Методическая разработка классного часа "С любовью о России"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 18.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка классного часа
Иконка файла материала Методическая разработка классного часа_С любовью о России_.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»

 

 

 


РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК                                         

социально-правовых  дисциплин  

Председатель ЦМК                            ______________О.Н.Сысоева

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  классного часа  на тему:

«С ЛЮБОВЬЮ О РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                               РАЗРАБОТАЛА

                                                                       Преподаватель ГБПОУ РО

                                                                            «ШРКТЭ им. ак. Степанова П.И.»

                                                                         _______Т.В.Югатова

 

 

 

Шахты – 2019

 

Аннотация

 

Гражданско-правовое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач образовательного учреждения. Основной целью гражданского и правового воспитания является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание студентов в духе гражданственности, патриотизма.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Поэтому  задачей  классного руководителя является:

- воспитание у обучающихся любви и привязанности к своей семье, дому, городу, Родине;

- развитие интереса к русским традициям;

- знакомство обучающихся с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

Для реализации проекта был отобран демонстрационный материал, который позволяет формировать представление о том, чем славен родной край, Родина, Россия. Это необходимо для того, чтобы показать воспитанникам, что родная земля известна своей историей, традициями и  достопримечательностями,

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания обучающихся об истории России, традициях и обычаях, а также правах и свободах граждан нашего государства.

Цель проекта: Воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам и законодательству Российской Федерации

Задачи проекта:

- формирование патриотических чувств через уважительное отношение к символам и нормативным актам РФ;

- развитие познавательных интересов  в изучении культурно-исторических традиций нашего государства;

- формирование активной гражданской позиции.

 Используемые технологии : сотрудничества, личностно-ориентированные

Используемые методы:

·         иллюстративный (демонстрация наглядности);

·         проекта;

·         диалоговый;                                  

·         репродуктивный (обобщение материала).

Ожидаемые результаты:

·  повышение интереса к историческому прошлому Родины;

·  уважительное отношение к важнейшим законам и  символам государства;

·  осознание ответственности за судьбу страны;

·   способность к самореализации в пространстве российского государства.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

на тему:

«С ЛЮБОВЬЮ О РОССИИ»

 

Цели классного часа:

 

Воспитательные:

·     воспитать уважение и привязанность к семье, дому, стране,

·     познакомить с государственной символикой России, основными понятиями, связанными с представлениями о Родине, как государстве,

·     развить интерес к русским традициям и обычаям,

·     способствовать формированию активной жизненной позиции.

 

Развивающие:

·       развитие умения слушать, анализировать, рассуждать, решать ситуативные задачи;

·       способствовать развитию умений работать в команде.

 

Форма проведения классного часа: дискуссионная (вопросы и ответы), творческая (представление проектов)

 

Технологии: сотрудничества, личностно-ориентированные

 

Методы:

·       иллюстративный (демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма);

·       проекта;

·       диалоговый;

·       репродуктивный (обобщение материала).

 

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Межпредметные связи: история, обществознание, право

 

Наглядные пособия: видеоматериал, презентация.

 

Раздаточный материал: матрешки, ложки, манекен с русским народным костюмом,  балалайка, кокошник, блины, карточки с заданиями для реализации проекта

 

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.

 

Формирование компетенций:

·       ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач .

·       ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

·       ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

 

 

Ход классного часа

Введение

 

- Здравствуйте, меня зовут Токарева Татьяна Владимировна и сегодня классный час проведу у вас я. Приглашаю Вас к сотрудничеству и совместным раздумьям по теме, которую мы сформулируем вместе с вами.

 

А прежде, чем мы приступим к работе, давайте познакомимся, открыв сердца друг другу, потому что говорить мы будем о любви, но не о любви друг к другу, а о любви к стране, в которой мы живем.

На ваших столах, в том числе и моем, лежат жетоны в форме сердечка, на которых необходимо написать свое имя (пишут имена).

Громко назовите свое имя и положите его в вазу.

Теперь ваша задача – достать из вазы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

 

Ребята, мы открыли свои сердца друг другу и я предлагаю Вам открыть свое сердце месту, в котором вы родились и живете, и это место называется….(Родина!).

 

Итак, тема нашего классного часа «С любовью  о России» Давайте сформулируем цель, достижение которой обсудим в конце классного часа

 

Прошу зачитать цель классного часа:

- Вспомнить символы РФ и  русские традиции, олицетворяющие могущество нашей необъятной Родины

 

1. Актуализация

Сегодня мы с вами будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется свое понятие о Родине.  Для меня Родина -  это место моего рождения  - Коми республика, там летом не тает снег, где сосны и ели. А вы, когда вырастете, где бы ни были, при слове «Родина» вспомните наш любимый Дон, и замечательный город Шахты, тихий, спокойны, такой родной и уютный.

 

Хочу обратиться к Вам с вопросом: Что для вас означает слово «Родина»? ( Возможные ответы: народ, держава, власть, леса, величие, просторы, земля, традиции, символы и т.д.)

