Причины образования
подземных вод:
1. Атмосферные осадки
2. Способность горных пород
пропускать воду
Урок по теме "Подземные воды"
Вставьте пропущенные слова:
Горные ____________, пропускающие
породы
воду
___________, называют
водопроницаемые
________________, не пропускающие
ее _______________________ или
__________________
водонепроницаемые
водоупорные
• породы;
• водопроницаемые;
• водоупорные;
• вода;
• водонепроницаемые
Урок по теме "Подземные воды"
Задание №1
Распределите горные породы по группам:
водопроницаемые
водоупорные
песок
гравий
галька
глина
гранит
базальт
мрамор
Урок по теме "Подземные воды"
Задание №2
Собрать текст
1. 260 миллионов лет назад на территории Пермского края располагалось море,
которое тянулось вдоль западного склона Уральского хребта до нынешнего
Каспийского моря.
2. В воде и на дне моря в несметном количестве обитали морские организмы.
Отмирая, они оставляли скелеты и раковины, которые смешивались с донным
илом, постепенно образуя огромные залежи. Так возникли пласты известняков.
3. В связи с новым поднятием Уральского хребта море обмелело, оставив большие
заливы. Климат в Предуралье в те времена был теплый, и вода в заливах
испарялась.
4. По мере того, как рассолы сгущались, на дно выпадал белый гипсовый осадок,
ставший впоследствии горной породой гипсом. На это ушел не один миллион
лет.
5. Около 100 миллионов лет назад море ушло из пределов нынешнего Пермского
края. Дождевые и снеговые воды проникали в толщу пород, растворяя их,
создавая при этом многочисленные пустоты. Так образовалась знаменитая
Кунгурская пещера.
Урок по теме "Подземные воды"
1.Подпишите на рисунке названия пластов горных пород по их способности пропускать воду
Задание №3
2. Найдите в учебнике (стр.8485)определения, что такое грунтовые и межпластовые воды, подпишите их на схеме.
грунтовая
межпластовая
почва
водопроницаемый
водоупорный
водопроницаемый
водоупорный
песок
глина
Урок по теме "Подземные воды"
Задание №4
Распределите признаки, характерные для
грунтовых и межпластовых вод:
1. Залегают ближе к поверхности
2. Более чистые
3. Залегают глубоко
4. Быстрее накапливаются
5. Быстрее и сильнее загрязняются
6. Уровень меняется по сезонам года
7. Накапливаются медленно
8. Могут выходить на поверхность, образуя
родники (источники)
Урок по теме "Подземные воды"
Группа туристов отправилась в поход.
Вода, которую они с собой взяли,
закончилась. До ближайшего населенного
пункта было несколько километров.
Посоветуйте, как найти родник.
Для поиска ответа используйте рис. 55 на
стр. 85 и карту в атласе ( стр. 7 )
Урок по теме "Подземные воды"
Задание № 5
Жители села Барахоево
остались без воды – в
самом начале лета
обрушился колодец. Было
решено построить новый.
По вопросу строительства
возникли разногласия:
одна половина селян
хотела построить
колодец в центре, на
главной улице и
незамедлительно
вторая половина
доказывала, что строить
нужно на берегу ручья и
для этого дождаться
конца лета.
Урок по теме "Подземные воды"
Разрешите спор жителей села
Выберите вариант, который, повашему
мнению, является верным;
Приведите два довода в пользу этого
варианта;
Для поиска ответа обратитесь на стр. 84,85
в учебнике и стр.7 в атласе;
Приготовьтесь доказать, что выбранный
вами вариант является верным
Урок по теме "Подземные воды"
Варианты ответов:
Мнение второй половины жителей является верным
Копать немедленно нельзя, т.к. уровень грунтовых вод
еще высокий; или
Копать колодец надо в конце лета, т.к. понизится
уровень грунтовых вод
2 балла
3 балла
Лучше копать колодец у ручья, в низине, там грунтовые
воды расположены ближе к поверхности; или
Копать колодец в центре села нецелесообразно, т.к.
грунтовые воды находятся глубоко
3 балла
Урок по теме "Подземные воды"
В далеком 1126 г. во Франции, в одном из живописных
селений провинции Артуа для местного населения рыли
колодец. Колодец становился все глубже и глубже, а воды
все не было. Работу хотели прекратить, но вдруг дно
колодца стало вздуваться. Испуганный рабочий,
находившийся внизу, стал быстро подниматься. И только он
успел выбраться из колодца, как дно с шумом лопнуло, и
вода стала быстро наполнять колодец. Достигнув
поверхности, она образовала небольшой фонтан.
По рис. 56 на стр. 86 объясните, как образовался фонтан
воды
Урок по теме "Подземные воды"
Артезианский источник
Урок по теме "Подземные воды"
Дополнительное задание
Недалеко от населенного пункта есть два источника. Первый расположен ближе, второй
дальше.
Из какого источника лучше брать воду местным жителям? Почему?
2
конезаво
д
1
АЗС
Урок по теме "Подземные воды"
Дополнительное задание
Выберите только верные утверждения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Подземная вода бывает только жидкой
Глина является водопроницаемой породой
Межпластовая вода чище грунтовой
Гипс и известняк – породы, которые растворяются в воде
Вода, расположенная между двумя водоупорными слоями,
называется межпластовой
Уровень грунтовых вод является постоянным в течении года
Артезианская вода сама поднимается на поверхность
Гранит , базальт пропускают воду
Вода, расположенная на первом водоупорном слое, называется
грунтовой
Вода в бутылках подземная
Урок по теме "Подземные воды"
Дополнительное задание
«Уже более суток наша колонна
бронетранспортеров двигается в Каракумах.
Привал сделали у колодца. Солдаты
заглянули в колодец и не увидели дна,
проверили по карте его глубину – 250
метров!
Вот это да! – ахнули они. – Расскажи о такой
глубине гденибудь в Калуге – не поверят.»
Почему вода в колодцах имеет разную глубину?
Урок по теме "Подземные воды"
Дополнительное задание
Дополните схему:
Подземная вода
бывает
используется
образует
Грунтовой,
межпластовой
Для бытовых нужд,
в лечебных целях,
Пещеры,
источники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.