие рыбы? 1 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока на аттестацию.docx

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме:

«Кто такие рыбы?»

 

Тема урока

«Кто такие рыбы?»

Предмет, УМК

Окружающий мир, «Школа России»

Класс

1 «Б» класс

Учитель

Постникова Оксана Ивановна

Дата проведения

25.11.2025г

Тип урока

Урок закрепления

Форма проведения

Урок - исследование

Цель урока

Закрепить общие признаки и разнообразие рыб; определять рыб по  плану описания, приводить примеры речных и морских рыб

Задачи урока

Образовательные:

1.Научится определять внешнее строение  и отличительные признаки рыб от других групп животных (насекомых);

2.Учить приводить примеры речных, морских и аквариумных рыб, уметь определять рыб по плану описания.

Развивающие:

1.Развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы; 2.Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними;

3.Оформлять свою мысль в устной речи;

4.Способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

5.Развивать интерес к предмету через использование ИКТ

Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.

Используемые педагогические методы и приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), карточки с заданиями для групп, картинки с изображением разных видов рыб,  пазлы с разными  видами животных, слушание, чтение.

Методы:

1) метод проблемного изложения в обучении

2) частично-поисковый метод обучения

3) исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная,  групповая.

Планируемые результаты

Предметные УУД: усвоение характерных признаков рыб, умение называть отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; работать в группе;, извлекать  нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Личностные УУД: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир и природу; формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Метапредметные УУД:

регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах

Необходимая учебная литература

А.А. Плешаков «Окружающий мир» учебник для 1 класса в 2 частях; А.А. Плешаков рабочая тетрадь по окружающему миру. М.: Просвещение.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Прозвенел долгожданный звонок

Начинается 2 урок.

Сяду я на стул спокойно,

Чтоб вести себя достойно!

Ручки на месте,

Ножки у края,

Спинка прямая.

Учитель: Начнем урок со стихотворения.

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем.

 

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок?

 

- Сегодня на уроке мы с вами, как исследователи, снова отправимся в гости к природе, откроем новые ее тайны.

Готовятся к уроку, слушая стихотворные строчки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают

(Окружающий мир).

Познавательные УУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного.

Регулятивные УУД:

умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

2.Актуализация знаний .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы ключик подобрать к этим тайнам

-Что мы будем делать с вами?

 

 

Учитель дополняет:

-Выполнять задания в группах.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на заданный вопрос.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты своей деятельности; овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного; контроль.

Познавательные УУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3.Мотивация учебной деятельности

Наш помощник – Муравей Вопросик отправился на водоем.

- Ребята, как вы думаете, заглянув в водоем, кого он там увидел?

-Правильно, он увидел там много рыб и очень удивился.

 

-Как вы думаете, ребята, почему?

 

.

 

 

Отвечают на вопрос. (Рыб)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

(Он никогда не видел рыб и не был в водоёме)

Познавательные УУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

4.Постановка учебной задачи

-Учитель:

-Да, ему стало интересно, каких животных называют рыбами?

- Кто такие рыбы?

 

-Поможете Муравьишке  ответить на вопросы:

-Какое строение имеют рыбы?

-На какие группы делятся рыбы?

- Определять рыбу по плану описания.

 

Высказывают предположения.

Слушают ответы

 

 

 

- Да, поможем

 

Познавательные:

по определенным признакам угадать предмет;

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

5.Самостоятельная работа в группах

Учитель:

Для того чтобы начать наше исследование, повторим основные  правила работы в группе.

 

Учитель:

Чтобы ответить на вопросы Муравьишки, наша помощница Мудрая Черепаха приготовила вам, ребята, интересные и познавательные  задания по теме «Кто такие рыбы?».

 

ЗАДАНИЕ 1

(Учитель раздаёт каждой группе конвертик с пазлами)

Задача каждой группы собрать пазл и назвать, кто получился на картинке.

(У каждой команды пазл с изображением двух насекомых и одной рыбы.)

При проверке ответов учащихся, собранные картинки появляются на экране.

Каждая группа рассказывает на вопросы.

1. Группа.

1.Назовите, кто изображен на вашей картинке?

 

 

2.Кто лишний?

 

3.Почему?

 

 

 

 

 

2. Группа.

1.Назовите, кто изображен на вашей картинке?

 

 

2.Кто лишний?

 

3.Почему?

 

 

 

 

3. Группа.

1.Назовите, кто изображен на вашей картинке?

 

 

 

 

 

 

2.Кто лишний?

 

 

3.Почему?

 

 

Учитель:

-Молодцы, вы все хорошо справились с 1 заданием Мудрой черепахи.

 

 

Повторяют правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

(На картинках изображены бабочка, кузнечик, щука)

(Щука)

 

(Щука – это рыба, остальные – насекомые).

 

(На картинках изображены божья коровка, карась, муравей

 

(Карась)

 

(Карась - это рыба, остальные – насекомые).

 

 

Отвечают на вопросы. (На картинках изображены   гуппи, пчела, стрекоза)

 

(Гуппи)

 

(Гуппи – это рыба, остальные – насекомые).

Познавательные УУД:

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

 

 

Коммуникативные УУД:

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника

высказывания.

 

Регулятивные УУД:

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

Личностные УУД:

проявляют интерес к новому учебному материалу.

Физкультминутка для глаз «Рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыка, и дети глазами повторяют движение рыбки

 

 

 

 

 

 

Повторяют за учителем.

 

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

Работа по теме урока, контроль усвоения

-Посмотрите на экран.

Назовите рыб, которых вы здесь видите. Всех этих рыб можно разделить на 2 группы, в зависимости от того, где они обитают. Подумайте, как?

- Почему рыбы называются речными?

- Почему рыбы называются морскими?

-Тогда к какой группе будет относиться наша золотая рыбка?

 

 

- Давайте сделаем задание в рабочей тетради. Откройте страницу 24. По силуэтам узнайте рыб. Какие из них речные, а какие-морские? У речных рыб закрасьте кружочки зелёным цветом, а у морских-синим. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания. Если задание выполнено правильно, то нарисуйте зелёный кружок. А если задание выполнено неправильно, то красный.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. (Потому что речные рыбы живут в реке, а морские в море)

 

К группе морских рыб, потому что она жила в море.

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание в тетради, после проверяют соседа по парте.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной и письменной форме; слушает и понимает речь других.

Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя.

Подведение итогов урока

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

-О ком сегодня говорили на уроке?

- Что общего у всех рыб?
- Из каких частей состоит тело рыбы?

- На какие группы мы разделили рыб?

- Приведите примеры рыб.

Вспоминают, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: оценивает  правильность выполнения действия         Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Рефлексия

-Сейчас я прошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили  рыб, их строение и основные признаки, то возьмите зелёный карандаш. Если вы допускали несколько ошибок, то жёлтый. А если на уроке вам было трудно, то красный.

-У кого остались вопросы, можете задать их.

-Вы большие молодцы! Спасибо всем за урок.

Оценивают свою работу и достижения на уроке.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД: оценивают  правильность выполнения действия на уровне адекватной   оценки.         

Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.