 

2. Основная часть

 

Наша с вами Родина – Россия и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать, как устроена его страна, каковы ее государственные символ и законы, кто управляет страной. Почитание символов государства есть проявление патриотизма. Предлагаю Вам повторить, что такое патриотизм.

Сегодня мы  встретились для того, чтобы поговорить о любви к России, поэтому я предлагаю  совершить небольшое путешествие по нашей необъятной Родине  и пополнить знания о ней.

У каждого из Вас на столе находится предмет, который можно отнести к российским национальным символам в широком смысле слова, официальным и неофициальным.

Поднимите руки и назовите символы России, которые вы узнали. Вам предстоит за одну минуту вспомнить, что Вам известно об этом предмете и поделиться своими знаниями с товарищами. Я уверена, Вы ранее на уроках истории и обществознания уже знакомились с государственными символами и символами памяти исторических событий, но если Вам необходима подсказка, Вы можете пользоваться раздаточным материалом. Звучит музыка.

1. Гимн России

 

Ответ. Гимн - это торжественная песня. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях.  Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Гимн мы слушаем и в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы. Композитор – Александр Александров, стихи – Сергей Михалков.

 

Звучит гимн РФ

 

2 Герб России

Ответ. Герб государства представляет собой отличительный знак, эмблему, на которой изображены предметы национальной гордости. У нас очень красивый герб. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. 

 

3 Флаг России

 

Ответ. Флаг – официальный государственный символ, прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года, это государственный флаг Российской Федерации.

 

Давайте прочтем, что символизируют белый, синий и красный цвета?

 

 

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

 

Однако есть и другие версии, по одной из которых это единство моря, воды и неба. А по другой: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь.

 

Вспомните, с каких слов начинается гимн России? (ответ – Россия – священная наша держава..)

 

Назвав официальные символы России, давайте вспомним главу нашего государства. (Ответ – В.В.Путин)

 

4. Конституция РФ

Ответ. Конституция РФ – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.

 

Подскажите, а как называется глава 2 Конституции?

Ответ – Права  свободы человека и гражданина.

 

Какие права человека вы знаете?

 

Ответ – Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, на охрану здоровья и т.д.

 

5. Москва

Ответ. Столица Российской Федерации Москва – крупнейший город России и Европы. Население составляет более 12 млн. человек. Впервые Москва упоминается в 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгородского князя Святослава Ольговича. 

 

Кроме государственных, существуют ещё так называемые неофициальные символы - то, с чем ассоциируется Россия в сознании ее граждан и иностранцев

 

6. Красная площадь

 

 

Красная площадь – сердце нашего государства и центр Москвы - одного из самых больших городов России. Здесь проходят многие важные события: Парад Победы, концерты по случаю знаменательных дат, а еще здесь находится «алтарь России» - так назвал Московский Кремль Михаил Лермонтов.

 

Ребята, а кто из вас был на Красной площади?  А кто хочет побывать? Какие впечатления она на вас произвела? Делали ли фото? Я желаю вам обязательно побывать на Красной площади и обязательно сделать на память сделать фотографию, потому что  в настоящее время фотосъёмка и видеосъёмка на Красной площади и других территориях, прилегающих к Кремлю, разрешена.

 

7. Матрешка

 

 

 

Ответ. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

 

На слайде изображена матрешка с изображением Чемпионата Мира по футболу, которая была  актуальна в прошлом году

 

8. Лапти Национальная одежда - это часть культуры народа. Говоря о символах России, нельзя не упомянуть и предметы национальной одежды.

 

 

Ответ. Лапти– обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или берёсты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа. Отсюда и всем известные пословицы и выражения: «лапоть» (о простофиле), «не лаптем щи хлебаем».

 

9. Пельмени. Если задать вопрос иностранцам, то для них Россия ассоциируется с особенностями русской кухни

Ее характеризует разнообразие горячих супов и каш, квашений и солений, грибных блюд и дичи на русском столе.

 

 

 

Ответ. Пельмени - блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса. Тесто для пельменей готовится из муки, яиц и воды. Начинка классических пельменей изготавливается  из говядины, свинины или баранины  с добавлением различных специй,

 

А какие русские блюда еще вы видите на слайде?

 

10. Ласточкино гнездо

 

18 марта 2014 года произошло важное историческое событие для нашей страны – присоединение Крыма к России, поэтому нельзя не упомянуть о достопримечательности, расположенной на его территории.

 

Ответ. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. 17 октября 2015 года Правительство РФ приняло постановление об отнесении Ласточкиного гнезда к объектам культурного наследия федерального значения

 

3. Работа над проектом

 

Итак, мы с вами вспомнили  официальные и неофициальные символы России, позволяющие охарактеризовать могущество нашей Родины и обилие ее национальных традиций, уходящих корнями глубоко в прошлое и сейчас мы готовы к работе над проектом, тема которого звучит так «Национальные костюмы народов России».

Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить. 

