Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
ОПРИЧНИНА
ОПРИЧНИНА
ИВАНА
ИВАНА
ГРОЗНОГО
ГРОЗНОГО
Учитель истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
Николаева Т.А.,
Николаева Т.А.,
МБОУ «Муриковская СОШ»
МБОУ «Муриковская СОШ»
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Цель урока:
Цель урока:
Рассмотреть цели и причины, ход,
Рассмотреть цели и причины, ход,
итоги и последствия опричнины
итоги и последствия опричнины
документов и решения проблемных
документов и решения проблемных
через анализ исторических
через анализ исторических
вопросов.
вопросов.
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Кадр из фильма «Иван
Кадр из фильма «Иван
Грозный»
Грозный»
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
План.
План.
► Причины опричнины
► Развитие опричнины
► Итоги и последствия
опричнины.
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Опричнина
(1565-1572 гг.)
Этимология
От древнерусского – «опричь» -
кроме форму «оприча» как
обособленной территории
использовал Иван IV Грозный для
осуществления особой политики –
опричнины.
Опричнина – особый, царский удел, состоящий
из лучших земель, находящихся под особым,
отдельным опричным управлением.
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Работа с документами.
Цели опричнины:
Цели опричнины:
• Стремление царя к единовластию
• Сосредоточение главных сил на
продолжении начатой в 1558 г.
Ливонской войны.
• Ликвидация остатков феодальной
раздробленности
Причины опричнины:
• Противоборство царя с его окружением, вызванное
становлением самодержавия, оттеснением от власти
княжеско-боярской знати.
• Неудовлетворенность царя результатом проводимой
внешней политики (ходом Ливонской войны)
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Кадр из фильма «Иван
Кадр из фильма «Иван
Грозный»
Грозный»
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Документ №2.
Документ №2.
Ответьте на вопросы:
Ответьте на вопросы:
1) С каким событием связано начало
1) С каким событием связано начало
опричнины?
опричнины?
2) Как изменилась организация
2) Как изменилась организация
государственного управления в годы
государственного управления в годы
опричнины?
опричнины?
3) Против кого был направлен
3) Против кого был направлен
Документ №3.
Документ №3.
опричный террор?
опричный террор?
1)К чему могла привести такая политика
Ивана Грозного?
2)2)Каковы, на ваш взгляд, были последствия
Каковы, на ваш взгляд, были последствия
опричнины?
опричнины?
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Последствия опричнины
Последствия опричнины
политические
Социально-экономические
1. Укрепление режима
личной власти царя.
2. Ликвидация
пережитков удельной
системы.
1. Хозяйственное
разорение страны.
2. Начало процесса
закрепощения крестьян
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
«Сущность опричнины»
«Сущность опричнины»
С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский «Борьба
аристократии с нарождающимся
самодержавием»
С. Соловьев «Прогресс в утверждении
государственных начал над родовыми»
Д. Альшиц «Террор – необходимое условие
самодержавия».
А. Зимин, С. Веселовский «Деспотизм и
насилие в отношении всех слоев населения.
В. Кобрин «Борьба удельного и
централизованного порядков».
Н. Карамзин «Следствие душевной болезни
Ивана IV».
В. Ключевский «Гипертрофированная
централизация государственной власти»
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
1) Главным содержанием опричнины
1) Главным содержанием опричнины
стали совершенно бессмысленные
стали совершенно бессмысленные
убийства. Однако самая страшная и
убийства. Однако самая страшная и
существенная особенность
существенная особенность
опричнины заключалась в том, что
опричнины заключалась в том, что
Иван IVIV, и его опричники абсолютно
, и его опричники абсолютно
Иван
уверены в благости своих
уверены в благости своих
чудовищных злодеяний.
чудовищных злодеяний.
На чем основывалась их
На чем основывалась их
уверенность?
уверенность?
2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.
Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы,
топил, жег огнем своих ближних слуг: народ
роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при
виде множества казней, совершаемых часто
всенародно.
По этим признакам нельзя ли заключить, что царь
Иван делал народу угодное?
Урок по истории на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Список использованной
Список использованной
литературы
литературы
http://timemislead.com/neveroyatnaya-istoriya
http://timemislead.com/neveroyatnaya-istoriya
http://mirvracha.ru/news/show/914
http://mirvracha.ru/news/show/914
http://history.sgu.ru/?wid=1639
http://history.sgu.ru/?wid=1639
http://vasily-sergeev.livejournal.com/4563404.html
http://vasily-sergeev.livejournal.com/4563404.html
http://www.liveinternet.ru/users/3698936/post1251413
http://www.liveinternet.ru/users/3698936/post1251413
10/10/
http://www.liveinternet.ru/users/_just_alone_all_life_/fri
http://www.liveinternet.ru/users/_just_alone_all_life_/fri
ends
ends
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivan_gros/06.aspx
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivan_gros/06.aspx
http://as-kjkjk.ucoz.ru/news/vojna_protiv_rossii_idjot_
http://as-kjkjk.ucoz.ru/news/vojna_protiv_rossii_idjot_
uzhe_davno/2010-09-11-92
uzhe_davno/2010-09-11-92
http://otvet.mail.ru/question/71937667
http://otvet.mail.ru/question/71937667
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.