Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
чтение
2 кл
08.05.2017
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
ЛЧ 84-104 урок.doc
Литературное чтение
Урок 84.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Исполнение колыбельных песен. Обсуждение их ритма, напевности.
Оценка исполнения (какие чувства вложены, кому адресована песня, как
исполнена и пр.).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
1 II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 3
1. Введение в раздел.
– Рассмотрите иллюстрацию (Афанасий с корабликом). Как вы думаете, о
чём мечтает Афанасий?
– Прочитайте название раздела.
– Кто автор этих строк? Кто может их продолжить? Из какого
произведения эти строчки? (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
– Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк?
(Подсказка.)
– Как вы думаете, какие сказки мы будем читать? Как это можно
определить?
– Откройте содержание учебника. Прочитайте заголовки произведений,
фамилии авторов этого раздела. Теперь легче ответить на вопрос? (Это
сказки о животных, или анималистические сказки.)
– Почему же, читая сказки о животных, человек должен чтото
наматывать себе на ус? (Предположения учащихся.)
– А так ли это, вы ответите после того, как прочитаете произведения этого
раздела.
2. Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте фамилию автора и название произведения.
– Вспомните, какие произведения Ю. Мориц читали. (Книги «Капельки
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
2 солнца», «Моя любимая Азбука»: «Попрыгатьпоиграть», «Ванечка
пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном – дома»...)
– В чём особенность этих произведений? (В них чувствуется любовь автора
к детям, животным. Автор задумывается над тем, мимо чего проходят
остальные; её стихи весёлые, очень добрые.)
предложенному учителем плану.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение стихотворения про себя. Вопросы после чтения.
– О чём это стихотворение?
– Какие картины себе представляли?
3. Чтение по строфам с комментариями.
1я строфа.
– Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море? (Им было
скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.)
– Как выглядит байдарка? (Представим, как слоны дружно гребут...)
2я строфа.
– Как вы себе представляете волны? (Мягкие, пенные.)
– С кем подружились слоны? С чего это началось? (С улыбки.)
– «Детская улыбка» – это какая? (Открытая, искренняя.)
3я строфа.
– Как понимаете: глоток задушевности нужен? (Пообщаться сердечно,
искренне.)
4я строфа.
– Какие отношения сложились между дельфинами и семьёй слона?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
3 числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Из каких слов это видно?
– Что значит: заключили в объятья? (Обняли на прощание.)
5–6я строфы.
– Почему слоны вернулись? (Наверно, у них остались здесь малыши, здесь у
них дом.)
– Кстати, байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от
Москвы.
7я строфа.
– Кто такой слоновод? (Сравним: садовод.) Уточнить значение этого слова
можно, выполнив задание 2 на с. 39 тетради.
– Почему слонов встречал «слоновод знаменитый», да ещё им устроили
бал? (Все соскучились по ним. Наверное, их любили...)
8–9я строфы.
– По кому и по чему скучают слоны?
– И где они могут «попробовать» морскую капусту? (Во сне и в мечтах.)
4. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения.
– Чьё ещё присутствие мы ощущаем в стихотворении? (Автора.)
– Какая это строчка в каждой строфе? (Последняя строчка.)
– Прочитайте только эти строчки. Что можно сказать об авторе? (Она
мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить
интересных друзей…)
– О чём же это стихотворение? Выполним задание 3 в тетради на с. 39 и
определим. Найдите подтверждение своего ответа в тексте («…и нам
4 напевают/Слониха, слонёнок и слон./Дада! О мечте! О мечте». Это весёлая
добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и
душевном тепле. Так может фантазировать ребёнок или взрослый, который
не забыл, что он был ребёнком…)
2) Выразительное чтение.
3) Прослушивание аудиозаписи песни «Слониха, слонёнок и слон» в
исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Почему это стихотворение начинает, открывает раздел «Сказка – ложь,
да в ней намёк...»? (Стихотворение похоже на сказку, его герои –
животные. Люди тоже бывают одиноки, им тоже «глоток задушевности
нужен».) Мы прочитали о слонах, а задумались о людях...
– Почему на стихи Ю. Мориц написано так много песен?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Прочитать в учебнике английскую народную песенку «Кораблик».
Выучить наизусть понравившееся стихотворение («Слониха, слонёнок...»
или «Кораблик»), нарисовать к нему иллюстрацию.
