урок по теме:Подъем «елочкой», спуски с небольших склонов, торможение «плугом». 3 класс

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан на основе примерной рабочей программа по учебному курсу «Физическая культура» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об и введении и в действие федерального образовательного стандарта общего начального образования») и материалам авторского учебно-методического комплекта Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров Государственная Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 кл. – М.: «Вентана - Граф». Лыжная подготовка является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Этот вид спорта развивает внимание, память, интеллектуальные способности, формирует волевые и нравственные качества. разработка будет полезна учителям физической культуры, реализующим ФГОС НОО.
Иконка файла материала Технологическая карта урока в 3А классе.pdf

Пояснительная записка к уроку физическая культура в 3 «А» классе

(учитель:Карпачёв А.А.)

 

Данный урок  разработан на основе примерной рабочей программа по учебному курсу «Физическая культура» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об и введении и в действие федерального образовательного стандарта общего начального образования») и материалам авторского учебно-методического комплекта Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров Государственная Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 кл. – М.: «Вентана - Граф».

Лыжная подготовка является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Этот вид спорта развивает внимание, память, интеллектуальные способности, формирует волевые и нравственные качества.

Раздел: Лыжная подготовка

Тема урока: Подъем «елочкой», спуски с небольших склонов, торможение «плугом».

 Характеристика класса: в 3 «А» классе обучается 15 человек. Обучающиеся данного класса обнаруживают качественные знания и умения по всем разделам физической культуры, демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. В классе нет детей из социально неблагополучных семей; психологический климат благоприятствует соперничеству в учѐбе и взаимодействию на уроке. Уровень развития учеников 3 «А» класса высокий. Класс творческий, требующий от учителя более высокого уровня подготовки к урокам.

Программа, используемая в работе: Начальная школа XXI 1-4 классы под редакцией Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. 

Количество часов: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа.

Цели деятельности учителя: Закрепить умение выполнять подъем «ѐлочкой», торможение «плугом».

Тип урока: Образовательно-тренировочной направленности.

 Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:иметь представление о технике передвижения на лыжах, подъеме «ѐлочкой» и торможении «плугом»; организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность с помощью специальных упражнений и игр на лыжах;

2. Метапредметные: 

познавательные -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; коммуникативные – овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся еѐ выполнять.

3.Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: Лыжи и лыжные палки у каждого учащегося, 2 конуса.

Основные понятия и термины: Т.Б.- техника безопасности, И.П.- исходное положение, ОРУ - общеразвивающие упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по физической культуре в 3 «а» классе. Лыжная подготовка. Тема: Подъем «елочкой», спускиснебольшихсклонов, торможение «плугом».

 

Учитель: Карпачѐв Александр Александрович Датапроведения: 15.03.2017.

 

 

Цели деятельности учителя

 

 

Закрепить умение выполнять подъем «ѐлочкой», торможение «плугом».

Тип урока

 

Образовательно-тренировочной направленности.

Планируемые образовательные результаты УУД

 

Предметные:иметь представление о технике передвижения на лыжах,подъеме «ѐлочкой» и торможении «плугом»; организовывать здоровье сберегающуюжизнедеятельностьс помощью специальных упражнений и игр на лыжах; Метапредметные:  познавательные -оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

коммуникативные – овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся еѐ выполнять. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

 

Частично- поисковый; индивидуальная, фронтальная, поточная.

Образовательные ресурсы                     

 

Лыжи и лыжные палкиу каждого учащегося, 2 конуса.                                 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодейст вия

Универсальные учебные действия

Виды контрол

я

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная  подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проводит построение в шеренгу и колонну, выводит учащихся на улицу.

Даѐт команды:

«Лыжи кноге!».

Класс «Равняйсь»,

«Смирно»

Сдача рапорта. Учитель напоминает учащимся о ТБ при переноске лыжи передвижении на лыжах.

Выход на учебную лыжню.

 

Строятся в колонну. Организованно выходят из помещения. Выполняют команды.

 

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Стремятся хорошо учиться, и ориентированы на участие в делах школы.

Устный опрос.

2. Актуализация      знаний.

 

Выполнить организационные команды. Проявлять дисциплинированнос ть, трудолюбие и упорство в

«Лыжи к ноге!» «На лыжи становись!»

Проводит построение в шеренгу, проверяет готовность к уроку, озвучивает тему и цель урока, создаѐт 

Выполняют построение, Слушают и обсуждают тему урока.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении

Выполн

ение действи й по инструк ции

 

 

достижении поставленных целей.

 

 

эмоциональный настрой. Предлагает проанализировать участки лыжни по сложности двигательных действий и ответить на вопросы): - какая лыжня сложнее -  извилистая на ровной поверхности или прямая, но с несколькими подъемами и спусками? Почему?

Корректирует ответы обучающихся.

Ставит перед учениками

проблемную задачу

(предлагает проанализировать схему участка лыжни, на которой есть подъем и спуск.)

Как выполнить подъем

принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый

контроль; 

 

 

 

 

упражнений.  Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности.

