Урок с презентацией по ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.»(4 класс)
Оценка 4.7

Урок с презентацией по ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.»(4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
религиоведение
4 кл
30.05.2017
Урок с презентацией по ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.»(4 класс)
род и семья.pdf

 Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.»

 

Цели:

       Познавательные:

       углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях.

       Развивающие:

       учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

       выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

       Воспитательные:

       воспитывать культуру речи;

       воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе;

       воспитывать положительные мотивы обучения.

Задачи:

       воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

       учить дорожить близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

       подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

       показать важность ценности семьи: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

       развивать умение выражать свои чувства и мысли;

       развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Средства наглядности: компьютерная презентация, образец родового древа, фотовыставка «Моя семья», сочинения учащихся о семье, плакаты с пословицами и поговорками о семье.

Основные термины и понятия: род, семья, родословная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление генеалогического древа, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.

Саллюстий ХОД УРОКА.

1.   Организация деятельности учащих ( Слайды 1)

 

2.   Актуализация знаний учащихся Беседа с учащимися по вопросам: 

   Что изображено на слайде? (Слайд 2)

 

   Какие темы курса «Основы светской этики» они отражают?

   Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать?

3. Знакомство с  темой урока.( Слайд 3)

Учитель: Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на  слайде презентации и эпиграфы к уроку. 

 

Разгадывание ребуса учащимися

Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:

– О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд 4)

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»

Род и семья Род и семья – исток – исток

нравственных отношений в

нравственных отношений в истории человечества истории человечества

 

4. Работа с понятиями «род» и «семья»

Во все времена эта тема была актуальна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков, Погорельский и др.), и художники.

   А как вы понимаете значение слова «семья»?

   Как образовано это слово? 

   Что такое род?               

   Существует ли сегодня понятие рода?  

   Какое понятие шире?

Учитель: Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они обнаружили. ( Слайд

5).

 

5. Самостоятельная работа учащихся Задание: Объяснить происхождение слова семья.

Выступления учащихся.

1.   Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.  Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

2.   – А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена? 

Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший  свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. 

Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж. 

Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!» Существует много пословиц и поговорок о семье.

3.   Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы

Учитель: Так кого же можно назвать членом  семьи? (Ответы учащихся)

Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

А что же такое « род»? (Слайд 6)

Выступления учащихся.

1.                 В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

2.                 В словаре В.И. Даля написано: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). 

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».

Коллективная работа

– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД? (Учащиеся  по цепочке записывают слова на доске). Проверяем себя ( слайд 7)

 

7. Самостоятельная работа учащихся

Учитель:  А от какого слова произошло слово «Родина»? (Ответы детей). Действительно, это слово имеет исторический корень «род» то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» – тоже имеет родственные слова. 

– А что такое родословная? Над этим вопросом работал Рома Шептиций.

Выступления учащихся.

Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.  12 мая 2008 года исполнилось 140 лет со дня рождения историка и исследователя, зачинателя практической генеалогии в России Леонида Михайловича Савелова. 

Генеалогияисторическая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.  В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи!

Подготовленная презентация учащегося о генеалогическом древе своего рода.

Рассматривание иллюстраций – родового древа.(Слайд 8)

9. Беседа с учащимися по вопросам

– Что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? ( Слайд 9)

 

10. Групповая работа « Собери пословицу»

Учитель: У вас на столах карточки, где записаны пословицы. Сейчас эти пословицы прочитать трудно, т.к. слова в них перепутаны. Восстановите текст пословиц и объясните их смысл.

ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ

Семейное согласие           не страшны и тучи.

Семья в куче                      всего дороже

Где мир да лад                   без родни не живет

Русский человек                там и  божья благодать

          

          

Правильный ответ:

 

Вся семья вместе – так и душа на месте Семейное согласие всего дороже.

Семья в куче – не страшны и тучи.

Где мир да лад, там и божья благодать.

