Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Федотов Павел
Андреевич -
русский офицер и
художник
• Федотов Павел
Андреевич —
высокоталантливый
рисовальщик и
живописец,
родоначальник
юмористического жанра в
русской живописи, сын
очень бедного чиновника,
бывшего воина
Екатерининских времен.
Автопортрет. П.А.Федотов
Автопортрет. П.А.Федотов
Из биографии
художника
• Родился Павел Андреевич в Москве 22
Родился Павел Андреевич в Москве 22
июня 1815 г. на одной из окраинных улицах
июня 1815 г. на одной из окраинных улицах
Москвы в Огородниках в семье титулярного
Москвы в Огородниках в семье титулярного
советника. Отец художника, мечтал о
советника. Отец художника, мечтал о
военной карьере для сына. На всю жизнь
военной карьере для сына. На всю жизнь
запомнились Павлуше рассказы отца, в
запомнились Павлуше рассказы отца, в
прошлом суворовского солдата, о походах и
прошлом суворовского солдата, о походах и
сражениях.
сражениях.
Одиннадцати лет от роду
Одиннадцати лет от роду
Павел Федотов был определен в
Павел Федотов был определен в
Первого Москов
воспитанники Первого Москов
воспитанники
ского кадетского корпуса..
ского кадетского корпуса
П.А.Федотов
П.А.Федотов
Портрет отца
Портрет отца
Главный фасад Кадетского корпуса
Главный фасад Кадетского корпуса
Екатерининского дворца в
Екатерининского дворца в
Лефортове. Антонио Ринальди.
Лефортове. Антонио Ринальди.
Из истории кадетских
корпусов России
•
При Николае I складывается
наиболее стройная и рациональная
система устройства кадетских
корпусов и управление ими.
•
В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы
размещается прибывший из Ярославля Смоленский
кадетский корпус. Тогда же корпус
переименовывается в 1й Московский кадетский
корпус, который был отнесен к военным учебным
заведениям первого класса.
Николай I
В 1830 г. он был сделан
В 1830 г. он был сделан
унтерофицером, в 1833 г.
унтерофицером, в 1833 г.
произведен в фельдфебели и
произведен в фельдфебели и
в 1833 г. окончил курс
в 1833 г. окончил курс
первым учеником, при чем
, при чем
первым учеником
его имя, по заведенному
его имя, по заведенному
обычаю, внесено на почетную
обычаю, внесено на почетную
мраморную доску в актовой
мраморную доску в актовой
зале корпуса.
зале корпуса.
П.А. Федотов окончил
П.А. Федотов окончил
корпус в звании поручика и
корпус в звании поручика и
получил самое престижное
получил самое престижное
назначение: в лейбгвардии
назначение: в лейбгвардии
Финляндский полк, в Санкт
Финляндский полк, в Санкт
Петербург.
Петербург.
Кадет Федотов.
портрет Стромилова.
1828
ИЗ ИСТОРИИ
ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБГВАРДИИ
ПОЛКА
Финляндский лейбгвардии полк,
был сформирован в декабре 1806г.
в Стрельне и Петергофе как
Батальон Императорской милиции,
а уже в 1808г. причислен к
гвардии. В октябре 1811г. его
переформировали в три
батальона и назвали лейб
гвардейским полком. В России
армия распадалась на армейские и
гвардейские корпуса.
Комплекс казарм
ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБГВАРДИИ
ПОЛКА
Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными
преимуществами перед армейскими полками.
Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру,
успех и деньги на всю жизнь.
Федотов
офицер
Началась полковая
жизнь. В первые месяцы
Федорова увлекла жизнь
гвардейского офицерства
– пирушки, карты, веселые
песни. Но прошло немного
времени, новизна
утратила свою прелесть.
Все чаще за внешним
блеском парадов он видел
пустую, бездумную жизнь
гвардейского офицера.
Семейный портрет
Семейный портрет
«Федотов и его товарищи по лейб-гвардии
«Федотов и его товарищи по лейб-гвардии
Финляндскому полку»
Финляндскому полку»
• Много зарисовок Федотов
делал из солдатской жизни.
Он рисовал карикатуры и
портреты друзей, сцены из
полковой жизни.
На акварельных и масляных портретах
однополчан военные лишены обычного
для той поры романтического ореола
героической личности. Товарищи по полку
предстают перед зрителями буднично,
без всякой позы, они скромны и интелли
гентны, художник относится с симпатией
к своим героям, но трезво и объективно.
Встреча в лагере лейбгвардии Финляндского
полка великого князя Михаила Павловича
8 июля 1837 г.
