Говорить о значении театрального костюма - доказывать аксиому.
«Спектакли без декораций я видел, а вот спектаклей без костюмов - просто не бывает», - сказал Геннадий Сотников на открытии выставки театрального костюма. Действительно, актер на площадке даже без одежды - это все равно уже «костюм», сценический образ.
Костюм Менестреля -
средневекового певца и поэта.
Театральный костюм - это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.
Для актера костюм - это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.
Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.
Костюм Мальвины
Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей.
Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» - художественным оформлением сцены.
Костюм Цезаря
Костюм - это одежда на человеке, грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.
Эскиз костюма может быть настолько подробной иллюстрацией, что даст возможность актеру подсмотреть» через свою сценическую внешность и внутренний рисунок роли, а портному - структуру и форму одеяния. Хороший эскиз - половина успеха актера, а самый большой комплимент художнику - эскиз, стоящий перед актером на гримировальном столике.
Костюм греческой богини
Эскиз костюма может быть настолько подробной иллюстрацией, что даст возможность актеру подсмотреть» через свою сценическую внешность и внутренний рисунок роли, а портному - структуру и форму одеяния.
Хороший эскиз - половина успеха актера, а самый большой комплимент художнику - эскиз, стоящий перед актером на гримировальном столике.
Костюм на сцене может деформировать фигуру актера, изменить ее не только согласно образу и возрасту, но и моде.
Деформация, если речь идет не о пластическом изменении фигуры путем толщинок или накладок, осуществляется за счет изменения пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа.
Костюм пастуха
В книге «Сам о себе» И. В. Ильинский рассказывает о создании костюма для фильма «Процесс о трех миллионах»: «Оказалось, что не так легко найти рваный костюм, шляпу или кепку. Если же рвать эти вещи нарочно, то не получалось настоящих "художественных" лохмотьев.
Приходилось класть костюм на камни и камнями же терпеливо бить по тем местам, которые должны быть изношены...» Но результат оказался более чем удовлетворительный...
«После съемки у Воронцовского дворца, - рассказывает актер, - я поехал домой один на катере. В Ялте на портовом базарчике один из торговцев вообразил, что я у него украл с лотка кусок брынзы.
С одной стороны, я обрадовался, что меня принимают за вора, но когда подошел ко мне милиционер и повел в милицию, то тут уж пришлось отказываться от своей роли. Несмотря на мои заверения, что я артист, мне не поверили».
Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.
Костюм фаворитки
Последний штрих в характеристике костюма - это цвет. О цвете уже говорилось как о средстве живописного решения, организации спектакля-картины. В то же время с цветом у людей всегда связываются определенные представления, цвет ассоциируется с настроением и самочувствием. Отношение к цвету характеризует темперамент, вкус. Цвет в народной одежде означает проявление национальных традиций, возрастных, может иметь значение символа.
Костюм злобного шута
Даже в понятиях людей присутствуют цветовые характеристики. Мы говорим: «черный день», «черное коварство», «голубая роль», «розовые очки», «радужные мечты».
Цвет прежде всего воздействует на зрителя со сцены.
Тот или иной оттенок вызывает сразу же определенные ощущения и ассоциации.
Яркий цвет сейчас же обратит на себя внимание, отвлечет от других персонажей, станет зрительным центром.
В ремарках к первому акту «Трех сестер» Чехов скупо отмечает: «Ольга в синем форменном платье... Маша в черном... Ирина в белом...»
При появлении Натальи Ивановны ремарка вас настораживает: «...она в розовом платье с зеленым поясом».
А почему так подробно: платье и пояс?
И через несколько реплик ответ: «На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!» Через цветовые сочетания и одну сказанную фразу Чехов очень деликатно, но беспощадно сказал о пошлости и дурном вкусе Натальи Ивановны.
Вывод. Костюм неотделим от среды, от наполнения его сущностью человеческого характера: они оба - человек и костюм - единое, неразрывное целое, и органическое их слияние и есть образ костюма, художественное же воплощение этого образа есть искусство театрального костюма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.