5 2. Выполнить задание 1 в тетради (с. 39).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
Литературное чтение
Урок 85.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Мудрые сказки о животных (русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
6 Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений о животных.
– Что объединяет стихотворение Ю. Мориц и английскую народную
песенку? (Сказочный сюжет, настроение.)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 3
1. Работа с авторским текстом учебника.
1. Чтение текста вслух учащимися.
2. Задание после чтения.
– О каких особенностях сказок о животных говорит Афанасий? Найди и
отметь их в тексте (самостоятельно).
3. Коллективная проверка:
– «звери говорят и ведут себя, как люди»;
– «люди в животных должны узнавать себя» (характер и отношения между
людьми);
– «чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность».
4.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
7 животных.
– Каких животных – героев русских сказок вы знаете?
– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.) Волк? (Злой,
глупый, простоватый.) Медведь? (Медлительный, сильный.) Петух?
(Гордый, хвастливый, удалой.) Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)
Заяц? (Трусливый, робкий.) Ёж? (Хозяйственный, трудяга.)
– Какую сказку о животных вы перечитывали несколько раз? Почему?
– Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами
разных стран? (Да. Животный мир отличается.)
2. Работа со сказкой «Лиса и рак».
1. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение заглавия.
– Какой народ сочинил эту сказку?
2) Рассматривание иллюстрации.
– Какой момент изображён на иллюстрации?
– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися.
– Что означает слово перегоняться?
– Кто же кого обхитрил?
3. Работа с текстом после чтения.
Ответ на вопрос учебника после чтения текста сказки. (Это
сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.) Можно
подобрать соответствующие пословицы.
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
8 3. Работа со сказкой братьев Гримм «Ёж и заяц».
1. Работа с текстом до чтения.
– Встречались ли вам похожие сказки, написанные разными народами?
– Послушайте сказку «Ёж и заяц» из сборника немецких сказок, собранных
братьями Гримм.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки учителем или подготовленными учениками.
– Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а всё же она правдивая, – дед
мой, от которого я её слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и
с толком её рассказывал:
«Правдато в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали её рассказывать?»
А дело было вот как.
Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда
зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по
скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчёлы гудели на
гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь
земная радовалась, и ёж в том числе тоже.
И стоял ёж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал
про себя весёлую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют
обычно ежи в тёплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про
себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает
и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растёт
брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел её
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
9 вместе со своей семьей, потому и смотрел он на неё, как на свою. Сказано –
сделано. Запер ёж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от
дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти
у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел
за тем же делом – посмотреть на свою капусту. Увидел ёж зайца и пожелал
ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень
надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив
презрительную гримасу:
– Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
– Гуляю, – говорит ёж.
– Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применить
свои ноги для какогонибудь более полезного дела.
Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы всё перенести, но о своих
ногах он не позволял ничего говорить, – уж очень они были у него кривые.
– Ты, видно, воображаешь, – сказал ёж зайцу, – что своими ногами ты
можешь лучше управиться?
– Я думаю, – ответил заяц.
– Это надо ещё проверить, – сказал ёж. – Я готов биться об заклад, что,
если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.
– Да это прямо смешно – тыто, со своими кривыми ногами? – сказал заяц.
– Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на
что мы будем спорить?
– На один золотой луидор, – говорит ёж.
– Идёт! – ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнём сейчас.
– Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, – говорит ёж, – ведь я ещё
1 ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через
полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и ёж направился домой. По пути ёж подумал про себя:
«Заяц надеется на свои длинные ноги, но ято его перехитрю. Хотя он и
знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».
Пришёл ёж домой и говорит своей жене:
– Жена, скорее одевайся, придётся тебе идти вместе со мной на поле.
– А что такое случилось? – спрашивает она.
– Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор: хочу бежать я с
ним взапуски, и ты должна быть при этом.
– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. – Да ты что, одурел, в
самом деле? Да в своём ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем
взапуски?
– Да ты уж, жена, лучше помолчи, – говорит ей ёж, – это дело моё. В
мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдём вместе со мной.
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за
мужем.
Идут они вдвоём по дороге в поле, и говорит ёж жене:
– А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому
большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по
одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнём с горы. А твоё дело –
только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей
борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на поле. Указал ёж жене место, где ей надо стоять, а
1 сам отправился повыше. Когда он пришёл, заяц был уже на месте.
– Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.
