Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа проводился в рамках районного семинара на базе нашей школы. Было предложено в рамках одного урока изучить необходимый материал и создать коллективный продукт для дальнейшего использования на уроках математики и алгебры .
Степень числа. Квадрат и куб числа..doc
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №8»
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков
проектной деятельности обучающихся 5 класса.
Тема проекта: «Степень числа. Квадрат и куб числа.»
Тихонова Маргарита Николаевна,
учитель математики,
первая категория, стаж работы 14 лет.
1. Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.
2. Тип/вид урока: урок формирования новых знаний, составления алгоритма учебных
действий.
3. Планируемые результаты урока:
Предметные:
Учащиеся должны уметь…
Читать и записывать степень числа;
Называть компоненты степени;
Заменять произведение степенью и представлять степень в виде произведения;
Объяснять, что называется квадратом и кубом числа, читать таблицу квадратов
и кубов.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь…
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации; выдвигать
гипотезы при решении учебных задач;
с помощью учителя определять личностно значимую проблему;
с помощью учителя осуществлять цикл проектных действий в паре и
коллективе; планировать пути достижения целей на основе анализа условий и
средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать из них наиболее эффективные; осуществлять самоконтроль своих
знаний и умений;
понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в
устной речи, выстраивать аргументацию;
работать в парах.
Личностные:
Учащиеся должны продемонстрировать…
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
понимания недостатка математических знаний;
осознанное доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и
способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нём
взаимопонимания в процессе образовательной, общественно полезной,
проектной деятельности.
Актуальность проекта. Предметное содержание проекта и используемый УМК:
Урок по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа» является первым уроком темы. К этому
уроку учащиеся умеют выполнять действия с натуральными числами. Актуальность данного
проекта определяется тем, что знания и умения находить квадрат и куб имеют огромное 2
значение для решения уравнений и задач, в том числе и заданий единого государственного
экзамена. Данный учебный проект поможет найти новые подходы к решению задач. Такая
работа даст возможность учащимся почувствовать себя открывателями нового, повысит
самооценку, побудит интерес к новым знаниям.
УМК: 1) Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 5»,
издательство «Мнемозина», 2013 год;
2) Авторская программа: Программа. Планирование учебного материала. Математика 56
классы\ авторсоставитель В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010
Структура проекта: данный проект рассчитан на один урок изучения темы, учащиеся
получают продукт проектной деятельности – шпаргалкузакладку и оценивают проектный
продукт.
Описание проектных продуктов: инструмент для быстрого возведения чисел в квадрат и
куб (шпаргалказакладка) (Приложение 3). Учитель: Тихонова Маргарита Николаевна, учитель математики МБОУ «Средняя школа №8»
Тема урока: «Степень числа»
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и УУД, составления алгоритма учебных действий.
3
Технологическая карта
Целеполагание для ученика
(ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
(успех,
Знать:
понятие степени;
основание степени, показатель степени;
Уметь:
читать и записывать выражения со степенями;
находить значение степени в примерах;
создавать творческие работы, презентации на заданную тему ;
оценивать свою деятельность
ошибки умение
сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников),
высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
в математике существует множество различных действий, знакомство с
которыми будет происходить на протяжении всех лет обучения;
важно научиться отличать умножение от степени и не путать их;
многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать,
распределять на группы по существенным признакам.
Использовать (приобрётенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни) для:
вычисления площади, объема при покупке обоев, плитки, краски и других
строительных материалов.
неуспех,
Целеполагание для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь
осознать)
Цель: формировать представление степени.
Задачи
Образовательные:
сформировать понятие степени;
сформировать умение чтения и записи выражений со степенями;
тренировать вычислительные навыки;
отработать навыки нахождения значения степени на примерах;
подготовить к понятию «геометрическая прогрессия».
Развивающие:
развивать умение добывать информацию из разных источников,
умение наблюдать;
развивать коммуникативные навыки и способности учащихся
посредством коллективной формы работы на уроке;
обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке
условия для развития мыслительных способностей учащихся.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать упорство в достижении цели, побуждать учеников к
самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности
вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Познавательные:
знать, какую операцию в математике называют степенью;
познакомить с историей записи степени и с историей шахмат. 4
Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Степень.
Основание степени, показатель степени.
Произведение чисел.
Умножение числа самого на себя.
Форма организации учебнопознавательной деятельности: коллективная
Оборудование и оснащение урока
Учебно наглядные (информационные) пособия:
1.Учебник «Математика» для 5 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков
2.Презентация к уроку для обучающихся «Степень»
Технические средства информации:
1.Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft OfficePower Point
Атрибуты:
1.Карточки для работы в парах.
