Цели и задачи урока:
- формировать понятие про театр как синтез искусства, определить его особенности;
- рассмотреть виды театрального искусства;
- определить их сходство и специфические особенности, охарактеризовать выразительные средства театрального языка для создания сценического образа;
- расширить знания о жанрах драматургии;
- познакомить с выдающимися театральными произведениями;
- воспитывать любовь и уважение к театральному искусству.
Оборудование: проектор, компьютер, видеоматериалы.
Ход урока.
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний в форме повторение пройденного материала.
ІІІ. Мотивация учебных знаний.
Посещение театра – всегда праздник. Чувство праздничности усиливается и нарядными одеждами зрителей, и прекрасным настроением. Встреча со сценическим искусством требует, чтобы люди были готовы к нему, относились к театру с уважением. Прозвучат звонки, погаснет свет, свободно поплывёт вверх занавес… Начался спектакль. Что же за искусство – театр?
ІV. Объявление темы урока.
Вопросы для рассмотрения.
Театр как вид искусства.
Виды театра: драматический театр, музыкальный театр, пантомима, театр – кабаре, театр кукол.
Художественно - образный язык театрального искусства.
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (В. Шекспир)
Театр – вид искусства, особенностью которого является художественное отображение жизни посредством сценического действия актёров перед зрителями. В переводе с греческого театр – это зрелище. Считается, что именно в Греции возник профессиональный театр (V ст. до нашей эры), но истоки театра следует искать в старинных обрядах первобытных людей, где в единое целое объединялись ритуальные действия, ритмичная музыка, соответственные ритмические движения, специфические одежды участников, маски, татуировки.
Урок по теме: «Виды театрального искусства»
Тема: «Виды театрального искусства».
Цели и задачи урока:
- формировать понятие про театр как синтез искусства,
определить его особенности;
- рассмотреть виды театрального искусства;
- определить их сходство и специфические особенности,
охарактеризовать выразительные средства театрального
языка для создания сценического образа;
- расширить знания о жанрах драматургии;
- познакомить с выдающимися театральными
произведениями;
- воспитывать любовь и уважение к театральному искусству.
Оборудование: проектор, компьютер, видеоматериалы.
Ход урока.
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний в форме повторение
пройденного материала.
ІІІ. Мотивация учебных знаний.
Посещение театра – всегда праздник. Чувство праздничности
усиливается и нарядными одеждами зрителей, и прекрасным
настроением. Встреча со сценическим искусством требует,
чтобы люди были готовы к нему, относились к театру с
уважением. Прозвучат звонки, погаснет свет, свободно
поплывёт вверх занавес… Начался спектакль. Что же за
искусство – театр?
ІV. Объявление темы урока.
Вопросы для рассмотрения.
1. Театр как вид искусства.
2. Виды театра: драматический театр, музыкальный театр,
3. Художественно - образный язык театрального искусства.
пантомима, театр – кабаре, театр кукол.
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (В.
Шекспир)
Театр – вид искусства, особенностью которого является
художественное отображение жизни посредством
сценического действия актёров перед зрителями. В переводе
с греческого театр – это зрелище. Считается, что именно в
Греции возник профессиональный театр (V ст. до нашей эры),
но истоки театра следует искать в старинных обрядах
первобытных людей, где в единое целое объединялись
ритуальные действия, ритмичная музыка, соответственные
ритмические движения, специфические одежды участников,
маски, татуировки.
Театром называют учреждение, осуществляющее
сценические постановки определённым коллективом
артистов (трупа), а также само помещение, дом в
котором происходят представления.
Одна из главных особенностей театрального искусства –
синтетичность. Театр стремится к объединению различных
видов искусства:
- литературного;
- музыкального;
- изобразительного;
- хореографического.
Это коллективное искусство, а спектакль – произведение,
которому присуще художественное единство, гармония
элементов. Коллективное восприятие – это ещё одна
характерная особенность театра – зритель, его реакция –
компонент действия, их сотворчество.
От реакции зрителей, от их отношения к тому, что
происходит на сцене, зависят игра актёров, ход
представления и его успех.
«Драматург – пьеса – актёрская игра – зритель»
Вот формула театра.
Театр предлагает собственный способ познания
окружающего мира и, соответственно, собственный набор
художественных средств.
Спектакль – это эмоциональный дуэт актёра и зрителя.В основе театральной постановки лежит текст (пьеса для
драматического спектакля), даже в тех спектаклях, где текст
отсутствует (балет, пантомима), обязательно нужен
сценарий – либретто. Процесс работы состоит из переноса
драматургического текста на сцену. В результате
литературное слово превращается в слово сценическое.
Игровая сущность театра исторически меняется. Веками
накапливался опыт актёрского мастерства,
совершенствовалась театральная техника, сочетались
различные формы. Эти факторы привели к образованию
новых видов театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Драматический театр, музыкальный театр, театр кукол,
Опера, оперетта, балет, кабаре, мюзикл.
пантомима.
Драматический театр.
Его главное выразительное средство – слово.
Самые известные драматурги мира: Уильям Шекспир, Антон
Павлович Чехов, Лопе де Вега, Островский и т.д.
(показ примера)
Музыкальный театр.
К музыкальному театру относят оперу, балет, оперетту,
театр – кабаре, мюзикл.
(характеристика каждого искусства, показ примеров).
Пантомима – спектакль без слов: короткие номера или
развёрнутые действа с сюжетом (жесты, мимика, движения
тела).
Театр кукол.
В таких театрах участвуют только куклы (куклы –
марионетки, тростниковые, перчаточные, плоские и др.Вывод: Театр – искусство, которое способно говорить о том,
что
волнует людей. Оно умеет заставить их пережить
и переосмыслить увиденное, сравнить со своим
жизненным опытом и получить эстетическое
наслаждение.
VI. Закрепление новых знаний.
Объясните по таблице особенности каждого вида театра.
VII. Словарь основных понятий:
Трагедия – жанр драматургии, в основе которого –
трагическое событие, которое заканчивается чаще всего
гибелью героя.
Комедия – жанр драматургии, в котором действие и
характеры представлены в комическом, смешном виде.
Трагикомедия – драматическое произведение,
объединены черты трагедии и комедии.
Мелодрама – жанр драматургии, в котором страшные
события завершаются на оптимистической ноте.
Монодрама – произведение для одного актёра.
где
Д/З – подготовка сообщения про выдающегося театрального
актёра