(Слайды 10, 11)

 

11.   Физминутка  ( Слайд 12)

 

12.   Работа с текстом сказки «Общее счастье» (осетинская сказка) 1) Выразительное чтение сказки, ответы на вопросы, словарная работа.

(Слайды 13, 14)

 

2) Беседа с учащимися по тексту сказки. Учитель:  Как вы понимаете следующие слова?  

Домочадцы – люди, живущие в одном доме.

Хадзар – дом.

Невестка – жена брата, жена сына.

– Расскажите, ребята, о жизни большой семьи до того момента, как в ней наступил разлад.

Учитель: Какие неписанные правила соблюдались и взрослыми, и детьми? (Отец распоряжался, сыновья всѐ исполняли. Всем дела хватало.

Все были довольны. Все были при деле.)

Учитель: Как вы понимаете слово “разлад”? (Нет счастья в доме, не слышно песен, веселья, только ругаются все…)

Учитель: В чѐм проявился разлад в семье старика? (Каждый жил только для самого себя, не замечая других… Каждый только делает то, что прячет от других всѐ, что попадѐтся под руку…)

Учитель: Найдите в тексте описание разлада в семье и зачитайте. (И вот пришла беда…)

Учитель: Что же случилось в доме старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.

   Кто же виновен в разладе? (В разладе виновны все члены семьи, стали жить для себя…)

Учитель: Кто решает исправить положение семьи? (Исправить положение семьи решил самый старший член семьи – старик…)

Учитель: Что он для этого сделал? Найдите в тексте встречу старика со счастьем. Зачитайте.

   Почему счастье покинуло дом старика?

(Оно обиделось на членов семьи, потому что каждый живѐт для себя, не думая о других, счастье решило, что в этом доме ему места нет…) Учитель: Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и зачитайте.

Учитель: Почему просьбу младшей невестки счастье не могло выполнить? (Невестка попросила общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, чего не было в семье… “Уговаривал старик счастье, но оно не соглашалось выполнить желание молодой невестки”)

Учитель: И как же счастье вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой день…”  (Слайд 15)

 

   Какие слова стали главными в семье? (Наша работа, наше дело, наши дети.)

Учитель: Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье? ( Слайд 16)

 

Ответы учащихся: Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо. (Слайд 17)

 

26 ноября – День матери. Мама – самое светлое слово на земле! Для каждого из нас своя мама самая лучшая! Берегите их, не огорчайте, радуйте своими успехами

Помните свои корни! Не забывайте своих предков, почаще заглядывайте в свой семейный альбом. (Слайд 18) 

Заповеди семьи

l  .Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.

l  Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

l  Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

l  Не вступайте в пререкания со взрослыми.

l  Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

l  Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

l  Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.

l  Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

l  Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.

 

Зачитывание учениками сочинений о своей семье.

Учитель: Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких. 

14. Рефлексия

На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите  его   листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью. 

Если вам было на уроке 

– очень интересно, возьмите красный лист,  – хорошо, не скучно – зеленый, – не понравилось – желтый.

Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме.  (Слайды 19, 20)

 

14. Домашнее задание

1)     Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи.

2)     Выучить понятия, записанные в тетради.

3)     Ответить на вопросы учебника.

 

 

 

 

Использованная литература:

1.     Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ «Основы светской этики»/ пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.

2.     «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для учителя.– М: Просвещение, 2010.

3.     «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для родителей.– М: Просвещение, 2010.

4.     «Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… – М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.

5.     «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2002. – 96 с. 

 

 

Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Разгадывание ребуса учащимися

Разгадывание ребуса учащимися

Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки

Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Беседа с учащимися по вопросам –

Беседа с учащимися по вопросам –

Вся семья вместе – так и душа на месте

Вся семья вместе – так и душа на месте

Беседа с учащимися по тексту сказки

Беседа с учащимися по тексту сказки

Учитель: Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом?

Учитель: Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом?

День матери. Мама – самое светлое слово на земле!

День матери. Мама – самое светлое слово на земле!

Домашнее задание 1) Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи

Домашнее задание 1) Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017