Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Оценка 4.7
Карточки-задания +3
docx
русский язык
9 кл
28.03.2017
Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"
Карточки, мини-тест, мини-исследование по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений "
Конспект урока 9 кл. осн группы спп.docx
Цель урока:  Образовательная: создание условий для изучения и усвоения основных групп СПП по их значению, формирования умения распознавать их, совершенствования пунктуационных навыков, для подготовки к ОГЭ (тест. задания № 12, 13; 15 – сочинение­рассуждение) Развивающая:  совершенствовать   пунктуационные   навыки   и   умения   конструировать сложноподчинённые   предложения     с   придаточным   определительным,   определять   средства   связи между главным и придаточным предложением, выделять грамматические  основы. Развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией, коммуникативную компетентность (письменная и устная речь) Воспитательная:  создать   условия   для   осознания   необходимости   жить   в   соответствии   с нравственными принципами общества: умение работать в группе, уважительно относиться к своим оппонентам,   давать   объективную   оценку   работы   одноклассников   и   самооценку,   своевременно проявлять любовь и внимание к матери (на материале текста) и т.д. Тип урока: изучение нового материала Методы   обучения:   1.   практические, исследовательские.   2.   По   уровню   активности   познавательной   деятельности:   репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных),   эвристические   (задания   творческого   характера:   сочинение­рассуждение, сочинение­эссе).3.   По   функциям:     методы   устного   изложения   знаний   учениками,   метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению  знаний на практике.  Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные. Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя­предметника.   По   источнику   полученных   знаний:   словесные, Оснащение урока. 1.Учебник “Русский язык 9 класс”, авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. 2.Компьютер с презентацией по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным  определительным». 3.Раздаточный материал:  распечатки текста из рассказа И. Уханова «Мама, не умирай» , Оценочный  лист, карточки с заданиями ,таблицы с опорными материалами «Второстепенные члены  предложения», «СПП  Оформление доски (на обратной стороне)  знать:  ­ основные группы СПП по их значению. ­ признаки СПП с придаточными определительными. уметь:  ­ находить главное и придаточное предложения. ­ определять вид придаточного. ­ определять средства связи придаточного с главным. ­ расставлять знаки препинания. ­ составлять схемы СПП с придаточными определительными. Ход урока 1.         Организационный момент (1 мин) ­ Эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку (т.р.у.д.) Сообщений условий работы   (раздаются оценочные листы)  Проблемная ситуация: выполнить задания ЕГЭ В6: Выписать номера спп  с придаточным  (определительным), ОГЭ № № 12, 13; Сможете ли без подготовки ответить? Значит сегодня будьте особо внимательны. Что надо повторить? 2.  Актуализация знаний (5 мин)          Дифференцированная работа (по уровню обученности, уч­ся среднего уровня выбирают  задание сами) Низкий уровень Мини­тест  (индивидуально или в парах) Высокий уровень Мини­исследование (в парах) 1. Указать СПП. (Знаки препинания не  расставлены) А) Мокрые блестящие деревья с которых  медленно, словно слёзы по зиме, стекают дождинки Б) Больная металась по кровати что­то шептала  сбрасывая с себя одеяло. 2. Указать СПП. (Знаки препинания  расставлены не везде) А) Дымов дрожал всем телом и жалел  что в  спешке забыл дома плащ. Б) А дождь всё лил и лил тяжело стуча по  железной спине автобуса.  3. Указать СПП. (Знаки препинания  расставлены не везде) А) Автобус застрял в колдобине и все выходили  толкать его. Б) Грош цена человеку который не может сломить  дурной привычки. Ответьте на вопросы: Какие предложения вы  должны были указать? Как вы рассуждали при  выборе ответа? Какие СП называются спп? Ответы:1­А, 2 – А, 3 ­ Б 1. Запишем предложения и определим в  них второстепенные члены, поставив  соответствующие вопросы: а) Сердце почувствовало что­то недоброе.  б) Мой дом находится в новом районе. в) Мы добрались до дома вечером.  2. Подберём синтаксические синонимы:  перестроим предложения так, чтобы они  стали СПП. а) Сердце предчувствовало, что случится что­ то недоброе. б) Дом, в котором я живу, находится в новом  районе. в) Мы добрались до дома, когда наступил  вечер. 3. Поставим вопросы к придаточным  (Что? Какой? Когда?) 4. Сравним предложения и сделаем  выводы. С чем сходны по смыслу придаточные  предложения?  Вывод: три основные группы придаточных  соответствуют второстепенным членам  предложения: дополнению, определению,  обстоятельству.  Проверка: Целеполагание (1 мин) Открытие темы (Проблемная ситуация) Выслушиваются ответы уч­ся от каждой группы. (2 мин) 3.  Учитель: ­ Как выдумаете, какова же тема нашего урока? Что будет предметом изучения? «Основные группы спп. Придаточные определительные» 4. (Создание условий для изучения и усвоения основных групп СПП по их значению, формирования умения распознавать их, совершенствования пунктуационных навыков)      Мотивация: ­ А зачем, для чего нам нужно это (1 ­ подготовка к ОГЭ и успешная сдача экзамена  ­ материал урока отражён в тест. заданиях ОГЭ №№ 12, 13; 15 – сочинение­рассуждение; 2 ­ быть грамотным человеком) (1 мин)    Постановка учащимися задач перед собой (1 мин) ­ Определите свои личные задачи на сегодняшний урок.  ­ Что хотите узнать? Чему научиться? (знать,уметь) ­ В качестве подготовки к ОГЭ ?      5.  Планирование (2 мин) Учитель представляет (на слайде перечень) материал для работы на уроке:  работа с текстом; п. 22  учебника на  с. 69; схематический диктант, заполнение оценочного листа,  упр. из учебника,  заполнение таблицы; сочинение­рассуждение;   ­ Что, по вашему мнению, необходимо выполнить в первую очередь? (Уч­ся работают в группах по составлению плана действий по изучению темы, обсуждают,  записывают, при проверке обосновывают своё предложение) Составляется общий план, записывается на доске.        6. Открытие нового знания (теоретич.) – 3 мин ­ Выполнение каких действий приведёт нас к решению учебной задачи?  (Обсуждение в парах, группах вариантов решения учебной задачи. Составляется алгоритм действий  для определения вида придаточного, его структуры: ­ Вспомните, как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? Алгоритм  «Определение вида придаточного» Устанавливаем, к чему относится придаточное и задаём к нему вопрос.  –  Если относятся к существительному и отвечает на вопрос Какой? 1) 2)                                                                                          Придаточное определительное  ­ Если относятся к глаголу и отвечает на вопросы косвенных падежей                                                                               Придаточное изъяснительное  ­ Если относятся к глаголу и отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда?              Почему? Зачем? Как?и др.                                                                                               Придаточное обстоятельственное ­ Теперь необходимо научиться применять алгоритм        7. Отработка учебных действий Понятие об основных группах СПП. Учащиеся получают листы с напечатанной на них таблицей  “Виды придаточных предложений”. Она заполняется по мере изучения придаточных. (Приложение1) Работа по второй части темы «Придаточные определительные» Чтение учебника на стр.69 (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Русский язык. 9 класс,  1) 2009 г.), ­  заполнение таблицы  (3 мин) Вывод:   ­   Основные   группы   СПП   носят   названия,   сходные   с   названиями   второстепенных   членов предложения: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (делятся на подгруппы). Работа на карточках (слабые ученики)  В это время Схематический диктант (читается предложение, не записывается, составляется                 2) Практикум (4 мин)  1. Комната ( ) куда меня привели была похожа на сарай.  2. Грош цена человеку ( ) который не может сломить дурной привычки. 3. И боль ( ) что скворчонком стучала в виске стихает. 4. И нищий наездник таится в ущелье ( ) где Терек играет в свирепом веселье. Задание: найти главное и придаточное, поставить вопрос, определить вид придаточного  только схема) один ученик – на обороте доски, все остальные уч­ся в тетрадях  а) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада. [ сущ.], (какое). б) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и первый раз отроду вошёл в комнату  Марьи Ивановны.  [ сущ., (которая), ]. в) Я ушёл в ту комнату, где уже все спали.  [ту+ сущ.], (где). г) В июльский день, когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России, я ехал на  мельницу ловить рыбу. [ сущ. , (когда), ]. д) В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила. [ сущ.], (что). Проверка с отработкой алгоритма по определению придаточного определительного. 8.  Подготовка к ОГЭ. Текст.  Работа с текстом «Мама,  не умирай» (разноуровневые задания) (15 мин)  ­ Какой праздник празднуется в последний день ноября? – День матери.   Прочитайте отрывок из рассказа И.Уханова «Мама,  не умирай». Для ребят группы риска (Ганин,  Замкин, Зырянов, Ризакулов, Кудаков, Тютюкин, Чернов) Тренинг: списать текст И.Уханова «Мама, не умирай», вставляя пропущенные буквы и расставляя  пропущенные знаки препинания.        Остальные работают с текстом  в парах. Прошу отметить номера заданий к тексту (на листе  «Вопросы к тексту») Нам нужно определить, в текстах какого типа и стиля речи используются Спп придаточные 1­ая группа Пунктуационный практикум.  Указывают номера предложений, в  которых ставятся запятые, и условия их  постановки (Гришечкин С., Овечкин И. №№ 6, 8, 10,  11, 13, 15) . Отдельно укажите номера  спп предложений с придаточными   определительными. (Примерный ответ: Однородные члены предложения в  определительные 2­ая группа     Анализ текста.     (Таня П., Вика М.)  Задание № 1.   (Примерный ответ. Стиль художественный. Функция – воздействие на чувства читателя, слушателя. Ведущая стилевая черта –  образность. Характерные изобразительно­выразительные средства:  сравнение (автобус похож на раненого зверя), эпитеты (водяная  пыль, беспросветная непогодь), метафоры (нежное тепло слёз,  забытый вкус осенних деревень, толща трудных километров;  развёрнутая метафора ­  слёзы окатили щёки, посолили губы),  фразеологизмы (было недосуг, руки не доходили).  Тип речи – повествование. Жанр – рассказ (фрагмент). предложениях №№ 6, 8, 10, 11, 13, 15. Обособленные определения (есть причастный  оборот в предложении № 2, но он стоит после определяемого слова) Обособленные обстоятельства  (деепричастия, деепричастные обороты,  уточняющие члены) в предложениях  №№  4,6,14 Вводные слова в предложении № 13 ССП № 5,6,14,13,15 СПП № 2,6,9,13­15 БСП № 2,15 Диалог в предложении № 3) Задание № 5.  Расставьте недостающие   знаки препинания в предложении № 13  (Гусев М., Чекушкина Ю., ) Задание № 6. Выполните  синтаксический разбор выделенного  предложения (№ 2). Составьте схему  предложения № 2: (Аня Р., Наташа К.)  То и дело его заносило, он становился  поперёк дороги и походил на раненого  зверя, что огрызается от погони.  (Простое, односоставное + простое  двусоставное, главное в СПП+ придаточное  определительное.) Задание № 7. Орфографический  практикум.Объясните правописание  слов с не в предложениях №№ 6,10,13. (Горячева М., Романова Д.)   по тексту «Мама, не умирай». Задание № 2    (Света К., Эля К.) Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их   употребление,   подберите   к   ним   синонимы   из современного русского языка. (Тащился  ­   медленно   ехал,  огрызается  ­   грубо   отвечает, угораздило, ­ пришлось,  грязюка  ­ грязь,  чертыхнулся  – сказал слово, которое лучше не упоминать всуе, застряли в колдобине – остановились в глубокой яме на дороге,  вывозились в глине  – замарались в глине, горемыка ­ несчастный, недосуг – нет времени и т.д.).   по тексту «Мама, не умирай». (Саша П., Задание № 3   Яманова Ю.)   Назовите   ключевые   слова,   рисующие   безрадостную обстановку. Грязюка,   вода   на   фуражке   мужчины,   глина,   все   вымокли, непогодь,   дождь,   несло   холодом,   водяная   пыль,   колдобины; окна, одежда, лицо мокрые от дождя.  Выделите микротемы текста.   по тексту «Мама, не умирай».(Ирина Л., Задание № 12   Горькова А.) Найдите и перестройте предложение с причастным  оборотом  (№№ 1­5) в сложноподчинённое с  придаточным определительным. Начертите схему СПП.  (4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (Знаки не расставлены) (4)  Сидящий  рядом с Дымовым  мужчина,  стряхивая  с фуражки воду,   чертыхнулся.   (Причастный   оборот  Сидящий   рядом   с Дымовым стоит перед определяемым словом мужчина.) Мужчина, который сидел с Дымовым, чертыхнулся, стряхивая   с фуражки воду. О чём заставил задуматься вас автор? Какую проблему он поднимает в рассказе? Выписать из текста спп предложения с   придаточными определительными.  (Горячева М., Романова Д.,Чекушкина  Ю., Корева Э., Гусев М., Гришечкин С.,  Овечкин И., Косихина Н., Малышева В.,  Горькова А., Яманова Ю.) Инд.работа: Аня Р.,  Света К., Саша П., Ирина Л.,  Таня П. : Задание творческого характера по тексту И.Уханова.  Написать сочинение­ миниатюру в форме рассужденияс  включением СПП с придаточными определительными  на тему «Помог ли Дымов своей матери, к которой так  спешил,  и покаялся ли перед ней?» Проблемное задание. Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного  определительного с союзным словом который. Работа по предупреждению ошибок: устранение  повтора придаточных определительных  (с заменой одного  из них причастным оборотом). См.  учебник, стр.73 упр. 114. 9. Рефлексия (3 мин)  (Возвращение к теме, задачам, плану урока.  Определяют степень своего продвижения к цели и  результатам деятельности. На полях  письменных работ поставить значки: +  уверен ? сомневаюсь ! отвечаю наугад Всем: таблица, п. 22 учебника стр.69­70; На выбор: упр. 107 или 110 или сочинение­рассуждение по типу ОГЭ: ­  Назовите основные группы СПП по значению. ­  Назовите основные признаки СПП с придаточными определительными. Оценивание работы уч­ся 10.  Домашнее задание (2 мин) 1. 2. Как   вы   понимаете   значение   слова  вина?   Сформулируйте   и   прокомментируйте   данное   Вами определение.   Напишите  сочинение­рассуждение   на   тему  «Когда   человек   испытывает   чувство вины?»,  взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера,  подтверждающих  ваши рассуждения:  один пример­аргумент приведите  из  прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Используйте спп с  придаточными определительными.

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 9 классе на тему "Основные группы сложноподчинённых предложений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017