Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Оценка 4.9
Интерактивная доска
doc
русский язык
5 кл
25.02.2017
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"
конспект урока ( посмотреть).doc
№ 52 ШКОЛА­ГИМНАЗИЯА Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме  « Глагол как часть речи»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Учитель: Амишева Айнаш Дуйсенбаевна,                                                                                                                                                                первая квалификационная  категория                                                                                                                                                                               г.Астана г. Класс: 5  Тип урока: комбинированный.   Цель: углубить знания учащихся о глаголе,  об особенностях  функционирования глаголов в речи, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. Планируемые результаты образования  Предметные: Знать: глагол как часть речи, общее грамматическое и лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию. Уметь: опознавать глагол, определять роль в  тексте, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль, использовать в речи. Метапредметные: Регулятивные:  принимать   и   сохранять   учебную   задачу,   устанавливать   целевые   приоритеты,   планировать   свои   действия   в   соответствии   с поставленной задачей. Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, группировать. Коммуникативные:  организовывать   и   планировать   учебное   сотрудничество,   отображать   в   речи   содержание   совершаемых   действий,   учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос.  Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию. Методы и  формы обучения: поисковый, тестирование, репродуктивный; индивидуальная, фронтальная, работа в паре, ИКТ.    Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Глагол как часть речи», программированный тест «Глагол», система контроля и качества знаний. Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: психологически настроить учащихся на урок; побуждение интереса к получению новой информации Приветствуют   учителя, готовность к уроку.   проверяют   свою Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: формирование   эмоционального   настроя на уроке.   ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня   у нас   на уроке гости.    Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,    Улыбки подарим гостям!     К уроку готовы! Тогда ­ за работу!    Удачи желаю я Вам!            (Слайд№2) Наверное, каждый из вас любит путешествовать.  Путешествуя, человек узнает много нового,  открывает для себя что­то неизведанное. Сегодня у  нас необычный урок. Мы совершим путешествие в  чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя,  наверняка, будет много трудностей, испытаний, но,  я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим  эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели. ­ Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке. Открываем   тетради,   записываем   число,   «Классная работа». Как всегда оставляем 1 строчку для записи темы урока.   ­ Скоро листочки на деревьях распустятся.  Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки   с   деревьями   и   листочки.   За   каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево. (На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки). (Слайд № 3) II.Актуализация опорных знаний  Цель этапа: установление преемственных связей прежних и новых знаний и  применение их в новых ситуациях Прослушивают запись. Участвуют в диалоге с учителем. Коммуникативные  –   планирование учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками,   умение   выражать   свои мысли. Регулятивные – целеполагание. Познавательные:  анализ   объектов   с целью выделения признаков.  Звучит запись «Апрель» П.И.Чайковского из  цикла «Времена года».     (слайд№4)   ­ Ребята, вы слышите? Что это? Какие поэтические картины   возникают   в   вашем   воображении   под воздействием слушания музыки?  ­ Что происходит весной?   ­ Это наступает весна. (Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Некрасова.) (Слайд № 4)                            Шумит тростинка малая,                            Шумит высокий клён…                            Шумят они по­новому,                            По­новому, весеннему…                            Идёт­гудёт Зелёный шум,                           Зелёный шум, весенний шум!     ­ Так показывает свою любовь к весне поэт. III. Постановка проблемы и поиск решения Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление темы; создать проблемную ситуацию 1.В   чём   сходство   и   различие   между   словами       ­   Являются   ли   словосочетаниями:   шумит   «шум» и  «шумит»?       ­ Что сближает эти слова? Докажите.       ­ А что отличает  эти слова? Объясните.    тростинка, шумит клён, шумят они.      ­ Сформулируйте тему  урока.   (Слайд № 5)    сегодняшнего занятия?              ­   Как   вы   думаете,   каковы   цели   нашего    ­ Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания,   изучая     «самую   живую   часть   речи, обладающую   огромным   потенциалом   для выражения бесчисленных действий.  2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (Слайд № 10) Мужчина­…, кенгуру ­…, вертолёт ­…, люди ­ …   , повар …, врач…,учитель…, ученик…, баянист…, художник…,   ветер…,   молния…,   трава…,  вода…, дождь…, гром… . IV.  Постановка основного вопроса урока Открытие новых знаний      Учитель использует материал презентации. Ночь,маленькая   деревушка,огни,ветер,одинокие деревья,снег, бесконечное поле. Регулятивные:  предположений на основе наблюдений, формулирование   вопроса   (проблемы) урока и его цель.  высказывание Коммуникативные:  свободное изложение  своих мыслей в устной форме. Учащиеся   отвечают,   сравнивают,   находят сходство и различие. Однокоренные слова Обозначают предмет и действие. Ответы учеников. Глагол как часть речи. Запись темы урока.  Давайте сформулируем цели урока. Цели:   рассмотреть   глагол   как   часть   речи, учиться   находить   глаголы   в   тексте,   каким  повторить членом   предложения   бывает, грамматические признаки глагола, какую роль играют глаголы в тексте, узнать чтото новое и т.д.  Уметь:   находить   глаголы,   определять   их значение. Учащиеся   учеников.   подбирают   глаголы.   Ответы  добавляя   глаголы   составляют Ученики предложения.   Коммуникативные  –   планирование учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками,   умение   выражать   свои мысли. Познавательные:  умение   выделять существенные характеристики предмета.       Работа сучебником упр382 стр169 Образовать от данных глаголов формы прошедшего времени ед,ч муж, и женского рода, Упр383 стр170 Станция «Синт.разбора предложения по СКТ» Станция «Дружная» Составьте пословицы соединив правую и левую  часть стрелкой Станция “Фонологического анализа по СКТ” Станция «Морфологического разбора сущ­го по СКТ» V. Первичное закрепление Цель:   систематизация   и   углубление   изученного   о глаголе как части речи Глаголы, настоящем времени.  заключенные   в   скобки,   ставят   в 1 группа: Легкая атлетика, волейбол,плавание, гимнастика входят в программу подготовки  космонавтов. 2 группа: С детства папа любит физические  упражнения. Труд кормит, лень портит Смелый находит, робкий теряет Сядем рядком, поговорим ладком Терпенье и труд, все перетрут Кто много видел и слышал,тот много знает 1группа:  :   Слово “Волейбол” 2 группа: Слово «Гимнастика» 1 группа: Слово «Космонавтов» 2 группа: Слово «Спортом» Работа   в  тетради.   Самостоятельная   работа  с самопроверкой по эталону. 1. Задание  ­  Распределите данные глаголы на четыре  группы.   похолодало    скучать  смеркается    смеяться  светает  потеплело      мыслить      размышлять   радоваться      соображать   сострадать      думать 1. Состояние природы. 2. Внутреннее   (эмоциональное) человека. 3. Мыслительные процессы.  4. Цвет различных предметов.   состояние голубеют засинели зазеленеет розовеют   голубеют, Глаголы:   похолодало,     мыслить, смеркается,   размышлять,   засинели,   соображать, скучать,   зазеленеет,   смеяться,   светает,   розовеют, думать, потеплело, радоваться, сострадать.  ҮІ. Рефлексия учебной деятельности      Цель этапа: оценить деятельность учащихся на уроке             ­ С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? (Слайд № )      Составить синквейн о глаголе.     ­ Давайте проверим задание.      ­ Что нового узнали на уроке?      ­ Были ли трудности?      ­ Что было интересно на уроке?     ­ Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве. На   доске   прикреплено   изображение   дерева   без листьев.    ­ Проверим, как распустились ваши деревья.   ­ Оцените свою работу, поставьте оценку. Учащиеся  отвечают на вопросы.  составляют   Учащиеся   работают   в   паре, синквейн о глаголе, зачитывают, оценивают работы товарищей. Познавательные:  анализ,   рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка   процесса   и   результатов деятельности Личностные:   самооценка   на   основе критерия успешности; самоопределение Коммуникативные:  внутренняя   оценка деятельности учащихся  Учащиеся прикрепляют листочки на  дерево.    Учащиеся считают количество листочков на дереве. Оценивают себя. ­ Кто поработал на «5»? «4»? «3»? IХ.  Домашнее задание  УПР 385      Объясняет   технологию   выполнения   домашнего задания по выбору учащихся      Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к  концу. Мне думается, вы сегодня эффективно  поработали, и, конечно, мы будем продолжать  дальше наши путешествия, потому что с малого  открытия начинается большое.  Итог урока. Выставление оценок.  Записывают выбранное задание. Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. Приложение     Карточка №1  Определите по данным рядам глаголов  профессию или род занятий: готовит   осматривает                насаживает варит       выслушивает              закидывает жарит      расспрашивает           ловит солит       выписывает                вытаскивает пробует   лечит Ответы: повар, врач, рыбак.   Карточка №2  Распределите данные глаголы на четыре  группы.  1. Состояние природы. 2. Внутреннее (эмоциональное) состояние человека. 3. Мыслительные процессы.  4. Цвет различных предметов.  Глаголы: похолодало, голубеют, мыслить, смеркается, размышлять, засинели, соображать, скучать, зазеленеет, смеяться, светает, розовеют, думать, потеплело, радоваться, сострадать.   Ответы:  похолодало    скучать  смеркается    смеяться  светает  потеплело      мыслить                    голубеют       размышлять             засинели   радоваться      соображать              зазеленеют   сострадать      думать                      розовеют 1. Глагол­  часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы  изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. 3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. Упражнение 605.  Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения (устно). Обозначьте  лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Образец. На пригорке желтеет (3­е л., ед.ч.) мать­и­мачеха.                  ­.­.­.­.­.­.­.­.    ======  Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть. Упражнение 606.  Вставьте устно подходящие по смыслу глаголы, обозначающие трудовые процессы. Определите время, лицо, число глаголов. Почему эти глаголы употребляются в одной форме?                                                                    Весенние работы В полях пашут,  ­ ­. Вначале  ­ ­  картофель, потом  ­ ­  морковь, репу. Пастухи  ­ ­  в луга стада коров и овец. На пасеках  ­ ­  ульи. Садоводы   ­ ­ ветви и  ­ ­  стволы деревьев.  Для справок: сеять, выставлять, сажать, подрезать, белить, выгонять. Карточка № 3.      Определите часть речи слов­близнецов. Как называются такие слова? (Слайд № 16)      1.На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.      2.Снежное покрывало все поле покрывало.       3.Стоя на нашем берегу, покой границы берегу.  Список использованной литературы 1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова  и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. 2. Егорова Н.В.Поурочные разработки по  русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2013. 3.   Цветкова   Г.В.   Русский   язык.   5   класс:   технологические   карты   уроков   по   учебнику   Т.А.Ладыженской,   М.Т.Баранова,   Л.А.Тростенцовой.   – Волгоград: Учитель, 2014.

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глаголы как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017