Урок "Высотная поясность " составлен с учётом требований ФГОС но основе использования технологии проблемного обучения. Содержательная часть урока построена на определении особенностей смены высотных поясов в горах. Проблемная часть связана с проведением зимних олимпийских игр в г.Сочи. В уроке используются видео фрагменты и презентации.Урок "Высотная поясность"
ФИО: Турасова Наталья Леонидовна
Место работы: МОУ «СОШ № 4» г. Ухты, Республики Коми
Должность: учитель географии
Приложение 3.3.2
Технологическая карта урока географии в 8 классе
Тема: Многоэтажность природы гор.
Базовый учебник: География России. 8 кл. А.И.Алексеев : Дрофа, 2012
Тип урока: урок постановки проблемы и её решения.
Цель урока: сформировать представление в ходе урока о многоэтажности природы гор.
Задачи: Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению многоэтажности
природы гор.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки
государства; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебниками,
картами, текстами ,делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию
коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: выяснить особенности смены высотных поясов в горах
Метапредметные:
Познавательные УУД:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно –
следственных связей
давать определение понятиям
установить закономерности смены высотных поясов в горах;
объяснять причины смены высотных поясов в горах;
анализировать источники географической информации;
осуществлять необходимый поиск информации в картах, тексте учебника,
дополнительном материале;
извлекать информацию из схем;
выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях;
высказывать предположение, приводить доказательства
делать умозаключения и выводы на основе аргументации
Регулятивные УУД:
осуществлять саморегуляцию в форме управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение целей
адекватно оценивать свои возможности достижения цели
осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, устанавливать
целевые приоритеты
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации
уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстникамиКоммуникативные УУД
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
учитывать разные мнения и интересы
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
3. Личностные:
уважать личность, её достоинство
доброжелательно относится к окружающим
уметь вести диалог на основе равноправных отношений
уметь конструктивно разрешать конфликты
проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию
формировать устойчивый познавательный интерес
Информационно – образовательная среда:
1.Учебнометодическое сопровождение: А.И. Алексеев . География России: Учебник: 8
класс: Атлас. 8 класс.
2. Дидактические материалы: схемы высотных поясов в горах
3. ИКТ: разработанная презентация к уроку, включающая видеофрагменты
4. Межпредметные связи: биология
Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.
Организационная структура урока
Этапы
урока
Цель Метод
ы и
приём
ы
работ
ы
1.Организ
ационный
Мотивир
овать к
учебной
деятельн
ости.
УУД
Деятельность учителя
Личностные: самоопределение,
проявление положительного отношения к
школе и учебной деятельности, в
частности, к изучению географии;
правильная идентификация себя с
позицией школьника
Регулятивные: самостоятельная
организация своего рабочего места;
определение
Приветствует учащихся.
Доброе пожелание, моральная
поддержка, проверка
готовности учащихся к уроку.
Деятельнос
ть
учащихся
Организация
рабочего места.
Приветствие
учителя,
подготовка к
уроку.2.
Актуализа
ция
знаний
Сформу
лировать
проблем
у,
связанну
ю с
изучаем
ым
объекто
м,
которая
не имеет
известно
го
решения.
Метод
целепола
гания,
констру
ировани
я
вопросо
в.
Личностные: формирование
познавательного интереса
Познавательные: осуществление
познавательной рефлексии в отношении
поставленых вопросо ;
Регулятивные: адекватно
самостоятельно оценивать правильность
своих ответов
Коммуникативные: осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной форме; умение с
достаточной простой и точностью
выразить свои мысли в соответствии с
вопросом
3.Создани
е
проблемн
ой
ситуации
Метод
«ключев
ых
слов».
Обознач
ить
образова
тельный
объект в
виде
явления,
понятия,
предмет
а
Личностные: формирование
познавательного интереса
Познавательные: постановка проблемы,
её аргументация;
построение умозаключений на основе
аргументации; построение логических
рассуждений
Регулятивные:формирование
способности к прогнозированию как
предъявлению будущих событий
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и
позицию;
использовать адекватные
языковые средства для отображения
своих мыслей.
