Урок по географии на тему "Высотная поясность" (8 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Высотная поясность " составлен с учётом требований ФГОС но основе использования технологии проблемного обучения. Содержательная часть урока построена на определении особенностей смены высотных поясов в горах. Проблемная часть связана с проведением зимних олимпийских игр в г.Сочи. В уроке используются видео фрагменты и презентации.Урок "Высотная поясность"
Иконка файла материала Высотная поясность.docx
ФИО: Турасова Наталья Леонидовна Место работы: МОУ «СОШ № 4» г. Ухты, Республики Коми Должность: учитель географии Приложение 3.3.2 Технологическая карта урока географии в 8 классе Тема: Многоэтажность природы гор. Базовый учебник: География России. 8 кл. А.И.Алексеев : Дрофа, 2012 Тип урока: урок постановки проблемы и её решения. Цель урока: сформировать представление в ходе урока о многоэтажности природы гор. Задачи: Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению многоэтажности  природы гор. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,  интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки государства; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с  учебниками,  картами, текстами ,делать обобщения и выводы.  Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию  коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Планируемые результаты:  Предметные: выяснить особенности смены высотных поясов в горах Метапредметные: Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно –  следственных связей давать определение понятиям установить закономерности смены высотных поясов в горах; объяснять причины смены высотных поясов в горах; анализировать источники географической информации; осуществлять необходимый поиск информации в картах, тексте учебника,  дополнительном материале; извлекать информацию из схем; выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и  способы действий в изменённых условиях; высказывать предположение, приводить доказательства делать умозаключения и выводы на основе аргументации                 Регулятивные УУД:  осуществлять саморегуляцию в форме управления своим поведением и  деятельностью, направленной на достижение целей адекватно оценивать свои возможности достижения цели осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, устанавливать  целевые приоритеты адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить  необходимые коррективы в исполнение как в конце  действия, так и по ходу его  реализации уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстникамиКоммуникативные УУД    использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать  её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в  совместной деятельности понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы учитывать разные мнения и интересы вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы    3. Личностные:  уважать личность, её достоинство доброжелательно относится к окружающим уметь вести диалог на основе равноправных отношений уметь конструктивно разрешать конфликты проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию     формировать устойчивый познавательный интерес Информационно – образовательная среда: 1.Учебно­методическое сопровождение: А.И. Алексеев . География России: Учебник: 8  класс: Атлас. 8 класс.  2. Дидактические материалы: схемы высотных поясов в горах 3. ИКТ: разработанная презентация к уроку, включающая видеофрагменты 4. Межпредметные связи: биология Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.                               Организационная структура урока Этапы  урока Цель Метод ы и  приём ы  работ ы  1.Организ ационный Мотивир овать к  учебной  деятельн ости. УУД Деятельность учителя Личностные: самоопределение,   проявление положительного отношения к  школе и учебной деятельности, в  частности, к изучению географии;  правильная идентификация себя с  позицией школьника  Регулятивные: самостоятельная  организация своего рабочего места;  определение  Приветствует учащихся.  