Урок по географиина тему "Движение земной коры"
Оценка 4.8

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
география
6 кл
10.01.2017
Урок по географиина тему "Движение земной коры"
Урок географии в 6 классе (по ФГОС). Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, «Русское слово», 2013 г. Движение земной коры. Цель урока: сформировать представление о видах движений в земной коре, о медленных колебаниях в земной коре и о землетрясениях.
Публикация является частью публикации:
Конспект.doc
Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, «Русское слово», 2013 г. Урок географии в 6 классе (по ФГОС). Движение земной коры. Цель урока: сформировать   представление о видах движений в земной коре, о  медленных колебаниях в земной коре и о землетрясениях. Задачи: ­ обучающие: сформировать знания о причинах и формах проявления разных  видов движений в земной коре; способствовать формированию понятий:  «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр»  землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», "жерло" вулкана,  "действующий вулкан" и "потухший вулкан", ; ­ развивающие: продолжить формирование приёма определения географического  положения объекта и обозначение его на контурной карте; продолжить обучение  работе с различными источниками географической информации; способствовать  развитию умения отбирать главное и существенное из текста, развивать навыки  самостоятельной исследовательской работы, работы в группах по поиску,  предъявлению и обобщению информации ­  воспитательные:  воспитывать   интерес   к   познанию   окружающего   мира; содействовать   формированию   географического   мышления   и   географической культуры. Формировать УУД: Личностные    : ­оценивание   усваиваемого   содержания,   овладение   основными   навыками нахождения, ­ использования и презентации географической информации; Познавательные: ­умение   определять   понятие,   обобщать,   классифицировать,   устанавливать причинно­следственные связи, формулировать выводы; Регулятивные    :   ­умение   организовывать   свою   деятельность,   определять   ее   цели   и   задачи, выбирать   средства   реализации   цели   и   применять   их   на   практике,   оценивать достигнутые результаты; ­умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее преобразование,   сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических средств   и   информационных   технологий;   выполнять   учебное   действие   в соответствии с алгоритмом действий. Коммуникативные: ­ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах; ­осознанно использовать речевые средства для представления результата. Оборудование:   экран,   компьютер,   мультимедийный   проектор,   раздаточный материал (рабочие листы к уроку, листы­задания для групп, карты «Современные вертикальные движения»). Тип урока: изучение нового материала. ХОД УРОКА   1. Организационный момент.        Добрый день,  ребята,  сегодня мы с вами  проведем необычный урок.  Мы отправимся в путешествие по лабиринтам  таинственной науки географии.  Слайд 1        Свое путешествие мы будем фиксировать в «Дневнике путешествия», который есть у каждого на парте.       Ребята, любой путешественник тщательно готовиться перед отправлением в  путь. Давайте и мы приготовимся. В дневниках путешествия у вас есть первое  задание: из рассыпавшихся слов, нужно составить понятия, которые мы изучали на  прошлых уроках и сегодня на уроке они нам снова встретятся.   2. Актуализация опорных знаний и умений. Прием  «Географическая мозаика».   Работа в парах. На каждый ряд раздается карточка с понятиями, из предложенных  слов нужно составить понятие. Слайд 2 А. кора, верхний, земная, слой, твердый, планеты, нашей. Б. внутренний, мантия, покрывает, слой, ядро, Земли, который. В. Земли, литосфера, из, состоящая, оболочка, мантии, твердая, верхней, земной, и, коры. Ответы: Слайд 3. А. Земная кора – верхний, твердый слой нашей планеты. Б. Матния – внутренний слой Земли, который покрывает ядро. В. Литосфера – твердая оболочка Земли, состоящая из верхней мантии и земной  коры. Молодцы, подготовка прошла на отлично. Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными  явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения  Земли. 3. Сообщение темы и целей урока. Мотивация. Прочитайте текст  на карточках, которые есть у вас на столах География ­ наука  полная тайн. Вспомни   о   морских   путешественниках,   о   которых   мы   говорили   в   5   классе   – викингах. Они плавали на кораблях – драккарах.  Викинги плавали вдоль берегов Европы и рано или поздно моряки возвращались домой.  На их родине берега были такие, что невозможно было причалить, кругом были отвесные скалы. Но викинги приспособились к таким условиям, они вбивали в скалу толстые железные кольца почти на уровне воды и к ним накрепко привязывали корабли. Прошло много сотен лет, уже нет викингов, и их драккары не пугают жителей Европы, но причальные кольца сохранились до сих пор. Теперь они находятся не на уровне воды, а на высоте   9   метров   над   водой.   Объяснений   может   быть   два:   либо   уровень   воды понизился, либо увеличилась высота берегов. Уровень воды понизиться не может, т.к.   он   должен   был   понизиться   не   только   у   берегов   Норвегии,   но   и   во   всем Мировом океане. Остается второе объяснение – повысились берега. То есть земная кора в этом месте поднялась. А     жители   одной   из   европейских   стран   –   Нидерландов,   постоянно   «воюют»   с морем, т.к. значительная часть территории их страны расположена ниже уровня моря.   Если бы трудолюбивые голландцы не защищали свои земли дамбами, то давно бы уже были затоплены. Слайды 4­5 Беседа по тексту: Туристам, приезжающим на норвежское побережье  Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над  поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для  привязывания драккаров (древних кораблей) у самой воды. Почему причальные  кольца для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась). А вот на противоположном берегу Северного  моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем,  которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит  в природе?  