Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Готика – художественный стиль,
сформировавшийся в странах
Западной и Центральной Европы в
XII-XV вв
Возрождение ( Ренессанс) -
(франц. Renaissance, итал.
Rinascimento)
Эпоха в культурном и идейном
развитии ряда стран Западной и
Центральной Европы, а также
некоторых стран Восточной
Европы.
Основные отличительные черты
культуры Возрождения: светский
характер, гуманистическое
мировоззрение, обращение к
античному культурному
наследию, своего рода
"возрождение" его (отсюда и
название).
Маньеризм - (от итальянского
maniera - приём, манера) течение в
европейском искусстве XVI века.
Представители маньеризма
отошли от ренессансного
гармонического восприятия мира,
гуманистической концепции
человека как совершенного
творения природы. Острое
восприятие жизни сочеталось с
программным стремлением не
следовать природе, а выражать
субъективную "внутреннюю идею"
художественного образа,
рождающегося в душе художника.
Барокко - исторический
художественный стиль,
получивший распространение
первоначально в Италии в сер. XVI-
XVII столетия, а затем во Франции,
Испании, Фландрии и Германии
XVII-XVIII вв. Шире этот термин
используется для определения
вечно обновляющихся тенденций
беспокойного, романтического
мироощущения, мышления в
экспрессивных, динамичных
формах.
Классицизм – художественный
стиль в западноевропейском
искусстве XVII - нач. XIX века и в
русском XVIII - нач. XIX,
обращавшийся к античному
наследию как к идеалу для
подражания.
Романтизм – направление в
европейском и русском искусстве
1820-1830-х гг., сменившее
классицизм. Романтики выдвигали
на первый план индивидуальность,
противопоставляя идеальной
красоте классицистов
«несовершенную»
действительность.
Сентиментализм - (от лат.
sentiment - чувство) –
направление западного
искусства второй половины XVIII.,
выражающее разочарование в
“цивилизации”, основанной на
идеалах “разума” (идеологии
Просвещения). С. провозглашает
чувство, уединенное
размышление, простоту сельской
жизни “маленького человека”.
Идеологом С. считается
Ж.Ж.Руссо.
Реализм – направление в
искусстве, стремящееся с
наибольшей правдой и
достоверностью отобразить как
внешнюю форму, так и сущность
явлений и вещей. Как творческий
метод соединяет в себе
индивидуальные и типические
черты при создании образа. Самое
длительное по времени
существования направление,
развивающееся от первобытной
эпохи до наших дней.
Символизм – направление в
европейской художественной
культуре конца XIX-начала XX вв.
Возникший как реакция на
господство в гуманитарной сфере
норм буржуазного "здравомыслия"
(в философии, эстетике -
позитивизма, в искусстве -
натурализма), символизм прежде
всего оформился во французской
литературе конца 1860-70-е гг.,
позднее получил распространение
в Бельгии, Германии, Австрии,
Норвегии, России.
Импрессионизм – (от фр.
impression – впечатление)
направление в искусстве
последней трети XIX – начала XX
в., возникшее во Франции.
Название было введено
художественным критиком Л.
Леруа, пренебрежительно
отозвавшемся о выставке
художников 1874 года, где среди
прочих была представлена
картина К. Моне «Восход солнца.
Впечатление». Импрессионизм
утверждал красоту реального
мира, акцентируя свежесть
первого впечатления,
изменчивость окружающего.
Пуантилизм – течение в
живописи (синоним –
дивизионизм),
развивавшееся в рамках
неоимпрессионизма.
Неоимпрессионизм возник во
Франции в 1885 году и
получил распространение
также в Бельгии и Италии.
Неоимпрессионисты
пытались применить в
искусстве новейшие
достижения в области
оптики, согласно которым
выполненная раздельными
точками основных цветов
живопись в зрительном
восприятии дает слияние
цветов и всю гамму
живописи. (Ж. Сера, П.
Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм –
условное собирательное
название основных
направлений французской
живописи к. XIX – 1-ой четв.
XX в. Искусство
постимпрессионизма
возникло как реакция на
импрессионизм, который
фиксировал внимание на
передаче мгновения, на
ощущении живописности и
утратил интерес к форме
предметов. Среди
постимпрессионистов – П.
Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и
aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe
XIX-XX вeкoв. Мoдepн
пepeocмыcливaл и cтилизoвaл
чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и
выpaбoтaл coбcтвeнныe
xyдoжecтвeнныe пpиeмы,
ocнoвaнныe нa пpинципax
acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и
дeкopaтивнocти. Объeктoм
cтилизaции мoдepнa также
cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы
Модернизм – (от
фр. modern –
современный) общее
название ряда
направлений
искусства первой
половины XX в., для
которых характерны
отрицание
традиционных форм
и эстетики
прошлого.