Доброе пожелание, моральная поддержка, проверка  готовности учащихся к уроку. Деятельнос ть  учащихся Организация  рабочего места. Приветствие  учителя,  подготовка к  уроку.2.  Актуализа ция  знаний Сформу лировать проблем у,  связанну ю с  изучаем ым  объекто м,  которая  не имеет известно го  решения. Метод  целепола гания,  констру ировани я  вопросо в. Личностные: формирование  познавательного интереса Познавательные: осуществление  познавательной рефлексии в отношении  поставленых вопросо ;  Регулятивные:  адекватно  самостоятельно оценивать правильность  своих ответов Коммуникативные: осознанное и  произвольное построение речевого  высказывания в устной форме; умение с  достаточной простой и точностью  выразить свои мысли в соответствии с  вопросом 3.Создани е  проблемн ой  ситуации Метод  «ключев ых  слов». Обознач ить  образова тельный  объект в виде  явления, понятия, предмет а Личностные: формирование  познавательного интереса  Познавательные: постановка проблемы, её аргументация; построение   умозаключений   на   основе аргументации;   построение   логических рассуждений Регулятивные:формирование способности   к   прогнозированию   как предъявлению будущих событий  Коммуникативные:  Формулировать   собственное   мнение   и позицию;   использовать   адекватные языковые   средства   для   отображения своих мыслей. Осуществляет постановку  наводящих вопросов.  Демонстрирует карту  «Природные зоны России»,  видеофрагмент «Объявление олимпиады МОК в Сочи» ­Ребята, напомните мне, что  это за карта? (Карта  природных зон России) ­Какой закон отражает данная карта?  (Закон широтной зональности) ­В чём сущность данного  закона?(Смена природных зон  происходит с севера на юг)  ­Какая природная зона самая  маленькая по площади в  России?(Субтропики)  ­Какие ассоциации у вас  вызывает данная природная  зона? (Жарко, много  растительности, море, зимняя  олимпиада,  юг…)  ­У меня есть своя  ассоциация. Посмотрим  фрагмент. Предъявляет проблемную  ситуацию, осуществляет  постановку наводящих  вопросов. Демонстрирует  видеофрагмент  «Скептицизм Сочинской  олимпиады». ­ Что вас удивило в наших  ассоциациях?(Здесь и жарко и  холодно, юг, но лежит в горах  снег…)\ ­Что вы заметили? (Сочетание признаков зимы и лета в  субтропиках) ­Какие факты налицо?(В  самом южном регионе России, в субтропиках проводилась  зимняя олимпиада) Актуализируют  ранее усвоенные  знания .  Формулируют  суждения.  Смотрят  видеофрагмент Формулируют  суждения.  ­В чем противоречие? (Проведение зимней  олимпиады в субтропиках) Выявляют  противоречия ­Какой возникает вопрос?  (Как стало возможным   провести зимнюю олимпиады  в субтропиках?) Формулируют  ключевой  вопрос, исходя4.  Выдвижен ие гипотез Метод  констру ировани я  вопросо в, метод  ученичес кого  планиро вания. Сформу лировать учебное  задание  в форме, обеспечи вающей  возможн ость  личного  решения  образова тельной  ситуаци и  каждым  ученико м. Личностные: осознание своих  возможностей в учении; установление  связи между целью учебной деятельности  и её мотивом. Познавательные: выдвижение гипотезы  о связях процессов и объектов между  собой; осуществление выбора наиболее  эффективных способов решения задач и  достижения цели; организация  проверки  гипотез;  построение логического  рассуждения включающегося  установление причинно – следственных  связей Регулятивные:  определение  цели урока; планирование  пути достижения цели, установление  целевых приоритетов; умение  самостоятельно анализировать условия и  достижения цели; прогнозирование  результатов и уровня усвоения знаний. Коммуникативные:  организовывать и  планировать сотрудничество совместно с  учителем и сверстниками; устанавливать  и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;  задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности . ­Какую проблему вы  выделите?(Почему возможно  проведение зимней олимпиады в самом южном регионе  России, в субтропиках?) ­ Названными нами  противоречиями в своё время  в своё время были озадачены и члены МОК и многие  россияне. Посмотрим  видеофрагмент. из противоречия. Осознают  проблемную  ситуацию,  анализируют  исходные данные и формулируют  проблему. Смотрят  видеофрагмент Осуществляет постановку  наводящих вопросов.  