 

 

 

 

икаквыполнить торможение после спуска? чему будем учиться на уроке и что закреплять? «Кто сегодня хочет получить 5? Получат еѐ а - активные, б – быстрые, в – внимательные, г - говорящие по делу, д- дисциплинированные, дружные. Я буду делать пометки себе, и сравним с вашей

самооценкой.»

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала

Размыкание от направляющего в стороны.

 

Комплекс ОРУ на лыжах.

(см. приложение 1)

 

 

Повороты: --переступанием вокруг пяток лыж,

«Класс            от направляющего на поднятые в сторону руки разомкнись!»

Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнение, создает эмоциональный настрой.

 

Даѐт команду для выполнения поворотов

Выполняют построение и перестроение по команде учителя.

 

 

 

 

Выполняют повороты, по команде учителя соблюдая

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

Фронтальная

 

Регулятивные:осуществляе т пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Познавательные:

общеучебные– умеют находить ошибки при выполнении учебных заданий;

логические –осуществляют поиск необходимой информации, выбирают пути решения поставленной

Осущес

твление контрол

я

пообраз цу.

 

 

 

 

 

 

 

носков лыж.

 

 

Передвижение на лыжах разными способами.

 

 

 

Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок с работой рук.

 

 

Подъѐм на склон и спуск с него.

 

 

1.Техника подъема «елочкой» (см. приложение 2)

 

2.Подводящие упражнения для овладения техникой

переступанием на лыжах с палками в правую сторону, кругом, затем в левую сторону. 

 

Учитель дает задание пройти 2 разминочных круга.

 

 

 

 

Учитель оценивает выполнение заданий учащимися.

Поощряет и отмечает удачное выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняет и  показывает технику подъема «елочкой».

 

Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию

безопасность.

 

Выполняют задание самостоятельно с интервалом в 3м.

 

 

 

 

Выполняют задание.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий. Соблюдают технику безопасности.

 

Слушают и задают вопросы.

 

 

Выполняют

задание на месте по команде учителя.

 

Выполняют

задание, точно

 

 

 

Поточная

 

 

 

Фронтальная

 

 

Поточный

 

 

 

 

 

Поточный

 

 

Индивидуал

задачи.

 

Регулятивные:умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности; контролируют действия партнѐра.

Регулятивные:

осуществляют по шаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполн

ение действи й по инструк ции.

 

 

подъема «елочкой» (см. приложение 3)

3. Спуск в средней стойке, техника торможения «плугом»

 

 

выполнение, создает эмоциональный настрой.

 

Объясняет и показывает технику торможения «плугом» на лыжах.

 

соблюдая место спуска и подъѐма.

 

ьная

 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить  о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 

 

Регулятивные:принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; действуют  с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

 

4. Осмысление и закрепление материала

Эстафета “Кто быстрее?”

Класс делится на две команды.

 

 Учитель объясняет правила игры. По сигналу первый участник каждой команды обегает флажок, стоящий в 15 м от стартовой линии и возвращается обратно. Касанием палки о палку следующего участника передаѐт эстафету. Выигрывает

Участвуют в игре.

Групповая

Регулятивные: 

учащиеся действуют с учѐтом выделенных учителем ориентировок; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: 

активно включаются в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и

Выполн ение

действи й по

инструк ции.

 

 

 

команда, первая закончившая эстафету.Контролируе т правильность выполнения.

 

 

 

доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

 

 

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения. Оценить результаты учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Задать домашнее задание: придумать эстафету на лыжах.

Дает команды: «Снять лыжи», «В одну шеренгу становись».

Проводит беседу по вопросам:

-Какие движения на лыжах получались лучше всего на уроке? -Какие способы передвижения на лыжах вы знаете? Оценим себя: балл заа- активность, б – быстроту, в – внимание, г- говорящим по делу, д- дисциплинированным Какая отметка получилась?

Озвучивает итоговую оценку учащимся, даѐт домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Определяют своѐ эмоциональное состояние.

Фронтальная

Личностные:понимаютзнач ение знаний и уменийзанятий лыжами для человека и принимают его.Дают самооценку собственной деятельности.

 

 

 

Регулятивные:прогнозирую т результаты уровняусвоения изучаемого материала.

Оценив ание

учащих ся за

работу на уроке.

 

Комплекс ОРУ на лыжахПриложение    1 1) И.п- Узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.

1-Наклон головы вперед; 2- И.п.

3- Наклон головы назад;

4-И.п

Повтор 4 раза.

 

2)   И.п- Узкая стойка ноги врозь, руки внизу. 1-10 Имитация работы рук при ходьбе на лыжах Повтор 4 раза.

 

3)   И.п.-Ноги врозь, руки на поясе.

1-Поворот туловища влево;

2-И.п;

3- Поворот туловища вправо;

4-И.п;

Повтор 4 раза.

 

4)   И.п- Ноги врозь, руки внизу. 1-3. Наклоны туловища вперед; 4.И.п. Повтор 4раза.

 

5)   И.п- ноги вместе, руки на поясе.

1- Поднимаем правую ногу, согнутую в коленном суставе 2-И. п.

3- поднимаем левую ногу, согнутую в коленном суставе

4-И.п.               

Повтор 6 раз

6)   И.п стоя на лыжах.

1-4 Мах левой ногой вперед- назад 5-8 Мах правой ногой вперед-назад Повтор 4 раза.

 

7)   И.п.- ноги вместе, руки внизу.

1-8 прыжки на двух ногах. Повтор 4 раза

 

8)   И.п- стоя на лыжах.

1-4- приставные шаги влево.

5-8- приставные шаги вправо.

Повтор 4 раза.

Приложение 2.  

Техника подъема «елочкой».

 Носки лыж должны быть достаточно разведены, лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали (это делается главным образом за счет наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные, с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением в конце отталкивания.

Ошибки: недостаточнокрутоставятсялыжинаребра (лыжипроскальзывают); ученикиторопятсяопуститьлыжунаснег, несделавещедостаточноширокогошага; слишкомнаклоняюттуловище; слабо и недо-концаотталкиваютсяпалками, неточнаяпостановкапалок, случайнаяпотеряравновесия, нарушениякоординациивследствиенедостаточнойуверенности в движениях.

Приложение 3

Подводящие упражнения для овладения техникой подъема «елочкой».

1.     Разведение носков лыж и постановка на ребро.

2.     Имитация подъема елочкой на равнине

                                                                                                                                                                                                           Приложение 4

Техника торможение «плугом» на лыжах.

Применение: он используется главным образом при движении по линии спада на не очень крутых склонах.

Носкилыждолжныбытьблизкосведены и удерживатьсясилойногнаоднойлинии; задниечастилыжразводятся в стороныплавно; коленисближаются, голенинаклоняютсявперед - внутрь

(этонедолжновызыватьслишкомбольшогонапряжениямышц, иначестойкастановитсянеуверенной).

Ошибки: недостаточноеразведениепятоклыж в стороны; разведениеихрывком; носкилыжнесближены, перекрещиваниепереднихчастейлыж. Грубейшейошибкойсчитаетсявынесениепалоккольцамивперед, таккаклыжникможетнанихслучайнонаткнуться и получитьсерьезныеповреждения, выдвижениенескольковпередноскаоднойизлыжотносительнодругого и нарушениепрямолинейностиспуска; случайнаяпотеряравновесия.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

          Урок физической культуры проведен в 3 классе по теме «Лыжная подготовка». При подготовке урока учитывались индивидуальные, физиологические, психологические особенности данного классного коллектива. Согласно списочному составу в классе 15 человека, из них 7 мальчиков и 8  девочек. Дети разные по уровню физического развития, темпераменту, характеру. Физическая подготовка учащихся данного класса на высоком уровне.

Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура, на уроке была использована групповая форма организации занимающихся, которая способствует увеличению моторной плотности урока.

Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме, лыжи и лыжные палки. Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока,  в соответствие со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.                                                    

 

При организации учебной деятельности обучающихся мною ставилась проблемность  учебных заданий через осознанное выполнение поставленных задач.

Подготовительная часть урока включала в себя общеразвивающие упражнения, которые  проводились на месте, в процессе выполнения были задействованы все группы мышц.  Мною был использован метод рассказа и показа.

 На  протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками - доверительный, построенный на взаимном уважении. Обучающиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах. В основной части урока упражнения выполнялись поточным методом с использованием учебного круга и пологого склона.

В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: обучающимся  нравится лыжная подготовка, ими были хорошо освоены подъѐм в гору «ѐлочкой», спуск с горы в основной стойке, торможение «плугом». При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия. При организации обеспечения учебного занятия уделялось внимание на:

-  целостность  использования форм организации занимающихся;

-  целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых); - соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).

Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.

Благодаря разнообразию форм и методов построения уроков, у учащихся  повышается интерес к дальнейшим занятиям лыжной подготовкой. Ребята активно участвовали на уроке, чему во многом способствовала чѐткость в организации совершенствования одновременного двухшажного хода, грамотный инструктаж, а также плавный переход от одной части урока к другой. Игра «Кто быстрее» более скоростная и поэтому я поставила еѐ в конце основной части урока.   За подвижную игру были озвучены оценки. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, страховки и  взаимопомощи.

На заключительном этапе я постаралась создать предпосылки к восстановлению организма, к полноценной работе на последующих уроках, к воспитанию дисциплины на уроке и умению работать в коллективе.

При подведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети с намеченными задачами справились.

На своѐм уроке использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный – при выполнении разминки; словесный – при отработке навыков, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный и комбинированный, а так же поточный метод.

Хочу отметить большую подготовленность к уроку, осознание психологической цели и внутренней готовности к еѐ осуществлению. Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивала смена различных видов деятельности и  типа урока, игровой.

Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом.

Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Все образовательные, воспитательные и задачи развития решены. Задачи этого урока работают на перспективу, так как учащиеся могут использовать элементы лыжной подготовки на занятиях внеурочное время и на отдыхе.