Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА
Портретная миниатюра —
портрет небольшого формата (от 1,5
до 20 см), отличающийся особой
тонкостью письма, своеобразной
техникой исполнения и
использованием средств, присущих
только этой изобразительной форме.
Виды и форматы миниатюр очень разнообразны:
их писали на пергаменте, бумаге,
картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре,
используя акварель, гуашь, специальные
художественные эмали или масляные краски.
Изображение в соответствии с композиционным
решением автора (или с пожеланием заказчика)
может быть вписано в круг, овал, ромб,
восьмиугольник и т.д. Классической портретной
миниатюрой считается миниатюра, выполненная
на тонкой пластинке из слоновой кости.
Как и живописный, миниатюрный портрет может
быть камерным или парадным; одно, двух или
многофигурным; иметь сюжетную основу или не
иметь таковой. Как и на большом, «взрослом»,
портрете изображённое лицо может помещаться
на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере.
И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же
основным закономерностям развития и тем же
эстетическим канонам, что и весь портретный
жанр в целом, но, однако же, отличается от него
как по существу художественного решения, так и
своей областью приложения — миниатюра всегда
носит более интимный характер.
Небольшие изображения вставляли в медальоны и
носили на груди или хранили в футляре, украшали
ими крышки табакерок, веера, часы и
даже браслеты, броши и перстни. Для защиты
хрупкой основы от деформации или поломки, а
живописи — от физических повреждений, царапин и
выцветания, готовую миниатюру вставляли в
металлическую оправу со стеклом, плоским или
слегка выпуклым, которое герметично закрывало
изображение. С обратной стороны медальона иногда
помещали прядь волос дорогого человека. Нередко
оправа сама является произведением ювелирного
искусства. В частности, в конце XIX века
фирма Карла Фаберже выпускала рамки для
миниатюрных портретов и фотографий.
Яйцо,
выполненное к
трехсотлетию
Дома
Романовых,
украшено
восемнадцатью
миниатюрными
портретами
представителей
Царствовавшей
династии.
Пасхальное яйцо Фаберже
Портрет Петра I
Портрет З.Н.Юсуповой,
В.Зуев, 1907
Миниатюрные портреты брали с собой,
отправляясь в путешествие или в
военный поход. В начале XIX века такие
портреты также становятся частью
интерьера: в кабинетах, гостиных и
библиотеках миниатюры в рамках
размещали на столе или развешивали
на стенах. Часто стена была заполнена
рядами миниатюрных портретов,
напоминавших о родных и близких
людях.
Среди портретных миниатюр особое место
занимает так
называемый жалованный портрет.
Изображённые на медальонах портреты
царствующих особ, оправленные в золото и
усыпанные драгоценными камнями,
жаловались за особые заслуги и считались
самой престижной наградой для подданных.
Жалованные портреты носили на ленте или
банте, вешали в петлицу. Известно,
что Екатерина II дважды одаривала
своего фаворита графа Г. Г. Орлова такими
портретами. На миниатюре А. И. Чёрного
(Чернов) граф изображён с драгоценным
миниатюрным портретом Екатерины II на
голубой ленте.
Жалованный
портрет
Петр I
ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА В РОССИИ
Портретная миниатюра в России как
самостоятельный вид изобразительного
искусства появилась и стала развиваться во
времена Петра I.
К середине XVIII века миниатюрная
живопись достигла небывалой
популярности, издавались руководства и
пособия в помощь желающим освоить этот
род искусства.
В первой половине XIX века, в связи с
невероятной модой на миниатюрные
портреты на кости и доступностью этой
техники не только для профессионалов, но и
для любителей, художественная роспись по
эмали стала постепенно исчезать. С
появлением дагерротипии и
распространением фотографии портретная
миниатюра, как жанр значительно более
трудоёмкий и дорогостоящий, практически
утратила былое значение. Сейчас
миниатюрные портреты кисти современных
мастеров, выполненные маслом на основе из
перламутра или папье-маше, можно
встретить среди произведений
мастеров Федоскино.
« Чаепитие »
Шкатулка.
Федоскино
Современный портрет
на заказ.
Федоскино.
ТЕХНИКА ПОРТРЕТНОЙ МИНИАТЮРЫ
Основой для портретных миниатюр служат
слоновая кость, бумага, пергамент. В некоторых
случаях — металл (медь, цинк или золото).
Встречаются образцы, выполненные
на перламутре. В. Л. Боровиковский для своих
миниатюрных портретов в качестве основы
нередко использовал жесть и писал масляными
красками.
Сложная по технике исполнения миниатюра на
эмали была доступна лишь избранным слоям
высшего общества, и потому круг заказчиков
таких портретов был весьма ограничен.
Миниатюра на кости была значительно более
лёгкой в исполнении, требовала меньших
временных затрат и, следовательно, была намного
более дешёвой. Кроме того, эту технику вполне
могли освоить даже художники-любители.
Ф.М.Мюллер.
Портрет
М.И.Сухово-
Кобылиной.
1814 г.
Миниатюры писались очень тонкими
кистями, и тогда через
полупрозрачные краски просвечивал
естественный тон слоновой кости,
либо акварелью в сочетании с гуашью
и белилами плотным корпусным
письмом. Техника наложения красок в
портретной миниатюре на кости
характерна только для этого жанра:
портреты исполняли тончайшим
пунктиром (пуантелью) — маленькими
точками или короткими штрихами,
которые и формировали изображение.
Фон и костюмы часто писались более
широким свободным штрихом.
Создать иллюстрацию к
русской народной сказке,
используя живописную
Задание:
манеру какой-либо
традиционной школы
лаковой миниатюры.