Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Набросок фигуры
человека с натуры
Урок в 7 классе
• Чтобы научиться
хорошо рисовать,
необходимо много
наблюдать и рисовать
с натуры. Чтобы не
бояться рисовать
человека в своих
композициях,
желательно пробовать
рисовать, наблюдая
за позой живого
человека.
А.Матисс. «Женщина
с распущенными
волосами»
П.Сезанн. «Игрок в
карты»
Ю.Челюкова
«Девушка»
Назовите, к каким видам изобразительного искусства
относятся эти наброски?
И.Репин. «Вера
Алексеевна Репина»
В.Васнецов. Наброски к картине
«Витязь на распутье»
В.Суриков. Набросок.
«Пугачев»
Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?
• Набросок это небольшое
графическое, живописное или
скульптурное произведение,
созданное художником в быстрой,
беглой манере. Предназначается
для быстрого запечатления на
бумаге какихлибо замыслов или
наблюдений в ходе текущей
работы живописца. Набросок может
быть выполнен с натуры, по памяти
или быть плодом
воображения художника.
• Чаще всего набросок выполняется
карандашом и по своему
исполнению приближается к эскизу.
Какими графическими материалами можно делать
наброски?
А.Матисс
О.Ренуар
• Материалы, применяемые
при набросках, очень
разнообразны. Это
графитные карандаши
различной мягкости,
цветные карандаши, тушь ,
сангина,
пастель, однотонная акварель,
уголь, мел(на тонированной
бумаге, картоне).
•
• Каждый графический материал
обладает своими
специфическими
изобразительными свойствами.
Пером и тушью делают
небольшие изящные наброски с
тонкой и лаконичной линией и
малым количеством тона.
В перьевом наброске, как и
в карандашном, особенно
хороша линия.
•
Наброски помогают
развивать
наблюдательность, умение
остро и точно схватывать
самое главное в натуре и
отбрасывать
второстепенное,
несущественное. Острое
чувство приходит не сразу, и
именно наброски
пробуждают способность
воссоздавать увиденное как
яркий зримый образ и долго
удерживать его в памяти.
Это качество крайне
необходимо
каждому художнику.
•
А.Дейнеко.Наброски
Наброски Леонардо да Винчи
• Делай фигуры с
такими жестами,
которые
достаточно
показывали бы то,
что творится в
душе фигуры,
иначе твое
искусство не будет
достойно похвалы.
Леонардо да Винчи
•
В. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.
Наброски
В.Сурикова
Найдите на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова» персонажей, к
которым были сделаны эти наброски.
Наброски художника В.
Серова
• Особый интерес
представляет изучение
набросков В. Серова. И.
Грабарь, близко знавший
его, пишет:
• «Не только у Репина, но и
дома, и на улице он не
расставался с альбомом,
постоянно рисуя все, что
ни попадается».
• Эта привычка сохранилась
у Серова до конца жизни.
•
Портрет балерины
Т.П.Карсавиной. 1909
Как вы думаете , с какой целью В.Серов в начале работы над
портретом сделал набросок с княгини О.Орловой?
Портрет княгини О. Орловой
Наброски А.С.Пушкина на полях его
произведений
Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях
своих произведений?
• Чем чаще будете делать
наброски, тем увереннее
будете чувствовать себя за
работой. Тем более, что в
картинах мы рисуем
человека не стоящего и
держащего руки по швам,
а в разных ракурсах.
Научиться рисовать любые
позы можно только, если
подсматривать их с
натуры.
Что главное в
этих набросках?
Давайте назовем основные пропорции фигуры взрослого
человека.
План работы над наброском
• Внимательно изучите
фигуру.
• В первую очередь
определите пропорции.
• Определите общие рамки,
изображаемой фигуры.
• Набросайте конструктивное
построение фигуры (схему
скелета).
• Как можно вернее
изобразите движение
модели, поворот головы,
динамику рук и ног.
• Затем оденьте фигуру.
Ученикам предлагается ответить на
следующие вопросы:
• Что нового вы узнали о набросках,
их особенностях и видах?
• Полезно ли вам было узнать о том,
какое значение придавали
наброскам великие художники?
• Интересно ли вам было
участвовать в конкурсе
«Выразительный набросок»?
• Какие трудности вы испытали,
участвуя в этом конкурсе?
•
Можно ли за один урок научиться
делать наброски фигуры человека
с натуры очень хорошо?
Домашнее задание:
Домашнее задание:
• Выполнить набросок с члена
семьи в домашней обстановке,
используя карандаши или
восковые мелки.