– Ладно, – отвечает ёж, – начнём.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и
помчался как вихрь вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три,
забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
– А я уже здесь!
Заяц остановился и был немало удивлён: он подумал, что это кричит,
конечно, сам ёж, – а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и ёж.
Но заяц подумал: «Тут чтото неладно», и крикнул:
– Давай побежим ещё раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась
преспокойно на своём месте. Добежал заяц до конца поля, а ёж кричит ему
навстречу:
– А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
– Давай бежать ещё раз назад!
– Как хочешь, – ответил ёж, – мнето всё равно, сколько тебе будет угодно.
Так бегал заяц ещё семьдесят три раза, а ёж всё приходил первым. Всякий
раз, когда заяц прибегал на край поля, ёж или ежиха говорили:
– А я уже здесь!
Но на семьдесят четвёртый раз не добежал заяц до конца: упал на передние
ноги, и не мог он двинуться дальше.
Взял ёж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и
1 они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не
умерли, живут они ещё сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой ёж обогнал зайца, и с той поры
уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.
А сказки этой поученье такое: вопервых, никто, каким бы знатным он себя
ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком –
хотя бы даже и над ежом. Вовторых, даётся совет такой: если надумает
кто жениться, то пускай тот берёт себе жену из того же круга, что и сам, и
пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж, то и бери
себе в жёны ежиху, и так дальше.
3. Работа с текстом после чтения.
Беседа:
– Кто в сказке положительный герой? Почему?
– Жалко ли вам зайца?
– Какая мудрость заключена в этой сказке?
Пересказ сказки «Ёж и заяц».
4. Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Ёж и заяц».
– Чем близки сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)
– Чем различаются? (Героями, деталями...)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– На что намекают эти сказки?
1 ΙΙΙ
. Итог.
– Похожи ли они на сказки о мудрости? Чем?
– Чему вас научили эти сказки?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
Литературное чтение
Урок 86.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
1 – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
1 4
1. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Лиса и рак» наизусть.
2. Беседа о сказках о животных.
– Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных?
– Что отличает сказки о животных?
– Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы
животных и сюжеты из сказок.
– Когда так говорят? «Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей
то верностью.) «Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.)
«Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего
определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 3
Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
1 1) Беседа:
– Какие обычно в сказках бывают волк и медведь?
– Можно ли их назвать трусливыми?
– Кто, повашему, способен их напугать?
2) Чтение заголовка и рассматривание предтекстовой иллюстрации.
– Можно ли предположить, кто напугает волка? А медведя?
– Проверим свои предположения и прочитаем сказку.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение вслух учащимися и комментарии по ходу чтения.
1й абзац.
– Что значит: сена клок – и тот пополам?
– Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?
– Почему коту Ваське так жилось?
– Как понимаете: где плохо лежит – тут у него и брюхо болит?
– Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька – это главные герои сказки?
(Возможно, но нужно читать дальше.)
2й абзац.
– Как называют кота? О чём это говорит? (Коткоток, серенький лобок.
Наверное, козёл и баран его уважают, жалеют и сочувствуют ему.)
Обратить внимание на слова: удавку припасла.
3й абзац.
– Почему кот снова заплакал?
Возможно, дети ответят, что коту жаль козла и барана. Этот ответ
не надо исправлять, лучше к нему вернуться после чтения всей сказки.
– Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
1 – Кто такой зять? (Муж дочери или сестры.)
4й абзац.
– Как теперь называют кота козёл и баран? Почему?
5й абзац.
– Какое предложение звучит, как рифмованное? Выразите эту же мысль, но
другими словами.
– Когда она звучит выразительнее?
– Какой же выход из сложившейся ситуации? Что бы вы предложили
сделать животным?
6й абзац.
– Что же задумали кот, баран и козёл?
– Кто ими командовал?
7й абзац.
– Найдите рифмованные строчки. Какую картину представляете?
– Как кот обращается к барану и козлу? Почему?
– Помогут ли они коту?
8й абзац.
– Можно было сказать: «Помчались они далекодалеко». А как об этом же
говорится в сказке?
– Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? (От страха.)
– Кто такие названые братья? (Не родные, но которые побратались.)
9й и 10й абзацы.
Словарная работа по ходу: береста, затопил стог сена (зажёг).
– Как кот решил огонь добыть?
– Кто были исполнители? организатор?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
1 5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Можно ли от искр из глаз чтото зажечь? (Выражение искры из глаз
посыпались употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда
сильно стукнешься головой и в глазах темнеет.)