Осуществляет постановку
наводящих вопросов.
Демонстрирует карту
«Природные зоны России»,
видеофрагмент «Объявление
олимпиады МОК в Сочи»
Ребята, напомните мне, что
это за карта? (Карта
природных зон России)
Какой закон отражает данная
карта?
(Закон широтной зональности)
В чём сущность данного
закона?(Смена природных зон
происходит с севера на юг)
Какая природная зона самая
маленькая по площади в
России?(Субтропики)
Какие ассоциации у вас
вызывает данная природная
зона? (Жарко, много
растительности, море, зимняя
олимпиада, юг…)
У меня есть своя
ассоциация. Посмотрим
фрагмент.
Предъявляет проблемную
ситуацию, осуществляет
постановку наводящих
вопросов. Демонстрирует
видеофрагмент
«Скептицизм Сочинской
олимпиады».
Что вас удивило в наших
ассоциациях?(Здесь и жарко и
холодно, юг, но лежит в горах
снег…)\
Что вы заметили? (Сочетание
признаков зимы и лета в
субтропиках)
Какие факты налицо?(В
самом южном регионе России,
в субтропиках проводилась
зимняя олимпиада)
Актуализируют
ранее усвоенные
знания .
Формулируют
суждения.
Смотрят
видеофрагмент
Формулируют
суждения.
В чем противоречие?
(Проведение зимней
олимпиады в субтропиках)
Выявляют
противоречия
Какой возникает вопрос?
(Как стало возможным
провести зимнюю олимпиады
в субтропиках?)
Формулируют
ключевой
вопрос, исходя4.
Выдвижен
ие гипотез
Метод
констру
ировани
я
вопросо
в, метод
ученичес
кого
планиро
вания.
Сформу
лировать
учебное
задание
в форме,
обеспечи
вающей
возможн
ость
личного
решения
образова
тельной
ситуаци
и
каждым
ученико
м.
Личностные: осознание своих
возможностей в учении; установление
связи между целью учебной деятельности
и её мотивом.
Познавательные: выдвижение гипотезы
о связях процессов и объектов между
собой; осуществление выбора наиболее
эффективных способов решения задач и
достижения цели; организация проверки
гипотез; построение логического
рассуждения включающегося
установление причинно – следственных
связей
Регулятивные:
определение цели урока; планирование
пути достижения цели, установление
целевых приоритетов; умение
самостоятельно анализировать условия и
достижения цели; прогнозирование
результатов и уровня усвоения знаний.
Коммуникативные: организовывать и
планировать сотрудничество совместно с
учителем и сверстниками; устанавливать
и сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решение и делать выбор;
задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности .
Какую проблему вы
выделите?(Почему возможно
проведение зимней олимпиады
в самом южном регионе
России, в субтропиках?)
Названными нами
противоречиями в своё время
в своё время были озадачены и
члены МОК и многие
россияне. Посмотрим
видеофрагмент.
из противоречия.
Осознают
проблемную
ситуацию,
анализируют
исходные данные
и формулируют
проблему.
Смотрят
видеофрагмент
Осуществляет постановку
наводящих вопросов.
Организует целеполагание.
Какие у вас есть гипотезы,
идеи, предположения,
объясняющие это
противоречие?(Субтропики
это горна территория, а в
горах с высотой холодно,
снег. Поэтому вполне
возможно проведение зимней
олимпиады)
Вы согласны с предложенной
гипотезой?(Да…Нет..)
Какие будут ещё гипотезы?
(Предлагают гипотезы)
Мы можем проверить данную
гипотезу?(Да)
Как её можно проверить?
Что нам может помочь в
этом? (Карта)
Воспользуемся картой для
проверки гипотезы. Что
скажите? (На карте не
показаны природные условия
с высотой) Мы сможем
проверить нашу гипотезу?
