Урок №
тема: Диаграммы
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о видах диаграмм: столбчатой, круговой, графической; умений строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету.
Предметные: умеют излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории, строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задачи;
регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
коммуникативные: контролируют действия партнера; умеют участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
– Рассмотрите в учебнике на с. 218 таблицу по основным расходам на одного человека в месяц. Те же данные можно представить наглядно в виде рисунка, то есть в виде диаграммы. Диаграммы используют тогда, когда какую-либо информацию хотят представить наглядно.
– На рисунках 106, 107, 108, 109 представлены диаграммы. Рассмотрите их и назовите, чем они отличаются. Какую информацию можно получить из рассматриваемых диаграмм? (Ответы учащихся.)
На рис. 106 и 107 представлены диаграммы, которые называются столбчатыми.
– Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин. Рассмотрите рис. 110 на с. 220. На диаграмме рис. 111 показано, сколько процентов от общей суммы расходов приходится на каждую статью расходов. Каждой статье соответствует определенная доля круга. Такая диаграмма называется круговой.
– Площадь этой доли составляет столько процентов площади круга, сколько процентов составляет соответствующая статья расходов от всей суммы.
– На диаграмме видно, что на питание уходит гораздо больше средств, чем на транспорт.
– Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать.
II. Закрепление изученного материала.
– Ответьте на вопросы № 1021.
Ответы:
1) На вертикальной оси откладываются километры (длина).
2) Одно деление этой оси соответствует 1000 км.
3) Самая длинная река – Нил.
4) Самая короткая река – Сена.
5) Примерно одинаковую длину имеют Ориноко и Ганг.
– Ответьте на вопросы № 1022.
Ответы:
1) На пост главы победил Федоров.
2) Сидоров набрал 2 % голосов, Петров – 8 %, Николаев – 12 %, Иванов – 25 %.
– Выполните № 1025, построив столбчатую, круговую и графическую диаграммы.
Учитель объясняет, как строить тот или иной вид диаграммы.
– Построим круговую диаграмму.
– Построим графическую диаграмму.
– Решите № 1028 (б), 1029 (б).
№ 1028.
Решение:
б) .
№ 1029.
Решение:
б) ;
;
;
;
;
;
.
Ответ: .
III. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите виды диаграмм.
– Когда используют диаграммы?
– Составьте синквейн к данному уроку.
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: составить различные виды диаграмм по расходам своей семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.