11й и 12й абзацы.
Словарная работа: чтото неможется, пасека, хворь прикинулась, ночь
делить.
– Теперь мы уже можем сказать, кто же главные герои сказки?
13й абзац.
– Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках?
– Кто его произносит? (Белый волк. Он их вожак.)
– Что предлагает белый волк?
14й абзац.
– Как к этим словам отнеслись козёл и баран? А мурлыка? Обратите
внимание: он речь повёл. С кем его можно сравнить, про кого говорят так?
(Уважаемые люди, мудрецы...)
– Что посоветовал кот волкам? А кто под стогомто лежал?
– Почему кот так обращается к волку белому? Он его боится? Хочет
ввести в заблуждение? Добивается того, чтобы поверили?
15й абзац.
– Что сделали волки?
– Чтото ещё случится с котом, козлом и бараном? Попробуйте
предположить.
– Кто же их спасёт? Дочитаем и узнаем, чем же всё закончится.
Чтение сказки от слов «А козёл да баран тем временем подхватили
мурлыку...» до конца вслух учащимися.
1 3. Работа с текстом после чтения.
– Кто спас козла и барана? Как?
– Вернёмся к 3му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для
чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран
помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)
– Что можно сказать о героях сказки, какими они были?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Вернитесь к нашим предположениям до чтения сказки. Так что же может
напугать медведя и волков?
– Кто оказался сильнее? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выполнить задание 1 в тетради на с. 40.
Деятельность учащихся:
1 – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
Литературное чтение
Урок 87.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Как ум и хитрость силу побеждают (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
2 Чтение потешек (тетрадь, с. 40).
II. Развитие
умений.
2 1 4 2 3 2 3
1. Наблюдения над языком сказки.
1. Беседа и выборочное чтение.
– Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка?
– Какие рифмованные выражения запомнились?
Зачитываются те, которые не назвали.
– Как вы думаете, почему такие выражения есть в сказке? (Их легко
запомнить, они короткие, но очень точные. Сказка с ними интереснее.)
2. Игра на внимание.
– Найти и прочитать эпизод из сказки, который соответствует следующим
поговоркам и пословицам:
«Пригласить на тёщины блины». «Смотреть, как баран на новые ворота».
3.
отметить обращения и эпитеты, относящиеся:
I вариант II вариант
Перечитывание сказки самостоятельно про себя. Задание:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
2 к коту к медведю
к барану к козлу, к волку
– Как вы думаете, почему больше всего разных обращений к коту? (Он
герой сказки, он сообразителен, хитёр, находчив, ловок, душа компании.)
– А почему белый волк над волками князь?
4. Рассказ учителя об образе волка в русской мифологии.
– Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять
звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен.
В сказке он говорит: «Фуфу, нерусским духом пахнет». Помните, что в
сказках эти слова чаще всего произносит Бабаяга, ведьма.
Это тёмные силы. Наличие волковоборотней в сказке говорит о её
древности.
Учитель может зачитать отрывки из баллады А.К. Толстого «Волки».
2. Составление плана сказки (можно самостоятельно) (тетрадь, с. 40,
задание).
3. Выразительное чтение сказки. (Можно ролевое чтение.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ΙΙΙ
. Итог.
– Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям.
– Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а
умом, хитростью. (В киргизской сказке «Дыйканбай и дэв».)
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
2 – Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая
из киргизской? (Самообладание в минуту опасности, находчивость и
остроумие. Хитрость и смелость.)
– В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни.)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ι
V. Домашнее
задание.
Пересказать сказку по составленному плану (тетрадь, с. 40, задания 2 и 3).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
Литературное чтение
2 Урок 88.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Пересказ сказки «Напуганные медведь и волки».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
2 II. Развитие
умений.
2 1 2 3 4 2 3
Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение заглавия и ответы на вопросы.
– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались? (Да, кот. Но не
домашний, а дикий.)
– Как вы думаете, где он живёт?
– Что значит слово похождения? Замените синонимом. (Приключения.)
– А почему у кота такая интересная кличка – Симба? (Это африканская
сказка.)
– Что вы знаете об Африке? Какие животные могут стать персонажами
сказки?
2) Рассматривание иллюстрации.
– Какой здесь кот?
– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые
коготки готовы сослужить ему службу.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Ученики читают сказку самостоятельно про себя.
– Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика – серого
лобика Ваську?
2) Чтение вслух по абзацам с комментариями.
а) Часть 1.
1й абзац.
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
2 – Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?
– Что умеет Царь котов?
– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?
– Что можно сказать о голубях, какие они?
– А кот Симба?
– Почему Сова решила помочь голубям? (Они были с ней дружны, Сова
сочувствовала голубям.)
– Почему слово Сова написано с большой буквы?
4й и 5й абзацы.
– Как Сова решила «проверить» хвастовство Симбы?
6й и 7й абзацы.
– Что значит: останется от него только мокрое место?
– Что спасло Симбу?
– Наказан ли был Симба за хвастовство? (И да и нет. Голуби больше ему не
поверят, но он спасся и наелся мёда.)
б) Часть 2.
Работа в парах. Один ученик читает до слов «В назначенный день
пришёл Симба к реке». Другой ученик следит за правильностью чтения.
Затем меняются ролями.
Задание после чтения: подготовить два вопроса по тому отрывку
части, который прочитал ученик.
Вопросы задают одни ученики, а другие отвечают на них. (Обратить
внимание на появление новых персонажей, на то, что слова
Гиппопотамы, Слон написаны с большой буквы. Среди вопросов должны
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
2 быть и направленные на уточнение лексического значения слов и
выражений: гиппопотам, выбились из сил.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ
. Итог.
– В чём заключена идея сказки? Она «спрятана между строк» или
высказана прямо? (Высказана в последнем предложении.)
– Как бы вы ответили на вопрос темы урока?
– Были ли в вашей жизни ситуации, подтверждающие справедливость этого
вывода? Расскажите.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Прочитать сказку выразительно.
Деятельность учащихся:
2 – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
Литературное чтение
Урок 89.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение 1й части.
Обратить внимание на интонирование при чтении слов Симбы. Можно
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2 провести сравнительное чтение этих слов разными учениками.
2. Чтение 2й части по ролям.
II. Развитие
умений.
2 1 3 1 2 3
1. Составление сложного плана сказки.
– В первой части – две главные темы. Какие? (Царь котов и глупые голуби.
Помощь Совы.)
– Во второй части – три смысловые части. Определите их. (Договор с
Гиппопотамом. Договор со слонами. «Ум стоит гораздо больше силы».)
План записывается на доске и в тетради (с. 41, задание 1).
2. Рассказ о главном герое сказки.
– Расскажите о главном герое сказки по плану.
План есть в тетради (задание 3, с. 41) и записан на доске:
1. Где живёт кот Симба?
2. Чем он занимается?
3. Какой он в сказке? В чём это проявляется?
4. Каково твоё отношение к коту Симбе?
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
2 3. Сравнение героев русской и африканской сказки.
Тетрадь, с. 41, задание 2.
4. Работа с иллюстрациями к сказке.
– Озвучьте иллюстрации. (Слова кота ученики произносят по памяти.)
– Что делает Афанасий? (Рисунок после текста сказки.)
5. Пересказ сказки.
1. Пересказ «цепочкой».
2. Творческий пересказ:
– Расскажите эту историю от имени Гиппопотама; от имени Слона.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе пересказать текст?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты пересказал всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
3 развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
3
ΙΙΙ
. Итог.
– Что доказал кот Слону и Гиппопотаму? Ответьте словами кота. («Не тот
сильный, в ком больше мяса»; «Ум стоит гораздо больше силы».)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Проиллюстрировать самый смешной эпизод сказки. Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Пересказывать произведение.
Литературное чтение
Урок 90.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка
и братца Медведя ловить луну».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
3 Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
1. Выставка иллюстраций.
2. Устный рассказ по иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 1 3
Работа с текстом новой сказки.
Работа с текстом до чтения
• Чтение заглавия и подзаголовка.
– Есть ли в русских сказках такие слова, как обращения братец Кролик,
братец Волк и т.д.?
– Что, они принадлежат к одной семье? Родственники? (Пока на этот
вопрос ответить трудно. Узнаем, когда прочитаем сказку.)
– Чью сказку мы будем читать? (Афроамериканцы – темнокожее население
Соединённых Штатов Америки. В сборниках можно также прочитать:
сказки американских негров.)
– О чём эта сказка? (Как братец Кролик заставил других зверей ловить
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
3
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Урок по литературному чтению.Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.