2.Карточки для рефлексии
Ожидаемые результаты:
умение вычислять степень;
повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
формирование нравственных качеств;
формирование общеучебных компентенций.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Самоопределение к
деятельности
(организационный
момент)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Итак, продолжаем свое путешествие
по царству математики, и сегодня
наш урок, как всегда, полон тайн и
загадок.
Да, путь познания не гладок,
Готовность к уроку
Проектный продукт
(промежуточный или
итоговый)
УУД
(универсальные учебные
действия)
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
планирование ученического
сотрудничества с учителем и
сверстниками II. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений
деятельности
(воспроизведение
учащимися
необходимых и
достаточных знаний
для введения нового,
завершается
проблемой)
5
Но знайте вы со школьных лет.
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Начать наш урок я хотела бы с
выяснения вопроса: « Встречался ли
ктонибудь из вас в повседневной
жизни со словом «степень»?
Давайте приведем примеры
словосочетаний из жизни, в которых
оно используется и попытаемся с их
помощью разобраться, что же в
жизни означает слово «степень».
Каким же близким по смыслу
словом можно заменить слово
«степень»?
А где мы можем уточнить его
значение?
Слово «степень» находит широкое
применение и в математике.
Давайте выясним, меняется ли его
смысловая нагрузка в математике
или остается той же.
Что же нам для этого нужно
сделать?
Как можно сформулировать тему
нашего урока?
Запишите в тетрадях тему
сегодняшнего урока : «Степень
числа»
Да.
Ученая степень, степень
прилагательного, степень
точности, степень
сравнения, …
В толковом словаре.
Степень – это мера,
сравнительная
величина; уровень чего
нибудь.
Коммуникативные:
планирование
сотрудничества
учебного
Актуализированы
знания, необходимые в
проекте
действовать
Познавательные:
умение устанавливать аналогии;
умение
по
алгоритму.
Логические:
анализ объектов с целью
выделения признаков;
актуализация
мыслительных
операций,
необходимых для решения задач
урока 6
1. Разобраться с
понятием степени
в математике.
2. Выяснить, зачем
она понадобилась
людям.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы.
Постановка учебной
задачи детьми.
Регулятивные:
целеполагание.
Личностные:
самоопределениемотивация
учения.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя;
умение структурировать знания,
логическое выдвижение.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать речь
других;
умение устанавливать аналогии;
умение классифицировать и
систематизировать.
Определен ожидаемый
продукт
Необходимая
математическая
информация: формула,
фигура, алгоритм
решения, варианты задач
с решением.
Определены критерии:
достоверность
необходимой
математической
информации,
соответствие
требованиям,
предъявляемым к
информационным
продуктам (буклет,
презентация и т.п.),
умение защитить свой
продукт.
III. Построение
проекта выхода из
затруднения.
Вы знаете, что все новые понятия
в любой науке возникают из
потребностей человека. Давайте
попытаемся представить себе, как
бы могло возникнуть понятие
степени в математике, и разберемся,
зачем оно понадобилось людям.
Когда индийский царь Шерам
узнал об удивительной игре в
шахматы, он приказал позвать к
себе её изобретателя, ученого
Сету. Царь пообещал наградить
бедного ученого, чем тот сам
пожелает. Сета попросил в
награду за своё изобретение
столько пшеничных зёрен,
сколько получится, если на
первую клетку шахматной доски
положить одно зерно, на вторую в
два раза больше, т. е. 2 зерна, на
третью ещё в два раза больше, т. 7
е. 4 зерна, на четвертую ещё в 2
раза больше, т. е. 8 зёрен, и т. д. до
64 клетки. Царь подивился такой
скромности ученого и велел
слугам принести Сете мешок
требуемой пшеницы. Слуги ушли,
но выполнить просьбу Сеты они
не смогли.
Почему же?
Давайте подсчитаем, сколько всего
зёрен должны были выдать Сете в
награду за изобретение шахмат.
Можно найти точное значение
данной суммы?
А можно эту сумму както
упростить и попытаться вычислить?
Сформулируйте возникшую
проблему.
Составим план решения проблемы.
Если мы знакомимся с новым
арифметическим действием, что нам
необходимо о нем знать?
Внимательно посмотрите на
данные равенства. Сравните
1+2+2∙2+2∙2∙2+2∙2∙2∙2+….
+2∙2∙…∙2=
63 раза
Это займет много
времени.