(Нет)
В чём ваше затруднение? (Мы
не видим природные зоны в
горах).
Вы знакомы с понятием
высотная поясность?(Нет)
Тогда что мы должны узнать?
(Мы должны узнать что такое
высотная поясность).
Какова наша цель на уроке?
(Выяснить как происходит
смена природных зон в горах).
Сформулируйте тему урока.
(Смена природных зон в
горах).
На какой вопрос вы хотели
получить ответ в ходе
сегодняшнего урока?(Как
сменяются природные зоны в
Формулируют
суждения.
Выдвигают и
конкретизируют
гипотезы.
Выбирают
рабочую
гипотезу
Выбирают
способы
проверки
гипотезы
Работают с
картой.
Анализируют
информацию.
Определяют цельурока.
Формулируют
тему урока.
Определяют
задачи урока.
горах)
С какого вопроса вы
предложите начать изучать
высотную поясность?
Почему?
Если мы чего то не знаем, то
какой вопрос мы должны себе
задать?(Что?)
Если мы не знаем в какой
части страны это находится,
то какой вопрос зададим?
(Где?)
Если мы не знаем каким
образом это происходит, то
каков наш вопрос?(Как?). Вот
мы и поставили главные
задачи урока.
Для решения данных задач
какими источниками
информации мы будем
пользоваться?
Даёт направляющие
указания для решения
проблемы. Организует
работу в малых группах.
Каким источником
информации вы предлагаете
воспользоваться при ответе на
первый вопрос? (Учебником).
Хорошо. Найдём ответ на
вопрос «Что?». (Высотная
поясностьэто смена высотных
поясов в горах). Запишем
определение в тетрадь под
этим вопросом.
На какой следующий вопрос
будем искать ответ? (Где?)
Каким источником
информации предлагаете
воспользоваться? (Картой)
Определяют
источники
информации.
Определяют
источники
информации.
Осуществляют
проверку
гипотезы:
работают с
различными
источниками
информации,
анализируют и
систематизируют
полученную
информацию.
Строят
5.Решение
проблемн
ой
ситуации
Решить
образова
тельную
ситуаци
и с
личных
позиций.
Метод
эвристич
еского
исследов
ания,
метод
самосто
ятельног
о отбора
материа
ла,
метод
взаимоо
бучения,
метод
самоорг
анизации
обучени
я, метод
разнонау
чного
видения.
Личностные: готовность к
самообразованию и самовоспитанию
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации, установление
причинно следственных связей;
дополнение и расширение имеющихся
знаний и представлений о новом
изучаемом предмете; анализ, синтез,
сравнение. обобщение, объяснение,
аналогия; проведение самостоятельного
исследования, построение умозаключений
Регулятивные: понимание, принятие и
сохранение учебной задачи и решение её в
сотрудничестве
в
коллективной деятельности; нахождение
в сотрудничестве с учителем разных
способов решения учебной задачи, выбор
наиболее рационального.
учителем
с
Коммуникативные: учёт разного
мнения и стремление к координацииразличных позиций в сотрудничестве,
аргументация своей точки зрения,
осуществление взаимного контроля и
оказание взаимопомощи; работа в
группахустановление рабочих
отношений, умение вступать в диалог ;
владение монологической и
диалогической формами речи
Личностные: уважение к личности и её
достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, умение
разрешать конфликты; готовность к
самообразованию и самовоспитанию
Что получилось?(В горах
Кавказа, Урала, Алтая…)
Запишите в тетрадь.
Ребята, я вам хочу
предложить схемы. Для чего
они нам нужны? (Чтобы
ответить на вопрос «Как?»)
Попробуйте, работая в паре
определить как происходит
смена высотных поясов в
горах кратко записать в
тетрадь.
Сверим наши
закономерности.
6.Доказат
ельство
гипотез
Приём
«панель»
высказы
вание
всевозмо
жных
точек
зрения,
метод
рецензий
.
