Русь всегда славилась ремесленниками. Ремесло начало развиваться на Руси с незапамятных времен. Пика своего развития в те времена ремесленничество достигло в Х-ХI веках. Расцвет Киевской Руси был обязан развитию русского ремесла. Татаро-монгольское иго практически полностью уничтожило и расхитило эту цветущую культуру. Сопровождалось это разрушением русских городов, угоном в плен мастеров-ремесленников, уничтожение русских людей и в результате исчезновение большей части ремесленного производства - таковы были последствия монгольского погрома. Но с середины XIV в. начинается возрождение Руси, возобновление ремесленничества, растут кадры мастеров. Создание русского национального государства проходит на фоне как технического, так и социального роста русского ремесла.
Плотницкое дело
Искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито достаточно широко. В XI в. появляется гончарный круг.
Ювелирное дело
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения. Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Скарняжное ремесло
Потребность в кожаных изделиях у населения городов была велика. Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбруя, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и самый материал для письма — пергамен,— все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки.
Ткацкое ремесло
Одним из ремесел является ткачество. Пряжу ткали на ткацком стане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой или набойкой.
Переписчики книг
Значительное развитие письменности в Древней Руси объясняет появление переписчиков книг, или писцов. Количество книжных писцов-профессионалов, судя по записям, было ограниченным. Переписчики книг, вероятно, были одновременно и переплётчиками. Только дорогие книги, чаще всего напрестольные евангелия, украшались золотом и серебром, но это была уже не переплётная, а ювелирная работа.
Иконники
Особую группу ремесленников составляли иконники. Иконное дело было тесно связано с работой на заказ. Оно требовало не только уменья, но и значительных затрат на краски, золото и серебро, щедро применяемых в иконописи.
«Иконная хитрость» представлялась делом очень выгодным. Иконы делались «по найму», по особому соглашению, стоили значительных денег.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов.
Гжельская керамика
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с
начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Жостовская роспись
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку.
Лубок
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна.
Тульские мастера
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.