Как записывать
произведение одинаковых
множителей короче и с
помощью чего быстро 8
считать.
1. Научиться записывать
короче произведение
одинаковых множителей.
2. Изучить новое
математическое действие.
3. Создать инструмент,
помогающий быстро
считать.
Как оно называется, как
записывается, читается,
каким по порядку
выполняется в числовом
выражении.
выражения слева и справа от знака
«равно».Попробуйте объяснить что
означает каждый знак.
Какие есть идеи?
4∙4∙4=43
5∙5∙5∙5∙5∙5=56
7∙7=72
Такая запись одинаковых
множителей удобна, понятна?
Поработайте с информационным
блоком: прочитайте текст и ответьте
на вопросы.
Вопросы к тексту:
1. Как автор предлагает нам
записывать произведение
одинаковых множителей
а*а*а*…*а, если количество
множителей n?
2. Как называется такая запись?
3. Как прочитать запись аn?
4. Что означает каждый знак в
записи аn?
5 число, которое
перемножают само на
себя, 6 – количество
таких множителей.
Вторая и третья запись числа имеют
специальное название. Вторую
степень называют …, а третью ….
Поработаем в парах. Для того,
чтобы легче вычислять квадраты,
кубы и степени чисел мы с вами
Да, понятна и удобна.
Определен ожидаемый
продукт.
Определен план
деятельности в проекте
(приложение 3),
определены временные
рамки проекта,
распределены
обязанности при
реализации плана. решили создать инструмент –
помощник.
Чтобы он никогда не терялся.
Каким этот инструмент должен
быть?
У вас на столах лежат заготовки, в
которых вы поработаете на уроке и
закончите их оформление дома.
Вы заполняете верх закладки.
Чтобы работа была выполнена
быстрее договоритесь кто и что
выполняет.
9
аn
Степень числа а.
а основание степени, n
показатель степени.
Квадратом
Кубом
а2 = а*а
а3 = а*а*а
памятка, правило,
закладка.
Работают в парах.
Составляют и решают
задачи.
Оформляют итоговый
продукт. Готовятся к его
защите. 10
Решают задачу в которой
возникло затруднение в
начале урока.
Регулятивные:
контроль, оценка
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли
Применение
предметного содержания
проектной деятельности.
IV. Первичное
закрепление
Итак, о каком подсчете идет речь
в легенде о шахматах?
Как мы запишем 2∙2 это
количество зерен, находящихся на 3
клетке. Сколько зерен находится на
4 клетке? На 5 клетке? На 64
клетке? Сегодня дома, как и
придворные
вы
попробуете подсчитать зерна, а о
результате мы поговорим на
следующем уроке.
математики,
Определим домашнее задание.
Спланируем вашу работу дома.
Домашнее задание: Посчитать
количеств о зерен « Легенда о
шахматной доске» , выполнить
I уровень № 771, 782;
II уровень № 772, 775.
VII. Контроль и
оценка (рефлексия)
Похожий путь открытия нового
знания проделывают ученые. Мы с
вами сегодня на уроке попробовали
себя в качестве ученых.
Понравилось ли вам ощущать себя в
такой непривычной роли?
Какова была общая цель работы на
уроке?
Можно ли считать, что мы
Как можно короче
записать произведение
одинаковых множителей.
Степенью числа.
Основанием степени.
Показателем степени.
Повторение учебной
задачи детьми
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли.
Познавательные:
самостоятельное выделение
познавательной цели.
Личностные:
Смыслообразование;
Разрезные карточки
Карточки для рефлексии проведение самооценки
учениками работы на уроке, на
основе критерия успешности
учебной деятельности.
Приложение 4
Осознание
метапредметного опыта
проектной деятельности
11
Да.
В закладкешпаргалке и
в информационном блоке.
Рефлексия
Анализируют выполнение
проекта, рефлексируют
деятельность,
формулируют
перспективы реализации
проекта.
реализовали эту цель на уроке?
В чем, повашему, состоит
результат урока?
А мы привели все полученные
знания в порядок?
Где мы это увидим?
Действительно, заполненная нами
закладка имеет множество
достоинств. Она получилась по
настоящему красивой и полезной, я
бы сказала гармоничной. И все вы
очень хорошо потрудились над её
созданием.
А теперь я прошу вас на маленьких
листочках, лежащих у вас на партах,
оценить свою работу на уроке.
Степень вашей удовлетворенности
уроком, полученными знаниями?
VIII. Итог урока
Ребята! Спасибо за урок!
Умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов
деятельности.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Урок по теме Степень числа. Квадрат и куб числа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.