1838. Государственный Русский музей, СанктПетербург
• Года через три четыре
службы в полку, молодой
офицер начал посещать
вечерние рисовальные
классы Академии
Художеств, на Набережной
Невы. Там он старался
строже изучить формы
человеческого тела и
сделать свою руку более
свободной и послушной в
передаче видимой
природы.
• Часто Федотов как ученик
Академии посещал
Эрмитаж.
Академия художеств. Санкт Петербург.
Эрмитаж. Набережная Невы
Крестьянский мир А.Г.Венецианова
«Гумно»
«Гумно»
«На жатве. Лето»
Лето»
«На жатве.
Автопортрет
Автопортрет
«Пастушок с дудкой»
«Пастушок с дудкой»
«На пашне. Весна».
«На пашне. Весна».
«Пастушок»
«Пастушок»
К. П. Брюллов
Большое впечатление на Федотова произвела картина
Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена
в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено
было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова
Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.
Автопортре
т
«Последний день
«Последний день
Помпеи»
Помпеи»
Федотов живописец
• Свободного времени становилось все
меньше, все чаще закрадывалось в душу
сомнение: может быть, никогда не будет он
настоящим художником?
• Испытывая неодолимое влечение к
искусству и приняв совет И. А. Крылова
(который был одним из любимых его
писателей), он выходит в 1844 г. в
отставку.
• Сначала, учась у А. И. Зауервейда,
Федотов думал посвятить себя батальной
живописи.
• Гениальный старец, видевший некоторые
из работ Федотова, убеждал его бросить
солдатиков и лошадок и заняться
исключительно бытовым жанром.
Так Федотов и поступил.
И. А. Крылов.
Полотна Федотова
Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению
приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его
альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи
показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в
восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова
академики.
от академии звание назначенного в академики.
Чтоб в одиночестве не кончить
веку,
Красавица пока совсем
не отцвела,
За первого. кто к ней
присватался, пошла:
И рада, рада уж была, что
вышла за калеку.
И.А. Крылов
«Разборчивая невеста»
«Разборчивая невеста».
«Разборчивая невеста».
"Сватовство майора»
Главное произведение
Федотова — картина
«Сватовство майора»
(1848), изображающая
сцену приема жениха
офицера купеческим
семейством. Здесь
подмечено одно из
характернейших явлений
русской жизни 40х гг.—
стремление части
купечества подняться на
общественной лестнице
ступенью выше и с
другой стороны, желание
многих представителей
разоряющегося
дворянства
поправить свои дела
выгодной женитьбой.
«Сватовство майора» (1848),
«Завтрак аристократа»
……Утро. В богато убранной комнате
Утро. В богато убранной комнате
завтракает молодой барин. На завтрак у
завтракает молодой барин. На завтрак у
него – кусок черного хлеба, а рядом на
него – кусок черного хлеба, а рядом на
стуле объявление о продаже устриц.
стуле объявление о продаже устриц.
Конечно, он предпочел бы есть устрицы,
Конечно, он предпочел бы есть устрицы,
но денег нет, и он набил рот черным
но денег нет, и он набил рот черным
хлебом. Вдруг почуял гостя пудель –
хлебом. Вдруг почуял гостя пудель –
«аристократическая собака», которую
«аристократическая собака», которую
принято было держать в светских домах.
принято было держать в светских домах.
Гость еще за дверью, но видна его рука в
Гость еще за дверью, но видна его рука в
перчатке, взявшаяся за занавес. У
перчатке, взявшаяся за занавес. У
молодого человека на лице испуг: глядя на
молодого человека на лице испуг: глядя на
дверь, он прикрывает хлеб книгой.
дверь, он прикрывает хлеб книгой.
Кто он, этот молодой человек? Пустой
Кто он, этот молодой человек? Пустой
бездельник, для которого самое главное в
бездельник, для которого самое главное в
жизни – слыть богатым барином, блистать
жизни – слыть богатым барином, блистать
в свете, быть одетым по последней
в свете, быть одетым по последней
французской моде. Живет он обычно в
французской моде. Живет он обычно в
долг, за чужой счет.
долг, за чужой счет.
«Вдовушка»
• Работая над этой
Работая над этой
картиной , Федотов думал
картиной , Федотов думал
о младшей сестре Любочке.
о младшей сестре Любочке.
У нее умер мужофицер и
У нее умер мужофицер и
ничего кроме долгов, ей не
ничего кроме долгов, ей не
оставил. Что ожидает ее в
оставил. Что ожидает ее в
будущем? Голод, нищета,
будущем? Голод, нищета,
горькая судьба русской
горькая судьба русской
женщины – офицерской
женщины – офицерской
вдовы. Вот она стоит у
вдовы. Вот она стоит у
комода , лицо у нее
комода , лицо у нее
грустное, задумчивое и
грустное, задумчивое и
покорное. Может быть,
покорное. Может быть,
вчера похоронила она
вчера похоронила она
мужа, а сегодня в дом
мужа, а сегодня в дом
пришли кредиторы. Как
пришли кредиторы. Как
жить?жить?
«Анкор, еще анкор!»
«Анкор, еще анкор!»
Маленькое, как и всегда у Федотова,
полотно неоконченной картины
«Анкор, еще анкор!» представляет
зрителю будни офицера
николаевской армии, отбывающего
службу в какомто глухом углу России.
Бессмысленность и бесцельность
существования этого человека,
убивающая в нем всякое живое
чувство,— вот тема картины,
осуждающей губительное влияние,
которое оказывала на человека
система николаевской военщины,
столь хорошо знакомая Федотову по
собственному опыту.
Расслабленная поза лежащего
ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи
создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.
«Свежий
кавалер»
• Первой значительной
работой Федотова была
небольшая картина «Свежий
кавалер» (1846; ГТГ) —
сатирическое изображение
полнейшего нравственного и
духовного ничтожества
чиновничьего мира
Петербурга и Москвы 40х гг.
Здесь представлена
оживленная перебранка
между чиновником, только
что поднявшимся с постели
после пирушки, и его
кухаркой, развязной молодой
женщиной. Во всем облике
этого заспанного, неряшливо
одетого в рваный халат
человека со
свежеполученным орденком
на груди — неописуемая
смесь чванства и
ограниченности.
Есть на свете старая
престарая пословица:
«Скажи мне, с кем ты
знаком, и я скажу, кто ты
таков».
С неменьшим смыслом
можно, пожалуй, сказать:
«Покажи мне твоё жильё,
а я определю твои
привычки, твой
характер».
Александр Иванович
Куприн
Художник очень часто пишет и рисует
себя: вот он молодой блестящий гвардеец в
парадной форме; вот он играет в карты с
полковыми товарищами; вот он пишет
портрет собачонки Фидельки; его портрет
изображен на комоде рядом с вдовушкой…
И каждый раз , изображая себя, он как
будто смеется над собой, то добродушно,
лукаво, то печально.
• Это последний автопортрет
Федотова – мрачный и
безнадежный, глаза художника
беспокойные, настороженные,
больные. «…Я увидел себя в
страшной безнадежности,
потерялся, чувствовал какойто
бред ежеминутный» так писал он
тогда в неотправленном письме
Юленьке Тарновской.
• Постоянная нищета, многолетнее
переутомление, нервное
напряжение и крушение
прекраснодушных иллюзий
сказались роковым образом.
Весной 1852 г. у Федотова
обнаружились признаки
психического расстройства.
14 ноября художника не стало.
Последний автопортрет художника.
Последний автопортрет художника.
•
Вывод:
• Имя этого художника хорошо известно
любителям живописи. Его знают в основном
по его юмористическисаркастичным
картинам. Неслучайно, Федотова называли
«Гоголем в русской живописи», а его
творческое кредо «живописным анекдотом».
Жизнь его, как и у большинства живописцев
того времени, была тяжелой: бедность,
болезни, постоянная борьба за
существование и трагический ранний конец.
Нам осталось его интересное творчество.
Из Из
о о
творческог
творческог
наследия…
наследия…
«Портрет детей
«Портрет детей
Жербиных»
Жербиных»
«Портрет
«Портрет
Н.П.
Н.П.
Жданович
Жданович
за
за
клавесином»
клавесином»
«Офицер и
«Офицер и
денщик»
денщик»
Итоги
• Какие факты жизни Федотова вас
заинтересовали?
• Кто из великих современников
Федотова оказал влияние на его жизнь
и творчество?
• Назовите самые известные полотна
художника.
• Основателем какого направления
русской живописи стал Федотов?
Библиография
1. Федотов: Альбом /Автсост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз.
2.
3.
4.
5.
искусство, 1990. 64 с.
БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл.. М.: Дрофа.
2006.
Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни.
// «Крестьянка». 1997.№4
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966. С.7
52
Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство. №13.2009.
Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство. №13.2009.
Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство. №13.2009.
Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство. №13.2009.
6.
7.
8.
9.
10. Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство. №13.2009.