Организует целеполагание. ­Какие у вас есть гипотезы,  идеи, предположения,  объясняющие это  противоречие?(Субтропики­ это горна территория, а в  горах с высотой холодно,  снег. Поэтому вполне  возможно проведение зимней   олимпиады) ­Вы согласны с предложенной  гипотезой?(Да…Нет..)  ­Какие будут ещё гипотезы? (Предлагают  гипотезы) ­Мы можем проверить данную гипотезу?(Да) ­Как её можно проверить?  Что нам может помочь в   этом? (Карта) ­Воспользуемся картой для  проверки гипотезы. Что  скажите? (На карте не  показаны природные условия  с высотой) ­Мы сможем  проверить нашу гипотезу?  (Нет)  ­В чём ваше затруднение? (Мы не видим природные зоны в  горах). ­Вы знакомы с  понятием  высотная поясность?(Нет) ­Тогда что мы должны узнать? (Мы должны узнать что такое  высотная поясность). Какова наша цель на уроке?  (Выяснить как происходит   смена природных зон в горах). ­Сформулируйте тему урока.  (Смена природных зон в  горах). ­На какой вопрос вы хотели  получить ответ в ходе  сегодняшнего урока?(Как  сменяются природные зоны в  Формулируют  суждения. Выдвигают и  конкретизируют  гипотезы. Выбирают  рабочую  гипотезу Выбирают  способы  проверки  гипотезы Работают с  картой.  Анализируют  информацию. Определяют цельурока. Формулируют  тему урока.  Определяют  задачи урока. горах) ­С какого вопроса вы  предложите начать изучать  высотную поясность?  Почему?   ­Если мы чего то не знаем, то какой вопрос мы должны себе  задать?(Что?) ­Если мы не знаем в какой  части страны это находится,  то какой вопрос зададим?  (Где?) ­Если мы не знаем каким  образом это происходит, то  каков наш вопрос?(Как?). Вот  мы и поставили главные  задачи урока.  ­Для решения данных задач  какими источниками  информации мы будем  пользоваться?  Даёт направляющие  указания для решения  проблемы. Организует  работу в малых группах. ­Каким источником  информации вы предлагаете  воспользоваться при ответе на первый вопрос? (Учебником).  Хорошо. Найдём ответ на  вопрос «Что?». (Высотная  поясность­это смена высотных поясов в горах). Запишем  определение в тетрадь под  этим вопросом.  ­ На какой следующий вопрос  будем искать ответ? (Где?) ­Каким источником  информации предлагаете  воспользоваться? (Картой) Определяют  источники  информации. Определяют   источники  информации.   Осуществляют  проверку  гипотезы: работают с  различными  источниками  информации,  анализируют и  систематизируют полученную  информацию.  Строят  5.Решение проблемн ой  ситуации Решить  образова тельную  ситуаци и с  личных  позиций. Метод  эвристич еского  исследов ания,  метод  самосто ятельног о отбора материа ла,  метод  взаимоо бучения, метод  самоорг анизации обучени я, метод  разнонау чного  видения. Личностные: готовность к  самообразованию и самовоспитанию Познавательные: поиск и выделение  необходимой информации,  установление  причинно ­ следственных связей;  дополнение и расширение имеющихся  знаний и представлений о новом  изучаемом предмете; анализ, синтез,  сравнение. обобщение, объяснение,   аналогия; проведение самостоятельного  исследования, построение умозаключений Регулятивные:  понимание,   принятие   и сохранение учебной задачи и решение её в сотрудничестве в коллективной   деятельности;   нахождение в   сотрудничестве   с   учителем   разных способов решения учебной задачи, выбор наиболее рационального.   учителем     с  Коммуникативные: учёт разного  мнения и стремление к координацииразличных позиций в сотрудничестве,  аргументация своей точки зрения,  осуществление взаимного контроля и  оказание взаимопомощи; работа в  группах­установление рабочих  отношений, умение вступать в диалог ;  владение монологической и  диалогической формами речи Личностные: уважение к личности и её  достоинству, доброжелательное  отношение к окружающим, умение  разрешать конфликты; готовность к  самообразованию и самовоспитанию ­Что получилось?