Модернизм близок
авангардизму и
противоположен
академизму.
Авангардизм – название,
объединяющее круг
художественных направлений,
распространенных в 1905-1930-х
гг. (фовизм, кубизм, футуризм,
экспрессионизм, дадаизм,
сюрреализм). Все эти направления
объединяет стремление обновить
язык искусства, переосмыслить его
задачи, обрести свободу
художественного выражения.
Сезаннизм – направление в
искусстве к. XIX – н. XX в.,
основанное на творческих уроках
французского художника Поля
Сезанна, который сводил все
формы в изображении к
простейшим геометрическим
фигурам, а колорит – к
контрастным построениям теплых
и холодных тонов. Сезаннизм
послужил одной из отправных
точек для кубизма. В большой мере
сезаннизм повлиял также на
отечественную реалистическую
школу живописи.
Фовизм – (от fauve – дикий)
авангардистское течение во
французском искусстве н. XX в.
Название «дикие» было дано
современными критиками
группе художников,
выступивших в 1905 г. В
парижском Салоне
независимых, и носило
иронический характер. В группу
входили А. Матисс, А. Марке, Ж.
Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р.
Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и
др. Фовистов сближали
тяготение к лаконичной
выразительности форм и
интенсивным колористическим
решениям, поиск импульсов в
примитивном творчестве,
искусстве средних веков и
Востока.
Примитивизм – намеренное
упрощение изобразительных
средств, подражание
примитивным стадиям
развития искусства. Этим
термином обозначают т.н.
наивное искусство
художников, не получивших
специального образования,
однако вовлеченных в общий
художественный процесс к.
XIX – нач. XX века.
Произведениям этих
художников – Н. Пиросмани,
А. Руссо, В. Селиванова и др.
присуща своеобразная
детскость в интерпретации
натуры, сочетание
обобщенной формы и мелкой
буквальности в деталях.
Примитивизм формы отнюдь
не предопределяет
примитивность содержания..
Академизм – направление
в искусстве, сложившееся
на основе следования
канонам античности и
эпохи Возрождения.
Бытовало во многих
европейских школах
искусства с XVI по XIX век.
Академизм превращал
классические традиции в
систему «вечных» правил и
предписаний, сковывавших
творческие поиски, пытался
противопоставить
несовершенной живой
природе «высокие»
улучшенные, доведенные
до совершенства
вненациональные и
вневременные формы
красоты. Для Академизма
характерно предпочтение
сюжетов из античной
мифологии, библейских или
Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube
- кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe
пepвoй чeтвepти XX вeкa.
Плacтичecкий язык кyбизмa
ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и
paзлoжeнии пpeдмeтoв нa
гeoмeтpичecкиe плocкocти,
плacтичecкoм cдвигe фopмы.
Рождение кубизма приходится на
1907-1908 года – канун первой
мировой войны. Бесспорным
лидером этого направления стал
поэт и публицист Г.Аполлинер. Это
течение одним из первых
воплотило ведущие тенденции
дальнейшего развития искусства
ХХ века. Одной из этих тенденций
стало доминирование концепции
над художественной
самоценностью картины. Отцами
кубизма считают Ж.Брака и
П.Пикассо. К возникшему течению
примкнули Фернан Леже, Робер
Делоне, Хуан Грис и др.
Сюрреализм - течение в
литературе, живописи и
кинематографе, возникшее в
1924 году во Франции. Оно в
значительной мере
способствовало формированию
сознания современного
человека. Главные деятели
движения – Андре Бретон, Луи
Арагон, Сальвадор Дали, Луис
Бунюэль, Хуан Миро и многие
другие художники всего мира.
Сюрреализм выражал идею
существования за пределами
реального, особенно важную
роль здесь приобретают абсурд,
бессознательное, сны, грезы.
Одним из характерных методов
художника-сюрреалиста
является отстранение от
осознанного творчества, что
делает его инструментом,
различными способами
извлекающим причудливые
образы подсознания,
Футуризм - (oт лaт. futurum -
бyдyщee) литepaтypнo-
xyдoжecтвeннoe тeчeниe в
иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя
ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa
бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe
ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл
идeю paзpyшeния кyльтypныx
cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн
aпoлoгию тexники и ypбaнизмa
кaк глaвныx пpизнaкoв
нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй
фyтypизмa cтaл пoиcк
плacтичecкoгo выpaжeния
cтpeмитeльнocти движeния кaк
ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa
coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя
вepcия фyтypизмa нocилa
нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa
ocнoвaнa нa coeдинeнии
плacтичecкиx пpинципoв
фpaнцyзcкoгo кyбизмa и
eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx