Пояснительная записка к уроку физическая культура в 3 «А» классе
(учитель:Карпачёв А.А.)
Данный урок разработан на основе примерной рабочей программа по учебному курсу «Физическая культура» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об и введении и в действие федерального образовательного стандарта общего начального образования») и материалам авторского учебно-методического комплекта Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров Государственная Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 кл. – М.: «Вентана - Граф».
Лыжная подготовка является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Этот вид спорта развивает внимание, память, интеллектуальные способности, формирует волевые и нравственные качества.
Раздел: Лыжная подготовка
Тема урока: Подъем «елочкой», спуски с небольших склонов, торможение «плугом».
Характеристика класса: в 3 «А» классе обучается 15 человек. Обучающиеся данного класса обнаруживают качественные знания и умения по всем разделам физической культуры, демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. В классе нет детей из социально неблагополучных семей; психологический климат благоприятствует соперничеству в учѐбе и взаимодействию на уроке. Уровень развития учеников 3 «А» класса высокий. Класс творческий, требующий от учителя более высокого уровня подготовки к урокам.
Программа, используемая в работе: Начальная школа XXI 1-4 классы под редакцией Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров.
Количество часов: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа.
Цели деятельности учителя: Закрепить умение выполнять подъем «ѐлочкой», торможение «плугом».
Тип урока: Образовательно-тренировочной направленности.
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные:иметь представление о технике передвижения на лыжах, подъеме «ѐлочкой» и торможении «плугом»; организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность с помощью специальных упражнений и игр на лыжах;
2. Метапредметные:
познавательные -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; коммуникативные – овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся еѐ выполнять.
3.Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование: Лыжи и лыжные палки у каждого учащегося, 2 конуса.
Основные понятия и термины: Т.Б.- техника безопасности, И.П.- исходное положение, ОРУ - общеразвивающие упражнения.
Технологическая карта урока по физической культуре в 3 «а» классе. Лыжная подготовка. Тема: Подъем «елочкой», спускиснебольшихсклонов, торможение «плугом».
Учитель: Карпачѐв Александр Александрович Датапроведения: 15.03.2017.
Цели деятельности учителя
|
Закрепить умение выполнять подъем «ѐлочкой», торможение «плугом». |
Тип урока
|
Образовательно-тренировочной направленности. |
Планируемые образовательные результаты УУД
|
Предметные:иметь представление о технике передвижения на лыжах,подъеме «ѐлочкой» и торможении «плугом»; организовывать здоровье сберегающуюжизнедеятельностьс помощью специальных упражнений и игр на лыжах; Метапредметные: познавательные -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; коммуникативные – овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся еѐ выполнять. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Методы и формы обучения
|
Частично- поисковый; индивидуальная, фронтальная, поточная. |
Образовательные ресурсы
|
Лыжи и лыжные палкиу каждого учащегося, 2 конуса. |
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимодейст вия |
Универсальные учебные действия |
Виды контрол я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Проводит построение в шеренгу и колонну, выводит учащихся на улицу. Даѐт команды: «Лыжи кноге!». Класс «Равняйсь», «Смирно» Сдача рапорта. Учитель напоминает учащимся о ТБ при переноске лыжи передвижении на лыжах. Выход на учебную лыжню.
|
Строятся в колонну. Организованно выходят из помещения. Выполняют команды.
|
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Стремятся хорошо учиться, и ориентированы на участие в делах школы. |
Устный опрос. |
2. Актуализация знаний.
|
Выполнить организационные команды. Проявлять дисциплинированнос ть, трудолюбие и упорство в |
«Лыжи к ноге!» «На лыжи становись!» Проводит построение в шеренгу, проверяет готовность к уроку, озвучивает тему и цель урока, создаѐт |
Выполняют построение, Слушают и обсуждают тему урока. Принимают и сохраняют учебную задачу; |
Фронтальная
|
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении |
Выполн ение действи й по инструк ции |
|
достижении поставленных целей.
|
эмоциональный настрой. Предлагает проанализировать участки лыжни по сложности двигательных действий и ответить на вопросы): - какая лыжня сложнее - извилистая на ровной поверхности или прямая, но с несколькими подъемами и спусками? Почему? Корректирует ответы обучающихся. Ставит перед учениками проблемную задачу (предлагает проанализировать схему участка лыжни, на которой есть подъем и спуск.) Как выполнить подъем |
принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль;
|
|
упражнений. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности. |
|
|
|
икаквыполнить торможение после спуска? чему будем учиться на уроке и что закреплять? «Кто сегодня хочет получить 5? Получат еѐ а - активные, б – быстрые, в – внимательные, г - говорящие по делу, д- дисциплинированные, дружные. Я буду делать пометки себе, и сравним с вашей самооценкой.»
|
|
|
|
|
3. Изучение нового материала |
Размыкание от направляющего в стороны.
Комплекс ОРУ на лыжах. (см. приложение 1)
Повороты: --переступанием вокруг пяток лыж, |
«Класс от направляющего на поднятые в сторону руки разомкнись!» Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнение, создает эмоциональный настрой.
Даѐт команду для выполнения поворотов |
Выполняют построение и перестроение по команде учителя.
Выполняют повороты, по команде учителя соблюдая |
Фронтальная
Фронтальная
|
Регулятивные:осуществляе т пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. Познавательные: общеучебные– умеют находить ошибки при выполнении учебных заданий; логические –осуществляют поиск необходимой информации, выбирают пути решения поставленной |
Осущес твление контрол я пообраз цу.
|
|
носков лыж.
Передвижение на лыжах разными способами.
Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок с работой рук.
Подъѐм на склон и спуск с него.
1.Техника подъема «елочкой» (см. приложение 2)
2.Подводящие упражнения для овладения техникой |
переступанием на лыжах с палками в правую сторону, кругом, затем в левую сторону.
Учитель дает задание пройти 2 разминочных круга.
Учитель оценивает выполнение заданий учащимися. Поощряет и отмечает удачное выполнение.
Объясняет и показывает технику подъема «елочкой».
Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию |
безопасность.
Выполняют задание самостоятельно с интервалом в 3м.
Выполняют задание. Осуществляют пошаговый контроль своих действий. Соблюдают технику безопасности.
Слушают и задают вопросы.
Выполняют задание на месте по команде учителя.
Выполняют задание, точно |
Поточная
Фронтальная
Поточный
Поточный
Индивидуал |
задачи.
Регулятивные:умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности; контролируют действия партнѐра. Регулятивные: осуществляют по шаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
|
Выполн ение действи й по инструк ции. |
|
подъема «елочкой» (см. приложение 3) 3. Спуск в средней стойке, техника торможения «плугом»
|
выполнение, создает эмоциональный настрой.
Объясняет и показывает технику торможения «плугом» на лыжах.
|
соблюдая место спуска и подъѐма.
|
ьная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные:принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. |
|
4. Осмысление и закрепление материала |
Эстафета “Кто быстрее?” Класс делится на две команды.
|
Учитель объясняет правила игры. По сигналу первый участник каждой команды обегает флажок, стоящий в 15 м от стартовой линии и возвращается обратно. Касанием палки о палку следующего участника передаѐт эстафету. Выигрывает |
Участвуют в игре. |
Групповая |
Регулятивные: учащиеся действуют с учѐтом выделенных учителем ориентировок; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: активно включаются в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и |
Выполн ение действи й по инструк ции. |
|
|
команда, первая закончившая эстафету.Контролируе т правильность выполнения.
|
|
|
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
|
|
5. Итоги урока. Рефлексия. |
Обобщить полученные на уроке сведения. Оценить результаты учащихся.
Задать домашнее задание: придумать эстафету на лыжах. |
Дает команды: «Снять лыжи», «В одну шеренгу становись». Проводит беседу по вопросам: -Какие движения на лыжах получались лучше всего на уроке? -Какие способы передвижения на лыжах вы знаете? Оценим себя: балл заа- активность, б – быстроту, в – внимание, г- говорящим по делу, д- дисциплинированным Какая отметка получилась? Озвучивает итоговую оценку учащимся, даѐт домашнее задание. |
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют своѐ эмоциональное состояние. |
Фронтальная |
Личностные:понимаютзнач ение знаний и уменийзанятий лыжами для человека и принимают его.Дают самооценку собственной деятельности.
Регулятивные:прогнозирую т результаты уровняусвоения изучаемого материала. |
Оценив ание учащих ся за работу на уроке. |
Комплекс ОРУ на лыжахПриложение 1 1) И.п- Узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.
1-Наклон головы вперед; 2- И.п.
3- Наклон головы назад;
4-И.п
Повтор 4 раза.
2) И.п- Узкая стойка ноги врозь, руки внизу. 1-10 Имитация работы рук при ходьбе на лыжах Повтор 4 раза.
3) И.п.-Ноги врозь, руки на поясе.
1-Поворот туловища влево;
2-И.п;
3- Поворот туловища вправо;
4-И.п;
Повтор 4 раза.
4) И.п- Ноги врозь, руки внизу. 1-3. Наклоны туловища вперед; 4.И.п. Повтор 4раза.
5) И.п- ноги вместе, руки на поясе.
1- Поднимаем правую ногу, согнутую в коленном суставе 2-И. п.
3- поднимаем левую ногу, согнутую в коленном суставе
4-И.п.
Повтор 6 раз
6) И.п стоя на лыжах.
1-4 Мах левой ногой вперед- назад 5-8 Мах правой ногой вперед-назад Повтор 4 раза.
7) И.п.- ноги вместе, руки внизу.
1-8 прыжки на двух ногах. Повтор 4 раза
8) И.п- стоя на лыжах.
1-4- приставные шаги влево.
5-8- приставные шаги вправо.
Повтор 4 раза.
Приложение 2.
Техника подъема «елочкой».
Носки лыж должны быть достаточно разведены, лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали (это делается главным образом за счет наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные, с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением в конце отталкивания.
Ошибки: недостаточнокрутоставятсялыжинаребра (лыжипроскальзывают); ученикиторопятсяопуститьлыжунаснег, несделавещедостаточноширокогошага; слишкомнаклоняюттуловище; слабо и недо-концаотталкиваютсяпалками, неточнаяпостановкапалок, случайнаяпотеряравновесия, нарушениякоординациивследствиенедостаточнойуверенности в движениях.
Подводящие упражнения для овладения техникой подъема «елочкой».
1. Разведение носков лыж и постановка на ребро.
2. Имитация подъема елочкой на равнине
Техника торможение «плугом» на лыжах.
Применение: он используется главным образом при движении по линии спада на не очень крутых склонах.
Носкилыждолжныбытьблизкосведены и удерживатьсясилойногнаоднойлинии; задниечастилыжразводятся в стороныплавно; коленисближаются, голенинаклоняютсявперед - внутрь
(этонедолжновызыватьслишкомбольшогонапряжениямышц, иначестойкастановитсянеуверенной).
Ошибки: недостаточноеразведениепятоклыж в стороны; разведениеихрывком; носкилыжнесближены, перекрещиваниепереднихчастейлыж. Грубейшейошибкойсчитаетсявынесениепалоккольцамивперед, таккаклыжникможетнанихслучайнонаткнуться и получитьсерьезныеповреждения, выдвижениенескольковпередноскаоднойизлыжотносительнодругого и нарушениепрямолинейностиспуска; случайнаяпотеряравновесия.
Урок физической культуры проведен в 3 классе по теме «Лыжная подготовка». При подготовке урока учитывались индивидуальные, физиологические, психологические особенности данного классного коллектива. Согласно списочному составу в классе 15 человека, из них 7 мальчиков и 8 девочек. Дети разные по уровню физического развития, темпераменту, характеру. Физическая подготовка учащихся данного класса на высоком уровне.
Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура, на уроке была использована групповая форма организации занимающихся, которая способствует увеличению моторной плотности урока.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме, лыжи и лыжные палки. Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, в соответствие со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.
При организации учебной деятельности обучающихся мною ставилась проблемность учебных заданий через осознанное выполнение поставленных задач.
Подготовительная часть урока включала в себя общеразвивающие упражнения, которые проводились на месте, в процессе выполнения были задействованы все группы мышц. Мною был использован метод рассказа и показа.
На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками - доверительный, построенный на взаимном уважении. Обучающиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах. В основной части урока упражнения выполнялись поточным методом с использованием учебного круга и пологого склона.
В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: обучающимся нравится лыжная подготовка, ими были хорошо освоены подъѐм в гору «ѐлочкой», спуск с горы в основной стойке, торможение «плугом». При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия. При организации обеспечения учебного занятия уделялось внимание на:
- целостность использования форм организации занимающихся;
- целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых); - соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).
Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
Благодаря разнообразию форм и методов построения уроков, у учащихся повышается интерес к дальнейшим занятиям лыжной подготовкой. Ребята активно участвовали на уроке, чему во многом способствовала чѐткость в организации совершенствования одновременного двухшажного хода, грамотный инструктаж, а также плавный переход от одной части урока к другой. Игра «Кто быстрее» более скоростная и поэтому я поставила еѐ в конце основной части урока. За подвижную игру были озвучены оценки. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, страховки и взаимопомощи.
На заключительном этапе я постаралась создать предпосылки к восстановлению организма, к полноценной работе на последующих уроках, к воспитанию дисциплины на уроке и умению работать в коллективе.
При подведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети с намеченными задачами справились.
На своѐм уроке использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный – при выполнении разминки; словесный – при отработке навыков, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный и комбинированный, а так же поточный метод.
Хочу отметить большую подготовленность к уроку, осознание психологической цели и внутренней готовности к еѐ осуществлению. Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивала смена различных видов деятельности и типа урока, игровой.
Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом.
Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Все образовательные, воспитательные и задачи развития решены. Задачи этого урока работают на перспективу, так как учащиеся могут использовать элементы лыжной подготовки на занятиях внеурочное время и на отдыхе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.