Организ
овать
обсужде
ние,
дискусс
ии,
споры,
рецензии
.
Сопоста
вить и
(или)
переопр
еделить
начальн
ые
позиции,
мнения и
другие
результа
ты
ученико
в
Личностные: умение вести диалог на
основе равноправных отношений и
взаимного уважения и принятия
Познавательные: осуществлять поиск
информации; уметь выделять главное,
выстраивать
последовательность
описываемых
особенностей;
самостоятельно проводить исследование;
делать умозаключения и выводы
Регулятивные: организовывать и
планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками; умение
самостоятельно контролировать своё
время и управлять им; оценивать
правильность своих действий и
своевременно вносить коррективы.
Коммуникативные: осуществление
взаимного контроля и оказание в
сотрудничестве взаимопомощи
формулирование и аргументация своего
мнения в коммуникации; учёт разных
Даёт направляющие
указания. Организует работу
в группах. Демонстрирует
фрагмент видеофильма
«(Представление В.В.
Путина олимпиады в Сочи)
Ребята, мы рассмотрели
закономерности смены
природных зон в горах. А
вдруг мы ошиблись, обосновав
их только теоретически. Как
можно проверить?(Лично
побывав в субтропиках или
сравнив «верх» и «низ»)
В своё время наш президент
также проверил практически
смену высотных поясов.
Посмотрим фрагмент .
О каких двух местах идет
речь?(Г.Сочи и Красная
Поляна).
Чтобы убедиться в словах
логическую
структуру
теоретической
части решения
проблемы.
Формулируют
выводы.
Устраивают
групповые
обсуждения и
обеспечивают
обмен знаниями
между членами
групп
Демонстрация в
устной форме
результатов
исследования.
Сравнивают
собственный
результат
работы со
схемами с
вариантами
других
учащихся.
Корректируют
результат.
Формулируют
суждения.
Смотрят
видеофрагмент.мнений.
президента, что мы должны
сделать?(Сравнить природу
Сочи и Красной Поляны).
Какую форму работы вы
предложите? ( Составить
сравнительную
характеристику. Удобнее в
форме таблицы, работая в
группах).
Хорошо. Составим
характеристику природных
условий Сочи и Красной
Поляны, при этом заполнив
опорную таблицу.
Распределите роли в группе
самостоятельно.
Группы, продемонстрируйте
свои результаты.
Охарактеризуйте одним
словом природу Сочи и
Красной Поляны. Это слово и
будет решением проблемы.
(Контраст).
Ну что ж …Проверим свои
предположения, просмотрев
следующий фрагмент (От
субтропиков к вершинам)
Правильны наши
предположения?
Рефлекси
я
Метод
оценки
деятельн
ости.
Оценить
достигну
тые
результа
ты.
Формул
ировани
е
открыто
го или
окончате
льного.
Личностные: формирование адекватной
позитивной самооценки; потребность в
самовыражении
Познавательные: оценка
сформированных знаний об
образовательном объекте.
Регулятивные: адекватно
самостоятельно оценивать собственный
результат , свои возможности достижения
цели
Коммуникативные: осуществлять
коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных
действий и действий партнёров.
В заключении заполним
вопросы небольшой анкеты и
отметим их знаками + и в
четырех углах картасхемы:1
на уроке я работал
активно/пассивно. 2 своей
работой я на уроке
доволен/недоволен. 3.урок
показался длинным/
коротким 4. за урок я
устал/не устал
Работают в
группах:
распределяют
обязанности,
работают с
различными
источниками
информации,
анализируют
информацию,
обсуждают
полученные
результаты,
фиксируют
результаты.
Демонстрируют
проверку
гипотезы на
практике.
Находят общее
решение
проблемы.
Сравнивают своё
решение
проблемы с
культурно
историческим
аналогом.
Оставляют свой
или
корректируют
результат.
Соотносят цели
и результаты
исследования.
Осознают
личную
значимость
полученного
результата.