«Доброта спасет мир».
Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе, дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); рисунки учащихся; планета “Земля”, рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты,
Задачи:
раскрыть нравственное содержание добра и зла, добродетели и пороки;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
развивать коммуникативные навыки, речь;
воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
воспитывать стремление совершать добрые дела, воспитывать у учащихся нравственные качества;
Оборудование: диск с песнями, презентация «Викторина по сказкам», изображение тучки и солнышка, солнышко без лучиков, лучики, цветы, ладошки, названия станций, таблички со словами,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Уч-ль: Разминка: (Соко-соко)
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок путешествия в страну сказок.
Мяч по кругу. Назовите свое имя и имя сказочного героя на первую букву вашего имени.
2. Вступительная беседа. песню «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «Кот Леопольд»
Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами.
Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например…
Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру. Например, …
Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Уч-ль: Сесть
поудобнее. |
Дети: -Есть
сесть поудобнее. |
Звук ракеты.
Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают) (Отрывок из мультфильма.Кота Леопольда)
Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в вашем классном уголке, чтобы вы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете Добра.
Отрывок из мультфильма «Что такое хорошо…»или Цветик-семицветик
3. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Сесть поудобнее. Дети: Есть сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни. |
Есть пристегнуть ремни. |
Звук ракеты.
Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.
4. Физминутка (У Агафьи у старушки…)
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
5. Город «Настоящих друзей».
Учитель:
- А кого можно назвать другом? Какими качествами личности должен обладать настоящий друг?
- Что такое дружба? - На чём основывается прочная дружба?
- Назовите черты дружбы? - Как поступают настоящие друзья?
Ученик: Есть такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.
Игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки.
6. Следующая остановка «Город сказок».
- Ребята, а в каких произведениях чаще всего добро противостоит злу?
(в сказках)
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
Физминутка. (мяч) « Море волнуется раз…»
Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?”. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
(Шапокляк; Золушка; Карабас-Барабас; Золотая рыбка; Баба-Яга;
Винни-пух;
Змей Горыныч; Кащей Бессмертный; Мальвина; Леший; Дюймовочка; Чебурашка, кот
Леопольд, мачеха; Алеша Попович; золотая рыбка; Кощей Бессмертный )
- На каких персонажей вы хотели бы быть похожи, на добрых или на злых?
- А теперь я предлагаю вам викторину. (просмотр презентации)
Викторина «По дорогам сказок»
1.
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2. Самая злая старуха во многих сказках. (Баба Яга)
3. –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4. -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
6. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
7. Злой разбойник, что хотел съесть маленьких детей. (Бармалей)
8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
9. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного Замка.(Кот в сапогах)
10. Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно? (Кот Леопольд)
11. Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка)
12. Смышленость этого мальчишки спасла его и шесть братишек, хоть ростом мал он да удал, так кто из вас о нем читал? (Мальчик-с-пальчик)
13.
Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
14. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)
А чему учат сказки? Почему говорят «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Сказки несут добро. В сказках добро всегда побеждает зло. 3
7. Следующая станция «Город цветов»
Релаксация. Звучит красивая мелодия.
Закройте глаза. Представьте, что у вас в ладонях ваш любимый цветок. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уезжая из этого города. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.
В подарок от этого города вам цветы. Этими цветами мы засадим наш сад.
8. Массаж на спине соседа (музыка)..
- На доске изображен круг .
–Ребята, с чем ассоциируется у вас круг? На что он похож? Перед нами солнце, но нет лучей.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди- лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии. А какими качествами должен обладать добрый человек, мы узнаем это, отправившись в увлекательное и в тоже время познавательное путешествие в мир Доброты, где нас ожидают препятствия и другие неожиданности, с которыми я надеюсь, мы дружно справимся. А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле к концу занятия засияло солнышко ярко – ярко. Ведь каждый человек в своей жизни должен посадить дерево. И у нас появилась такая возможность.
- Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу. Пусть от нее нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Ну, как, путешественники, готовы? Тогда в путь!
А путешествие свое мы совершим на чудесном поезде. (Звучит сигнал поезда)????
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”..
Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
9. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы попали в город Доброты.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Давайте, вспомним все то, о чем мы сегодня говорили и
Составим словесный портрет доброго человека. Сейчас вам нужно будет выбрать те качества, которыми обладает добрый человек и озвучить их.
(ласковый, душевный, счастливый, заботливый, внимательный, скромный, отзывчивый, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный, радостный, справедливый).
Уч-ль: Итак, что такое добро?
-Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее,
доброе, красивое.
-Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Слайд 1,2,3
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
— Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на
помощь. 4
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу,
подкармливает собак и кошек.
— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой –
дурное.
Физминутка «Дождик» (хлопки)
Ритуал прощания. (В кругу, взявшись за руки дети произносят слова)
В нашем классе все друзья. Вы и мы, и ты и я.
Руку дай тому, кто слева. Руку дай тому, кто справа.
Мы – одна семья! Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа. Пожелай добра!
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
Рефлексия. Покажите руками, если вам было сегодня интересно, если вы узнали сегодня что-то новое,
Если вы хотите встретиться вновь.
----Выступление детей:
8. Итог урока.
Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)
«Доброта спасет мир».
Тема. Доброта спасет мир.
Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе
Ход занятия.
Организационный момент.
На доске эпиграф урока.
“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание
Дети входят в класс под песню «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «Кот Леопольд»
-Ребята, а кто может догадаться ,о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это, это ведь………. доброта
Доброта. Какое странное слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими злыми и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Психологический настрой.
- Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу. Пусть от нее нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.
(Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение).
- На доске изображен круг .
–Ребята, с чем ассоциируется у вас круг? На что он похож? Перед нами солнце, но нет лучей.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди- лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии. А какими качествами должен обладать добрый человек, мы узнаем это, отправившись в увлекательное и в тоже время познавательное путешествие в мир Доброты, где нас ожидают препятствия и другие неожиданности, с которыми я надеюсь, мы дружно справимся. А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле к концу занятия засияло солнышко ярко – ярко. А еще мы с вами посадим дерево Доброты и цветы Дружбы. Ведь каждый человек в своей жизни должен посадить дерево. И у нас появилась такая возможность.
Ну, как, путешественники, готовы? Тогда в путь! Да, а в путь мы с собой возьмем волшебный мешочек, чтобы складывать туда то, что мы будем привозить из каждого города.
А путешествие свое мы совершим на чудесном поезде. (Звучит сигнал поезда)
Первая станция «Город пословиц».
Прогуляемся по городу. Перед нами волшебное дерево. И листья на дереве необычные. На них записаны, какие -то слова. Дети срывают листочки и собирают пословицы.
Злое слово ранит, а доброе лечит.
Добрые дела красят человека.
А о чем эти пословицы?
-А какие пословицы о доброте вы еще знаете?
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Давайте поразмышляем, что значит быть добрым человеком, как вы считаете?
-добрый человек совершает добрые поступки; (что это за поступки?)
-старается всем помочь; заботится о других; приносит пользу окружающим и самому себе;
-уважает старших; защищает младших; употребляет вежливые слова;
-ухаживает за животными; охраняет природу.
- А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)
Добру нужно учиться у других людей, чтобы на земле было меньше зла, чтобы тебя уважали.
1 ученица.
Доброта
Доброта живёт на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта – как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
М.Лукин
А в подарок вам лучики. Собирайте их на протяжении всего путешествия, складывая их в наш волшебный мешочек.
- Я предлагаю вам послушать Балладу о Добре и зле
2 ученица.
Однажды
с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
-Как вы думаете, ребята, откуда берётся зло? (ответы детей, обсуждение)
Учитель:
Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...
- Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей)
- А сейчас послушайте, как заканчивается притча.
«Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Каждый из нас способен сделать мир добрее, если все мы будем стремиться совершать добрые поступки и не допускать даже мысли - о злых.
3 ученица:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но
зло творится без труда.
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица – птицу.
От доброго – добро,
От
злого зло родится.
Добро, сколь не было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
4 ученица:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Молодцы, вы справились с заданием. В память от этого города вам лучики.
Город «Настоящих друзей».
Учитель:
- А кого можно назвать другом? Какими качествами личности должен обладать настоящий друг?
- Что такое дружба?
- На чём основывается прочная дружба?
- Назовите черты дружбы?
- Как поступают настоящие друзья?
Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте. В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках – составляющие дружбы. Готовые ладошки мы сложим в волшебный мешок.
Я предлагаю вам послушать рассказ
Вот послушайте, дети, какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?
(Инсценировка учениками рассказа И.Туричина “Дружба”)
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
- Давай! – согласился Вася
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину
- Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята:
- Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.
- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
- Не примем, – сказал Сережа.
- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
- То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
(На сцене остается только Сережа, а другие ребята уходят)
Сережа: А теперь со мной никто не дружит! Почему никто не дружит? Это они глупые! Они виноваты!
Ведущий: Только ты сам сможешь ответить на этот вопрос.
Ученик: Есть такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.
Ведущий: Ты понял Сережа, что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!
Сережа: Как же это сделать? Ну, я не знаю что менять?
Учитель :
- А вот послушай сказочку!
(Инсценировка рассказа А.Глебова “Бабушкина сказочка”. Появляются на сцене “бабушка” и “внучка”).
Автор: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. У одной, как небо, – синие, у другой, как изумруд, – зеленые, у третьей, как яхонт, – серые, у четвертой, как темный бархат, – черные, у пятой, как незабудки, – голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
- Вот и вся сказка. Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Автор: И Катя задумалась…
Катя: Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Сережа! Тебе нужно стать добрее!
- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников
Игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки.
Вот вам лучики в память об этом городе.
Следующая станция «Город цветов»
Релаксация. Звучит красивая мелодия.
Закройте глаза. Представьте, что у вас в ладонях ваш любимый цветок. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уезжая из этого города. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.
В подарок от этого города вам цветы. Этими цветами мы засадим наш сад.
Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
Складываем наши цветы в волшебный мешок.
Следующая остановка город «Весов».
А почему этот город так назван?
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу будем класть “зло” , на другую «добро» . (Слов одинаковое количество. У каждого ученика капелька)
(таблички с надписями: зависть, уважение, жадность, вежливость, грубость, предательство, благородство, война, ложь, сердечность, милосердие, терпимость )
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. У каждого из вас по капельке. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, озвучим их и положим эти капельки на чашу весов с “добром”. Выходят дети по желанию.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы попали в город Доброты.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Давайте, вспомним все то, о чем мы сегодня говорили и
Составим словесный портрет доброго человека. Сейчас вам нужно будет выбрать те качества, которыми обладает добрый человек и озвучить их.
(ласковый, душевный, счастливый, , заботливый, внимательный, скромный, отзывчивый, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный, радостный, справедливый).
5 ученик:
Немало встречается злого,
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути
Нет доброго слова важнее
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
6 ученик:
Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Твори добро, нет большей радости.
И жизнью жертвуй и спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Посадка дерева «Доброты» и цветов.
А теперь нам осталось посадить дерево доброты и сад. Достаем из нашего волшебного мешка то , что мы привезли из нашего путешествия. Прикрепляйте лучики к солнцу.
Сажаем наше дерево. Вместо листочков будут ваши ладошки, что мы вырезали. Сажаем сад, высаживаем наши цветы, которые мы привезли из города «Цветов»
- У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Наше солнышко сияет ярко-ярко.
- Ребята, наш мешочек пуст. Давайте наполним его частичкой нашей с вами доброты.
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте умножим достоинства и вычтем недостатки. И получим формулу дружбы, которую и положим в наш мешочек.
Вывод.
- Ребята, а можно ли бояться быть добрым?
7 Ученик:
Каждый
знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Они
борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
8 Ученица:
Если
хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ну,
а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Учитель:
Помни
истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Вы наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами - будьте добры, дарите любовь друг другу, тепло, не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Рефлексия:
Что вам понравилось на занятии? Почему?
А теперь я хочу посмотреть, как изменилось ваше настроение к концу занятия. Покажите мне тучку или солнышко.
Давайте завершим наш разговор песенкой «Дорогою добра».
Внеклассное занятие в начальной школе
Тема: «Урок доброты»
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и
зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку
учащихся.
Оборудование: рисунки
учащихся, компьютер для показа презентации, ватман, мелкие игрушки, весы,
фломастеры альбомные листы.
Сценарий занятия.
1. Вступительная беседа. Сообщение целей занятия.
( Звучит фонограмма песенки кота Леопольда
из мультфильма)
Уч-ль: Сегодня у нас с вами
необычный урок- урок доброты.
-Что такое добро?
-Что такое зло?
-Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки,
прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами.
-И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут
размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
-Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся
отличать добро от зла.
2. Беседа о добре и зло.
Уч-ль: Итак, что такое
добро?
-Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее,
доброе, красивое.
-Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Слайд 1,2,3
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
— Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на
помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу,
подкармливает собак и кошек.
— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой –
дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
Уч-ль: Что такое зло?
— Где вы встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто,
противоположное добру.
-Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.
-Вы любите путешествовать?
-Давайте закроем глаза и каждый окажется там, где он
захочет….(звучит музыка ).
Уч-ль: А поплывём мы в
чудесную страну на корабле добра Слайд 3
Уч-ль: А знаете, кто будет
капитаном нашего корабля? Кот ЛеопольдСлайд 4
. Помните, какие слова он всё время говорил,
обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”) Слайд 6
-Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашей школе , чтобы вы
жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
3. Слушание рассказа. Беседа.
Уч-ль: А
сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которую он увидел
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было
очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою
сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама?- удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто
старушка!
Уч-ль: Могла ли эта история
произойти с кем-нибудь из вас?
-Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).
-А теперь вернёмся чтобы делать добрые дела.
4. Работа с пословицами.
Уч-ль: Прочитайте
пословицу на доске. “Доброе
слово человеку, как дождь в засуху”.
-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети
отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но
и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не
одежда красит человека, а его добрые дела”.
Игра собери пословицу ( Дети собирают из слов пословицы. Работа в группах.) Слайд7
5.Чтение стихотворения А. Барто
“Вовка- добрая душа”
( подготовленный ученик)
Уч-ль:Трудно
ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь
доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя
стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета…
6. Игра» Добрый –злой»
Уч-ль: Посмотрите на эти фотографии— Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Слайды 8-17
7. Физкультминутка( музыкальная)
8. Игра « Чаша добра»
Уч-ль: Чего
на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные
чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть,
жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо
постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие
добрые дела вы совершили, и по игрушке положим на чашу весов с “добром” (дети
называют добрый поступок и кладут свою “игрушку” (приготовленные заранее мелкие
игрушки на чашу весов).
9. Коллективное составление аппликации.
Уч-ль: Вот видите, ребята, как
можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в
ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после
себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек
прожил жизнь не зря, если сделал добрые дела»
Уч-ль:Давайте из этих маленьких капель
мы сделаем огромную каплю добра.
-Какое чувство испытали, делая добро?
10. Составление «Дерева добра»( источник добра)
11. Подведение итогов занятия.
Уч-ль: Наш корабль
причалил к своей гавани урок-Добра подходит к концу. Но это не значит, что на
этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт
много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы
должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми,
отзывчивыми, вежливыми, добрыми.
Спешите делать добро! Слайд 18, 19
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго — добро
От злого — зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
(Учитель обращается к плакату на доске)
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие?
А теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”.
(Коллективное исполнение песни .)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.