 

Вам предстоит разделиться на 2 команды

Задание для 1 команды -  Одеть манекен в русский народный костюм и используя раздаточный материал рассказать о его особенностях

Задание для 2 команды – Вспомнить о своей малой Родине, Донском крае и одеть манекен в казачий костюм Донских казаков, и, также, используя раздаточный материал рассказать о его особенностях.

 

На выполнение проекта Вам отводится 2,5  минуты

 

 

По истечении 2 минут команды приступают к защите проекта

 

1 команда.

 

Разрешите приступить к защите проекта. Одевая манекен в русский народный костюм, мы сделали вывод, что народный костюм – это частичка самого народа.

Основой женского народного костюма была рубаха. Считалось, чем богаче украшенная рубаха, тем счастливее будет ее владелица. Поверх рубахи девушки женщины носили сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани.

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение.

Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще кокошник

Работая над проектом, мы увидели, как обычаи и традиции нашли свое отражение в национальной одежде и прониклись чувством гордости за мастеров, создававших поистине произведение искусства

 

2 команда

Разрешите приступить к защите проекта. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона.

К сожалению, в учебниках истории России очень мало  информации о казаках - традициях, обычаях, одежде. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идет процесс возрождения казачества в нашем округе, а также в других регионах России.

Традиционный женский казачий костюм  состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. 

Казачий костюм – произведение искусства, ценная образная «летопись» наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства.

 Поэтому и не «умирает» народный костюм. Он превращается в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

 

Ребята, благодарю вас за творчество при реализации и представлении проекта, вы доказали, что зная историю народных костюмов, можно глубоко изучить быт, обычаи и нравы людей. А именно в этом проявление патриотизма, о котором мы говорили в начале классного часа.

 

4. Обобщение результатов и рефлексия

Ребята, я предлагаю вам всем остаться на своих местах и  вспомнить цели, поставленные в начале классного часа и подумать, достигли ли мы их.

Можно говорить о России в таком ключе, что всё об этой стране известно, и ничего нового уже открыть в ней нельзя. Но это зависит от нас с вами. Я желаю вам каждый день открывать для себя что то новое о России, быть патриотами, настоящими гражданами нашего великого государства! Чем больше мы знаем о своей Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей, сможем приумножить ее богатства. Будущее страны в наших руках.

Слайд 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гимн России

Гимн - это торжественная песня. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях.  Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Гимн мы слушаем и в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы. Композитор – Александр Александров, стихи – Сергей Михалков.

 

2 Герб России

Герб государства представляет собой отличительный знак, эмблему, на которой изображены предметы национальной гордости. У нас очень красивый герб. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. 

 

3 Флаг России

Флаг – официальный государственный символ, прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года, это государственный флаг Российской Федерации.

 

4. Конституция РФ

Конституция РФ – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.

 

5. Москва

Столица Российской Федерации Москва – крупнейший город России и Европы. Население составляет более 12 млн. человек. Впервые Москва упоминается в 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгородского князя Святослава Ольговича. 

 

 

 

6. Красная площадь

Красная площадь – сердце нашего государства и центр Москвы - одного из самых больших городов России. Здесь проходят многие важные события: Парад Победы, концерты по случаю знаменательных дат, а еще здесь находится «алтарь России» - так назвал Московский Кремль Михаил Лермонтов.

 

7. Матрешка

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

 

8. Лапти

 Лапти – обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или берёсты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа. Отсюда и всем известные пословицы и выражения: «лапоть» (о простофиле), «не лаптем щи хлебаем».

 

9. Пельмени.

Пельмени - блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса. Тесто для пельменей готовится из муки, яиц и воды. Начинка классических пельменей изготавливается  из говядины, свинины или баранины  с добавлением различных специй,

 

 

10. Ласточкино гнездо

Ласточкино гнездо - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. 17 октября 2015 года Правительство РФ приняло постановление об отнесении Ласточкиного гнезда к объектам культурного наследия федерального значения

 

 

 

Русский народный костюм

 

1. Разрешите приступить к защите проекта. Одевая манекен в русский народный костюм, мы сделали вывод, что народный костюм – это частичка самого народа.

 

 

2. Основой женского народного костюма была рубаха. Считалось, чем богаче украшенная рубаха, тем счастливее будет ее владелица. Поверх рубахи девушки женщины носили сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани.

 

 

3. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение.

 

 

4. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще кокошник

 

 

5. Работая над проектом, мы увидели, как обычаи и традиции нашли свое отражение в национальной одежде и прониклись чувством гордости за мастеров, создававших поистине произведение искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казачий костюм

 

1. Разрешите приступить к защите проекта. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона.

 

 

2. В учебниках истории России очень мало  информации о казаках – их традициях, обычаях, одежде. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идет процесс возрождения казачества в нашем округе, а также в других регионах России.

 

 

3. Традиционный женский казачий костюм  состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. 

 

 

4. Казачий костюм – произведение искусства, ценная образная «летопись» наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства.

 

 

5. Поэтому и не «умирает» народный костюм. Он превращается в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru