Урок русского языка Язык родной дружи со мной
Оценка 4.6

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
чтение
4 кл
16.04.2019
Урок русского языка Язык родной дружи со мной
21 февраля - Международный день родного языка. День родного языка Отмечают в целом мире, Пожелаем всем добра, Чтоб язык родной любили. Писатели о родном языке «Язык – это история народа» (А.И. Куприн) «Язык народа – лучший … цвет … духовной жизни» (К.Д. Ушинский)
Урок русского языка Язык родной дружи со мной.doc
Интегрированный урок: «Язык родной, дружи со мной!» в рамках декады русского языка и литературы, посвящённый Международному Дню родного языка – 21 февраля Автор: Р.И. Моисеева –  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории Участники:  обучающиеся слабослышащего отделения – начальная школа (2 «А», 2 «Б», 4 «А», 4 «Б», 5, 6 классы, всего 40 учеников). Легитимность урока Инициатор по организации проведения урока «Язык родной, дружи со мной!» –  заведующая   библиотечным   комплексом   школы­интерната   для   обучающихся   с нарушениями слуха: Черемных Александра Ивановна.  Цель: создание условий для формирования интереса и бережного отношения к родному языку.  Задачи:  познакомить с праздником – «Международным днём родного языка»;   способствовать   популяризации   праздника   –   «Международного   дня родного языка»;  активизировать познавательную активность через игровую форму работы;  стимулировать интерес к изучению родного языка;   содействовать осознанию важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации;   развивать речь детей, память, мышление, внимание;  формировать бережное отношение к другим языкам мира;  воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык. Основные направления работы: 1. Международный праздник «День родного языка», его история и традиции (элементарные знания). 2. Родной   язык   –   сокровищница   народной   культуры   (устное   народное творчество); 3. Взаимосвязь родного языка,  русского народного творчества, литературы (практическая деятельность). 1 Виды и формы учебной деятельности в рамках декады русского языка: Изготовление   стенгазеты,   плаката,   рисунков,   лозунга:   «Берегите   родной язык!». Тематическая подборка пословиц «Мой родной язык». Подготовка   и   проведение   тематической   книжной   выставки   «Родной   язык моей страны» (практическая работа в школьной библиотеке). Организация классного часа «Что случится, если мой родной язык исчезнет? Открытый урок по развитию речи «Родной язык – его история».  Подготовка, организации и проведение урока «Язык родной, дружи со мной!» с использованием ИКТ. Конкурс выразительного чтения стихотворений, посвящённых «Дню родного языка» в рамках урока «Язык родной, дружи со мной!». Посещение   школьного   музея   «Языковое   и   культурное   наследие   нашей школы».  Создание интерактивной публикации (электронного документа для чтения с компьютера) с регистрацией на сайте: http://ru.calameo.com Ход урока (мероприятие проводится в компьютерном классе) Звучит русская народная плясовая «Кадриль». Дети входят в компьютерный кабинет, подходят к местам, выполняют танцевальные движения, ориентируясь на показ ведущего.   Слайд №1 «День родного языка» Ведущая:  Что   за   праздник   нынче   мы   отмечаем,   весельем   да   радостью встречаем? Праздник необычный, но очень симпатичный. День родного языка, вот какой праздник! (Хоровое чтение. Дети считывают с экрана монитора речевой материал) Слайд №2  «21 февраля – Международный день родного языка» Библиотекарь:  Праздник провозглашён решением 30­й сессии Генеральной конференции   ЮНЕСКО   в   ноябре   1999   года.   Этот   праздник   отмечают   во   всех странах. Он создан совсем недавно, с целью сохранения культурных традиций всех народов.  Язык   –   это   не   только   средство   общения.   Он   позволяет   дать   определение культуре,   природе,   истории,   человеческому   роду.   Сохранение   родного   языка является   важным   элементом   бережного   отношения   к   человеческой   культуре   и наследию. в школах всего мира?   Ведущая: Так вот оно что! Праздник международный, значит,  его отмечают 2 «День родного языка отмечают в целом мире, Пожелаем всем добра, чтоб язык родной любили» Хочу представить вам литературного героя – Знайку.  Это умный и скромный коротышка, живёт в Цветочном городе, очень любит родной язык, поэтому читает каждый день. Знайка приготовил игровые задания для вас, ребята, а также для ваших педагогов. Вы обязательно с ними справитесь! Слайд №3 Ведущая:  С первых дней своей жизни младенец слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки и впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок   по   звукам   голосов   узнаёт   близких   и   дорогих   ему   людей.   Постепенно малыш начинает овладевать родной речью. А к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. 1­ый ребёнок: «В мире каждый привык, изучать родной язык. И от года и до года есть у каждого народа  свой родной язык». Слайд №4 Ведущая: Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Только   человек   владеет   языком,   бесценным,   великолепным,   чудесным, божественным   даром!   Послушайте,   нашего   библиотекаря, Александру Ивановну.   пожалуйста, Слайд №5 Легенда о Боге Библиотекарь:  Существует такая легенда. Создал Господь зверей ловкими и сильными, птицам подарил крылья, а человеку не дал ни большой силы, ни крепких крыльев.   Загрустил   человек   и   пришёл   к   Богу,   стал   жаловаться.     Всевышний выслушал жалобы и сказал, что даст человеку ценнейшее сокровище, которое не дано зверям и птицам – ЯЗЫК. Пообещал Бог, что язык всё заменит человеку, нигде не даст погибнуть. Однако и человек должен беречь язык как зеницу ока. А если потеряет его, то потеряет и душу, и силу. Это   всего   лишь   легенда,   но   она   отображает   суть   тех   явлений,   которые происходят в человеческой жизни. Недаром же говорят, что без языка нет народа. Именно   благодаря   языку   мы   имеем   возможность   соединить   прошлое   с современностью. Уважение к родному языку имеет в каждом обществе особый смысл. 2­ой ребёнок: «Родной язык всего дороже, Его прекрасней в мире нет, 3 Мы говорить и думать  можем, Он дарит слуху дивный свет!» Слайд №6 Ведущая:   Говорят и празднуют «День родного языка»   в каждой стране на своём языке.   В Германии – на немецком языке, во Франции – на французском языке, в Англии  празднуют на английском языке. А мы – на своём, на родном, на любимом русском языке. 3­ий ребёнок: Есть в мире много языков! А ты их выучить готов? Чтоб в жизни обо всём узнать, Освоить нужно их на «5». Ведущая:  Прекрасное   и   очень   правильное   стихотворение   о   языках   разных народов!   Только зная язык других людей, можно понять их мысли, желания и чувства. Слайд №7 «Мировые языки» Ведущая: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них   так   называемые   мировые   языки   –   русский,   английский,   французский, немецкий, испанский. Вы знаете как звучит слово мама на русском языке.. А как звучит слово «мама» на других языках?  4­ый ребёнок: Родной язык! Он с детства нам знаком, На нём впервые мы сказали слово  «Мама»!  В  подавляющем   большинстве  языков  самые  важные  для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать «мама», маленькие французы –«mаmан», немецкие ребята – «мutti», английские – «mаmmа», испанские ребята – «Mamá / mami». Ребята, попробуйте произнести русское слова «мама» на разных языках (хоровое проговаривание в процессе считывания слов с экрана). Слайд №8 «Любопытное явление» Знайка хочет познакомить вас, ребята, с любопытным явлением: оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами. Сравните: Язык Крик петуха Лай собаки Русский Немецкий Французский Японский кукареку кикирики кокорико кокэкокко гав­гав вау­вау ау­ау ван­ван 4 Слайд №9  «Ответы на вопросы» Знайка приготовил для вас вопросы. На свете всё из чего­нибудь состоит: облака   из   …   (капелек),   лес   из   …   (деревьев),   речь   из   …   (предложений), предложения из … (слов).  Слайд №10 Познавательная игра: «Корень» У дерева есть корень, у слова тоже есть корень? Без корня и дерево, и слово жить   не  смогут,  они   погибнут.  Знайка   подобрал   для  вас  такие   слова,  которые имеют одинаковую, значимую часть. Слова в языке растут кустами: как дерево, из одного корня. Например: лук, луковица, луковый, луковка.  «Корень слова – главная, значимая часть, Родственные связи дарят корню власть» Слайд №11 «Определите корень слова в словах, расположенных в таблице» У слова есть корень. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом.  Когда я слышу: ­ Защити меня! Это значит: ­Укрой меня щитом! Когда я слышу: ­ Извини меня! Это значит: ­ Исключи меня из вины! Когда я слышу: ­ Обереги меня! Это значит: ­Берегами меня окружи. Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. Вот вам следующее задание. Определите КОРЕНЬ слова в представленных словах по образцу Фамилия_________________Имя__________________ Класс________ 5 САД САДОВНИК РАССАДА САДОВЫЙ САДИТ ПОСАДКА ПЕРЕСАДИЛ САДИК Слайд №12 «Корень слова» Слайд №13 «Писатели о родном языке» Ведущий: Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. (Дети считывают с экрана монитора  высказывания о русском языке) «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» (Максим Горький) «Язык – это история народа» (А.И. Куприн) «Язык народа – лучший … цвет …  духовной жизни» (К.Д. Ушинский) «Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим её под чужими небесами» (Дж. Б. Шоу) Слайд №14 «Народные пословицы» «Ученье – свет, а неученье – тьма. Пословиц разных в нашей жизни тьма». (Я. Козловский) Народные пословицы. Не рой другому яму – сам в неё попадёшь. Старый друг лучше новых двух. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Слайды №15, №16, №17  Познавательная игра:  «Слова­невидимки» «Я – слово. Дружат все со мною. Я – человека впереди …» О, слово русское, родное, Ко мне почаще приходи! Будь это проза или стих. Мне слово так необходимо В кругу товарищей моих! 6 Ведущий:   Вы знаете много слов, а знакомы ли вы со словами невидимками? Знаете   что   это   такое?   Знайка   предлагает   познакомиться   с   ними.   Это   слова, которые спрятаны в другие слова. Будьте внимательны, попробуйте их найти.  Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нём другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. Хлев – ЛЕВ, коса – ОСА, столб (конституционный) – СТОЛ. Слайды №18, №19  Познавательная игра:  «Родственные слова» Знайка предлагает поиграть в игру «Родственные слова». Как вы думаете, слова ведьма и медведь родственные? Что обозначают эти слова?  Они произошли от одного и того же слова ведать,  то есть знать. Ведьма — знающая, знахарка. Когда­то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими   больных.   А   потом   появились   сказки   о   злых   ведьмах,   и   слово   стало плохим. Медведь — зверь, который ведает, знает, где находится мед. Назовите корни в этих словах (произвольные ответы детей). Слова  Ряба  и  рябина.   (Дети   рассматривают   картинки   «Курочка   Ряба», «Рябина»).   Эти   два   слова   произошли   от   славянского   слова   РЯБ,   что   означает «рябой», «пёстрый». Когда мы смотрим на курицу, у нас рябит в глазах. Сочетание ярко­зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево­красных ягод вызывает ощущение,   что   рябит   в   глазах.   Назовите   корень   в   этих   словах   (Произвольные ответы детей). Слайд №20 «Устное народное творчество»   Ведущий:  На родном русском языке сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Давным­давно, когда народ был неграмотным, стихи, песни, пословицы, загадки   передавались   из   уст   в   уста,   это   получило   название   «Устное   народное творчество».    Пословицы,   загадки,   песни  –  это   сокровище   устного   народного творчества, вот как об этом можно сказать: «В   русском   народном   творчестве   есть  и   усмешка,   и   меткость,   и   ласка,   и рассказы, и песни, и сказки, и загадки, пословицы, даже болтайки,  всё для нашего мальчика Знайки!». Слайд №21 Игра для взрослых: Фонетическая каша (скороговорки) Знайка   приготовил   задание   для   педагогов.   Скороговорки   –   это   специально подобранная   фраза   с   трудно   выговариваемым   подбором   звуков,   быстро произносимая   шуточная   поговорка   или   прибаутка.   Скороговорки   иногда   ещё называют «потешками» или «чистоговорками». «У бабы бобы, у деда дубы. У деда дубы, у бабы бобы». «Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат». 7 «У крошки матрёшки пропали серёжки. Серёжки Серёжка нашёл на дорожке». (Присутствующие   педагоги,   родители   выполняют   задание,   проговаривают чистоговорки, размещённые на слайде) Слайд №22 Игра для учеников. Словарное золото: пословицы Знайка   приготовил   задание   для   вас,   ребята.   Попробуйте   подобрать   вторую половинку к пословице. Какова пряха, такова и рубаха. Не гордись званием, а гордись знанием. Слайд №23 Театральная сценка: «Женя – ученик» «День родного языка отмечают в целом мире, Пожелаем всем добра, чтоб язык родной любили». Женя наш пришёл из школы. (Входит с ранцем ученик) Сел к столу. Разок зевнул. И над книжками заснул. Тут явились три словечка “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”. (Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.) Вместе: Что ты Женя сделал с нами? Мы пожалуемся маме! Апельсин: Я не какой не “ОПЛЬСЫН”! Колечко: Я – никакая не “КАЛЕЧКА”! Я до слёз возмущена! Сосна: Можно только лишь со сна Написать, что я – “САСНА”! Ведущий: Ой, слова, оскорблены Тем, что так искажены! Женя! Женя! Брось лениться! Так учиться, не годиться! Невозможно без вниманья Получить образованье. Будет поздно! Так и знай: Станет неучем лентяй! 8 Женя вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту Взялся за работу. Женя:  Ой, простите, извините, Меня больше не вините. Я исправлю все ошибки Подарите мне улыбки! … Апельсин, сосна, колечко, Успокоил вам сердечко? Слайд №24 Игровое задание: «Пишите правильно слова» Ребята,   давайте   вместе   с   Женей   попробуем   написать   правильно   слова?  (Дети получают   карточки   с   неправильно   написанными   словами   «ОПЛЬСЫН», «КАЛЕЧКА», «САСНА», пишут правильно). Дорогой друг, ты видишь слова, которые неправильно написаны. Посмотри на картинки и напиши правильно слова Фамилия___________________ Имя______________Класс___________ ОПЛЬСЫН КАЛЕЧКА САСНА Слайд №25 Игровое задание: «Назовите картинку» Учитель: Посмотрите на картинки и назовите их. А теперь сравните, правильно ли вы назвали картинки? Слайд №26 Игра: «Вставьте слово вместо точек»  Следующее   задание   Знайка   приготовил   для   педагогов   и   учеников.   От   вашей слаженной   работы   будет   зависеть   результат.  Будьте   внимательны,  смотрите   на картинку, подбирайте к ней слово, дружно хором называйте его. Самолётом правит … (лётчик) Трактор водит … (тракторист) Электричку – … (машинист) В шахте трудится … (шахтёр) В жаркой кузнице … (кузнец) Кто всё знает – …! (молодец) Литературный МИНИКОНКУРС 9 Учитель: Ребята,   объявляю   литературный   миниконкурс   между   классами.   Каждый   класс дружно вместе читает хором пословицу, затем один представитель от класса – стихотворение   о   родном   языке.   Ваши   учителя   и   библиотекарь   Александра Ивановна выберут лучшего. Постарайтесь! Слайд №27  (На слайде представлена пословица, которую считывают с экрана ребята 2 «А» класса) «Доброе слово – хорошее лекарство» Слайд   №28     (Один   ученик   от   класса   выходит   к   доске,   выразительное считывание  с экрана речевого материала – стихосложения) Ученик 2 «А» класса: Люблю я русский свой язык, Он мне на свете всех дороже, И буду я его ценить, Учить его хочу я тоже. (Бирючков Андрей) Слайд №29 (На   слайде   представлена   пословица,   которую   хором   считывают   с   экрана ребята 2 «Б» класса)  «Доброе слово всегда поможет мне»   (Один   ученик   от   класса   выходит   к   доске,   выразительное Слайд   №30  считывание  с экрана речевого материала – стихосложения) Ученик 2 «Б» класса: Язык родной! Он нужен всем, Чтобы читать, творить. Но прежде нужен он затем, Чтоб просто говорить. Слайд №31 (на   слайде   представлена   пословица,   которую   хором   считывают   с   экрана ребята 4 «Б» и 4 «А» класса) «Красивую речь приятно и слушать» 10 Слайд №32  (Один ученик от класса выходит к доске, выразительное  считывание  с экрана речевого материала – стихосложения) Ученик 4 «А» класса: Бежим мы в школу как всегда, Учить язык мы будем. И никогда, и никогда Его мы не забудем! Слайд №33 (На   слайде   представлена   пословица,   которую   хором   считывают   с   экрана ребята 5  класса)  «Родной язык помогает в жизни» Слайд №34  (Один ученик от класса выходит к доске, выразительное  считывание  с экрана речевого материала – стихосложения) Ученик 5 класса: Язык – и стар и вечно нов! И это так прекрасно –  В огромном море – море слов –  Купаться ежечасно! Слайд №33 (На   слайде   представлена   пословица,   которую   хором   считывают   с   экрана ребята 6  класса) «Живое слово – дороже золота» Слайд №36(Один ученик от класса выходит к доске, выразительное  считывание  с экрана речевого материала – стихосложения) Ученик 6 класса:     Язык наш славный и могучий, С рожденья знаем мы его. Язык наш русский – самый лучший, И нет роднее ничего. (Сигачёва Виктория) Учитель: Все ребята молодцы,  правильно и выразительно читали. Слайд №37  Что мы делали? Чем занимались? Итог встречи (рефлексия) Учитель: Ребята, желаю вам на будущее,  ­ «Говорите хорошо ­ слово доброе приятно! 11 Для того язык пришел, чтоб на нём общаться внятно». С   каким   литературным   героем   вы   сегодня   встретились?   Вам   понравилась встреча  со Знайкой? Какой день мы отмечали? О каких языках говорили? Вспомните, какие занятия, игры приготовил для вас  Знайка? Что нового вы узнали?   Пригодятся   ли   эти   знания   на   уроке   русского   языка?   А   на   уроке развития речи? Можно применить знания, которые сегодня вы получили, на уроках математики? Почему? (произвольные ответы детей). Цените, уважайте, берегите нашу речь! Читайте больше, слушайте друг друга! Давайте будем наш язык беречь! Родной язык — нет лучше в мире друга! Учитель: Дружно хором прочитаем: «Слушали, говорили, думали, читали, искали, узнавали, работали, писали, играли, смотрели». Все: Мы, молодцы! Слайд №38 Вручение Сертификатов Библиотекарь: Как хорошо, что существует такой праздничный «День родного языка», потому, что   этот   праздник   объединил   нас,   мы   собрались   дружной   школьной   семьёй, отмечаем этот день. Надеюсь, вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.   У   всех   хорошее   настроение,   не   смотря   на   то,   что   наш   праздник заканчивается. Ребята, помните, если вы овладеете тайнами и секретами родного языка, он будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.   Давайте же помнить о той важной роли, которую играет в нашей жизни родной язык и относиться к нему бережно.  «Дорожите родным, милым словом: многоликим  большим языком! Нашей жизни ОН – первооснова, всем народам планеты знаком!»  (Григорий Кипнис) А ещё, хочется вспомнить известные слова русского писателя Ивана Сергеевича  Тургенева: «… Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достояние …». Ребята, благодаря языку продолжают жить наши традиции. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее! А теперь, разрешите  вручить Сертификаты за активное участие в празднике.  (Каждый класс получает Сертификат и сладкий приз).  До   следующих   встреч!  (Под   звуки   плясовой»Кадриль»   дети   выходят   из компьютерного класса) Литература, интернет­источники: 1. Вартаньян  Э. Путешествие в слово. – 3­е изд. – М: 1987. 12 2. Гвоздарёв Ю.А. Язык есть исповедь народа … Кн. Для учащихся. ­ М.А. «Просвещение» 1993. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М.: 1983. 3. 4. Журнал «Русский язык в школе» 5. 6. 7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. Лопатин В.В. Рождение слова. – М.:1973. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – СПб.: 1986. М., 1994г. 8. Шибаев   А.   Язык   родной,   дружи   со   мной!   –   Ленинград   «Детская литература» 1991  9. 10. 11. russkom­yazyke 12. 13. Фасмер М. Т.А.Этимологический словарь русского языка. М., 1996г. http://gena.tahtabaev.ru/prazdniki/81­russianlanguage.html http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe­tvorchestvo/2013/01/09/stikhi­o­ http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech77.htm http://allforchildren.ru/why/how43.php 13

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной

Урок русского языка Язык родной дружи со мной
Скачать файл