(В горах  Кавказа, Урала, Алтая…)  Запишите в тетрадь. ­Ребята, я вам хочу  предложить схемы. Для чего  они нам нужны? (Чтобы  ответить на вопрос «Как?») ­Попробуйте, работая в паре  определить как происходит  смена высотных поясов в  горах  кратко записать в  тетрадь. ­Сверим наши  закономерности. 6.Доказат ельство  гипотез Приём  «панель» ­  высказы вание  всевозмо жных  точек  зрения,  метод  рецензий . Организ овать  обсужде ние,  дискусс ии,  споры,  рецензии .  Сопоста вить и  (или)  переопр еделить  начальн ые  позиции, мнения и другие  результа ты  ученико в Личностные:   умение   вести   диалог   на основе   равноправных   отношений   и взаимного уважения и принятия     Познавательные:  осуществлять   поиск информации;   уметь   выделять   главное, выстраивать последовательность описываемых особенностей; самостоятельно проводить исследование; делать умозаключения и выводы Регулятивные: организовывать и  планировать учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками; умение  самостоятельно контролировать своё  время и управлять им; оценивать  правильность своих действий и  своевременно вносить коррективы. Коммуникативные: осуществление  взаимного контроля и оказание в  сотрудничестве взаимопомощи  формулирование и аргументация своего  мнения в коммуникации; учёт разных  Даёт направляющие  указания. Организует работу в группах. Демонстрирует  фрагмент видеофильма  «(Представление В.В.  Путина олимпиады в Сочи) ­Ребята, мы рассмотрели  закономерности смены  природных зон в горах. А  вдруг мы ошиблись, обосновав их только теоретически. Как  можно проверить?(Лично  побывав в субтропиках или  сравнив «верх» и «низ»)  В своё время наш президент  также проверил практически  смену высотных поясов.  Посмотрим фрагмент . ­О каких двух местах идет  речь?(Г.Сочи и Красная  Поляна). ­Чтобы убедиться в словах  логическую  структуру  теоретической  части решения  проблемы.  Формулируют  выводы. Устраивают  групповые  обсуждения  и  обеспечивают  обмен знаниями  между членами  групп Демонстрация в  устной форме  результатов  исследования.  Сравнивают  собственный  результат   работы со  схемами с  вариантами  других  учащихся.  Корректируют  результат.   Формулируют  суждения. Смотрят  видеофрагмент.мнений. президента, что мы должны  сделать?(Сравнить природу  Сочи и Красной Поляны). ­Какую форму работы вы  предложите? ( Составить  сравнительную  характеристику. Удобнее в  форме таблицы, работая в  группах). ­ Хорошо.  Составим   характеристику природных  условий Сочи и Красной  Поляны, при этом  заполнив  опорную таблицу.  Распределите роли в группе  самостоятельно.  ­Группы, продемонстрируйте  свои результаты. ­Охарактеризуйте одним  словом природу Сочи и  Красной Поляны. Это слово и  будет решением проблемы. (Контраст). ­Ну что ж …Проверим свои  предположения, просмотрев  следующий фрагмент (От  субтропиков к вершинам) ­Правильны наши  предположения? Рефлекси я Метод  оценки  деятельн ости. Оценить  достигну тые  результа ты.  Формул ировани е  открыто го или  окончате льного. Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки; потребность в  самовыражении  Познавательные: оценка  сформированных знаний об  образовательном объекте. Регулятивные: адекватно  самостоятельно оценивать собственный  результат , свои возможности достижения цели Коммуникативные: осуществлять  коммуникативную рефлексию как  осознание оснований собственных  действий и действий партнёров. ­ В заключении заполним  вопросы небольшой анкеты и  отметим их знаками + и ­ в  четырех углах карта­схемы:1  на уроке я работал­  активно/пассивно. 2 своей  работой я на уроке ­  доволен/недоволен. 3.урок  показался ­ длинным/  коротким 4. за урок я ­  устал/не устал  Работают в  группах:  распределяют  обязанности,  работают с  различными  источниками  информации,  анализируют  информацию,  обсуждают  полученные  результаты,  фиксируют   результаты. Демонстрируют   проверку  гипотезы на  практике. Находят общее   решение  проблемы. Сравнивают своё решение  проблемы с  культурно­ историческим  аналогом.  Оставляют свой  или  корректируют  результат. Соотносят цели  и результаты  исследования.  Осознают  личную  значимость  полученного  результата.