Т.е. земная кора движется. Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? Движение   земной   коры.   путешествия.) Каждый   путешественник   отправляется   в   путь   с   определенной   целью,   как   вы думаете,  что будет целью нашего путешествия?       (Учащиеся   записывают   тему   урока   в   дневник 4.Изучение нового материала. 4.1. Какова общая причина движений земной коры?  Послушайте мнение ученых по этому вопросу: (зачитываю текст), на презентации открыт слайд 6 Поверхность нашей планеты постоянно претерпевает изменения. Даже в течение своей жизни человек замечает, как меняется окружающая его природа: осыпаются берега   рек,   зарастает   луг,   образуются   овраги.   Все   эти   изменения,   по   большей части, вызваны внешними силами Земли. Наблюдать же внутренние, эндогенные силы   планеты   воочию   доводится   далеко   не   каждому.   Должно   быть,   это   и   к лучшему,   ­   очень   уж   грандиозны   и   временами   разрушительны   бывают   эти внутренние   силы,   способные   перемещать   континенты.  Внутренние   силы   Земли, пусть и за миллионы лет, воздвигают  горы и перемещают  за тысячи километров отдельные блоки литосферы. Большая часть этих внутренних процессов скрыта от нас огромной толщей земной коры. Так что же вызывает движение земной коры? Учащиеся формулируют причину: внутренняя энергия Земли. 4.2. Какие могут быть направления движения земной коры? Давайте вернемся к тексту: География наука полная тайн. О каких движениях земной   коры   вы   прочитали   в   этом   тексте?   (о   поднятии   и     опускании   земной поверхности). Верно, такие движения называются вертикальными. Слайд 7 Работа с текстом. Прочитать текст учебника на стр. 74. Найти   определение   вертикальных   движений   в   тексте   учебника   и   записать   в дневник путешествия. 4.3. Землетрясения. Однако   на   Земле   часто   бывают   движения,   которые   человек   в   своей   жизни непосредственно может наблюдать. Это быстрые движения земной коры. Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста, и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока.  “27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил,   раскачивался   из   стороны   в   сторону,   корчился   и   стонал.   Земля вспучивалась,   высокие   деревья   падали   как   подкошенные…Куски   земли непонятной   формы   двигались   вверх   и   вниз,   наклоняясь   под   всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной   открылась   новая   трещина,   и   я   рухнул   в   нее.   Когда   все   кончилось.   Я выбрался   на   поверхность   и   увидел   вдруг   страшный   пейзаж,   который напоминал мне первозданный хаос”.  Вопросы для обсуждения:  – Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях) –   Что   в   тексте   вас   навело   на   эту   мысль?  (Земля   вспучивалась,   куски   земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался). Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «землетрясение»?  Просмотр видеофрагмента до эпицентра.  ­ Что называют землетрясением? Ответ: подземные удары и колебания земной поверхности (записывают в дневник  путешествия).  ­ Что называют очагом землетрясения? Ответ: область подземных толчков или ударов.  ­ Что такое эпицентр? Ответ: участок земной поверхности над очагом землетрясения. Определения записываются в дневник. Каковы причины землетрясений? Найти в тексте учебника  на странице 76. 4.4. Сила землетрясений.  Просмотр видеофрагмента далее. Про силу землетрясений. Познакомьтесь со шкалой Рихтера.  Стр 77, 78.  Слайд 8. Сила землетрясения пo 12­балльной шкале Характеристика землетрясения He  ощущается. сейсмографами  Отмечается   только   специальными   приборами: Бал лы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Очень  слабое,   ошущается  только   очень  чуткими   домашними  жи­ вотными и  некоторыми людьми в верхних этaжах  зданий Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика Умеренное.   Слышны  скрип   половиц,   балок,   звон   посуды,   дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей Довольно   сильное.   В   комнатах   чувствуются   толчки,   как   от   падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий. Сильное.   Качается   тяжелая   мебель,   бьется   посуда,   падают   с   полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми. Очень  сильное.   Разрушаются   плохо   построенные   и   ветхие   дома.   В крепких   зданиях   появляются   небольшие  трещины,  осыпается  шту­ катyрка.  Разрушительное.   Деревья   сильно   раскачиваются;   часть   их   ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины. Опустошительное.   Дома   разрушаются.   Появляются  значительные трещины на почве. Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы.  Катастрофа.   Почти   все  камениые   постройки  разваливаются,  разру­ шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами. Сильная   катастрофа.  Разрущаются  все   сооружения.   Отдельные предметы  подбрасываются  при   толчках.   Преображается   вся местность. Ha поверхности грунта видны земляные волны. По описанию попробуйте определить силу землетрясения в баллах. Работаем в парах. 1. Русский писатель М.Горький  описывает события, произошедшие в  итальянском городе Мессине 28 декабря 1908 года: Накануне катастрофы и всю ночь перед нею выл ветер, море яростно бросало  на берега высокие волны; спасаясь от непривычного холода, жители Мессины и  прибрежных городов Калабрии плотно закрывали двери и окна домов и спали  крепким, предутренним сном. В 5 час. 20 мин. земля вздрогнула; ее первая судорога длилась почти десять  секунд; треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот  падающих лестниц разбудил спящих; люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки, от которых вдруг теряешь сознание, наполняясь  уничтожающим разум диким страхом. Ввокруг людей  качались стены, срываясь, падали полки, посуда, картины,  зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, и, двигаясь по комнате,  опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы — все было оживлено паникой,  враждебно людям и угрожало смертью. Как бумажный, разрывался потолок, сыпалась штукатурка — всюду скрип и треск дерева, падение камней, шорох  разрушавшихся стен. (Сначала 6 баллов, потом 8). 2. Сильное землетрясение, опустошившее Сан­Франциско, произошло 18  апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города  "золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый  процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки  следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как  дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими  глазами подпрыгивает. Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для  еженедельного журнала, сообщал: "Сан­Франциско умер!.. В среду в 5.15 утра  произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени.  Пожары возникли в десятке кварталов южнее Маркет­стрит, в рабочих  гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди не были организованы,  отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека  были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры". К тому  времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан­Франциско уже  было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах. (8­9б) Психологическая разгрузка: Учитель  называет слова; когда ученик слышат термины, которые относятся к изучаемой теме «Литосфера и рельеф Земли», хлопают в ладоши: Биосфера, климат, рельеф, мантия, атмосфера, гора, планета, горная порода, план, земная   кора,   горизонталь,   низменность,   возвышенность,   атлас,   метеор, плоскогорье, астероид, литосфера. 4.5. Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв? Предсказывать землетрясение . Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что  приближается землетрясение.  Чувствуя неизбежные земные толчки: Собаки воют, лошадь может понести, а  птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию,  предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя  оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение. Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий не только собаки, но куры   и   свиньи   незадолго   до   наступления   бедствия   меняют   свое   поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу. Обитатели аквариумов могут предсказывать стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, беспокоиться. За полтора­два часа до катастрофы рыбы пытаются выпрыгнуть из воды, а за 30­40 минут до толчка красные неоны ложатся на дно аквариума...  Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить, по меньшей мере 130 животных.   Слайд 9.  Для  обнаружения  и  регистрации  сейсмических  волн используются специальные   приборы   —  сейсмографы.   Одни   сейсмографы   чувствительны   к горизонтальным   движениям,   другие   —   к   вертикальным   волнам.   Волны регистрируются   вибрирующим   пером   на   движущейся   бумажной   ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты). СЕЙСМОГРАФ – прибор­самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. Запишем определение в дневник.  4.6. Вулканизм. Ребята, с движениями вещества в недрах Земли связано красивое, но грозное  явление – извержение вулканов. Просмотр видеофрагмента.( 30 секунд). Запись терминов в дневник путешествия. Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. Лава – магма, излившаяся на поверхность. А теперь давайте попробуем составить понятие термина  Вулкан. (Вулкан – это  гора в виде конуса, с кратером на вершине из которого извергается лава.) Слайд  10. Вулканы бывают: Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни (Ключевская Сопка,  Камчатка, Россия; Этна Италия).  Найти вулканы  на физической карте и нанести их на контурную карту в дневнике. Потухшие – бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье). Уснувшие – об из деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают  действовать (Везувий  Италия). Найти вулкан  на физической карте и нанести его на контурную карту в дневнике.      5. Закрепление. Прием  «Волшебный  сундучок»  У вас в дневниках путешествия есть задание, которое поможет нам выйти из  лабиринта.  Поможет вам его  сделать волшебный сундучок Слайд 11 в нем  находятся слова, которые вы можете использовать при работе. Выход из лабиринта. 1.Землетрясения возникают на Земле потому, что происходит _____горных пород. 2.Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют_______ 3.Вулкан состоит из _________________________________________ 4.Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения  называется___________________________________________________________ 5.В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских  островах. Самый большой из них____________________________________ Слова для отбора: Кратер и жерло, разрыв и смещение, эпицентр, Ключевская  Сопка, очаг землетрясения Слайд 13. Самопроверка: слайд 13. У кого 3 правильных ответа? (вы молодцы, неплохо потрудились) У кого 4 правильных ответа? ( умницы, вы хорошо усвоили материал) У кого все 5 правильных ответов? (Я поздравляю вас, вы отлично все запомнили) Кто не справился с заданием, запутался в лабиринте, и нужно дома более  внимательно познакомиться с параграфом. 6. Инструктаж по домашнему заданию. Форзац дневника  путешествия. 7. Рефлексия  Работа с предложениями на форзаце дневника. Подведение итогов: Ребята, как вы думаете, мы достигли цели нашего  путешествия?    Молодцы, вы были очень интересными попутчиками в  путешествии по лабиринтам географии. 1.Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный момент. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний 4) Первичное усвоение новых знаний 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"

Урок по географиина тему "Движение земной коры"
Скачать файл