Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися.
Оценка 5

Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися.

Оценка 5
docx
14.01.2021
Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися.
Статья Степанова Александра Анатольевна.docx

Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися.

Степанова Александра Анатольевна

Учитель начальных классов ГУ «СШ №23 им. М. Козыбаева отдела образования акимата города Костаная», г. Костанай.

 

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский [1]

Современное общество направлено на развитие внутренних качеств личности, её самореализации и выявление уникальных возможностей отдельно взятого человека. В соответствии с этим первостепенной задачей педагога является определение, становление и развитие индивидуального потенциала каждого ребёнка, выявление степени его одарённости, начиная с поступления в первый класс.

В Казахстанских школах выявление уровня одарённости проводит школьный психолог. С помощью различных личностно-ориентированных методик он выявляет способности ребёнка и предоставляет результаты учителю. Учитель, исходя из возможностей каждого ученика, использует в своей работе дифференциацию.

По определению Селевко Г. К. - дифференцированное обучение - это:  

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. [2]

 Украинский психолог Ю. З. Гильбух, предложил коллегам эксперимент о введении в начальных классах классов выравнивания (1970-е гг.), а в дальнейшем предложил создать систему из трех различных типов классов. Эта система предполагала дифференцированную комплектацию первых классов в общеобразовательной школе в основе которой был комплекс портативных тестовых методик, разработанных в лаборатории дифференцированного обучения. [3]

В настоящее время обновление содержания образования в Казахстане предполагает активное обучение, одним из важнейших аспектов которого является принцип дифференциации обучения.  Именно, дифференциация при обучении способствует созданию условий максимального развития обучающихся с разным уровнем одарённости: для поддержки неуспевающих и опережающих заданий при продвинутом уровне обучения.

Одаренные дети отличаются тем, что желают быть успешными в учёбе и приобретают новые знания с лёгкостью и высокой степенью заинтересованности, они многие задания выполняют самостоятельно, поскольку навыки, приобретенные ранее этому, способствуют. Так, например, при изучении иностранных языков, казахского либо русского языка склонность к быстрому запоминанию слов и лексических конструкций проявляется у обучающихся на начальном этапе обучения. Таким детям легко усваивать заданный материал, они гиперактивны с хорошо развитым критическим мышлением, часто используют творческий подход при решении заданий, стремятся к самостоятельному изучению материала. С данными учащимися педагогу достаточно легко работать, но в то же время возникают сложности, поскольку такие дети требуют к себе особого внимания.

При проведении уроков для таких детей необходимо использовать поисковую и исследовательскую деятельность, подбирать задания - импровизации и парадоксы. При обучении в отечественных школах система обучения, была рассчитана на среднего ученика, которая отрицательно влияла на развитие одарённости сильных учащихся, становилась тормозом и бичом для их дальнейшего развития. Поэтому с одаренным обучающимся необходимо заниматься по индивидуальной программе. Наша задача, как педагогов - поддерживать детей и способствовать развитию их одарённости, подготовить фундамент для реализации возможностей и способностей ребёнка. В этом нам поможет уровневая дифференциация.

 

Уровневая дифференциация

Уровневая дифференциация определяется тем, что, обучающиеся одного класса выполняют задания по одной программе и учебнику, но могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Например: при составлении заданий формативного оценивания для учащихся первого класса была выбрана цель обучения: Аудирование (слушание) и говорение:

1.1.5.1  использовать речевой этикет в разных ситуациях общения.

В данном случае эта цель выступает как минимально необходимое требование при усвоении содержания. Мы же, исходя из уровневой дифференциации и способностей обучающихся, используя токсономию Блума подразделяем её на уровни. [4]

 

Начальный уровень

ЗНАЕТ, ПЕРЕЧИСЛЯЕТ, НАЗЫВАЕТ

Средний уровень

ОБЪЯСНЯЕТ, ПРИМЕРЯЕТ, ИСПОЛЬЗУЕТ, ОПРЕДЕЛЯЕТ, ВЫДЕЛЯЕТ

Высокий уровень

СРАВНИВАЕТ, ТРАНСФОРМИРУЕТ, ОБОБЩАЕТ, ОЦЕНИВАЕТ, СОЗДАЕТ

Использует речевой этикет в разных ситуациях общения;

Составляет диалог ситуации общения.

Трансформирует диалог, восстанавливает беседу.

В группах обсудите и подготовьте диалоги на темы:

 1 группа - «Разговор с членами семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)!»

2 группа - «Разговор с учителем».

3 группа – «Разговор по телефону».

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1875160/pub_5dd6fb7af2c2912a0dd2897f_5dd78490309e201f5e84f089/scale_1200 https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0102/00014d09-6982810b/1/img2.jpg https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/00/32/girl-talking-to-boy-on-the-cellphone-vector-8480032.jpg

Дескриптор:

1.     составляет диалог общения в соответствии с заданной темой;

2.      - использует в репликах диалога соответствующий язык;

3.      - формулирует вопросы, соблюдая грамматические нормы;

4.     - использует слова приветствия, благодарности, извинения при составлении диалога;

5.     - проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу.

 

Основная цель уровневой дифференциации – усвоение всеми учащимися основного (базового) уровня, создание условий для изучения среднего и высокого уровня более одарёнными детьми, обеспечение системного подхода при преподавании и контроле качества знаний.

 

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. [5]

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  1. Групповую работу учащихся при разных уровнях усвоения материала;
  2. Составление учебно-методического комплекса: база заданий обязательного уровня, разработка дидактических материалов, использование учебников с делением на уровни,
  3. Составление краткосрочных планов урока с предполагаемыми разноуровневыми заданиями.

Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Один из простейших способов дифференциации. Его особенность состоит в том, что детям низкого уровня обучаемости, предлагается увеличить количество времени на выполнение задания. Учащиеся остальных групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

При дифференциации по уровню трудности обучающимся 1 класса предлагается составить рассказ по иллюстрации. Обязательно использовать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.:

·         составить рассказ по иллюстрации: (1-ый уровень - низкий);

·         составляют рассказ и используют (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия).  (2-ой уровень - средний);

  •  составляют рассказ и используют (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/ противоположные по значению, многозначные слова) (3-ий уровень  - высокий).

4.      Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Для детей с низким уровнем творческих способностей предлагается репродуктивный характер познавательной деятельности: решение заданий по алгоритму, нахождение значения выражений на основе уже изученных вычислительных приёмов,

 Для учащихся, более одарённых творческими способностями предполагается продуктивный характер познавательной деятельности: решение нестандартных задач, задания на логику, анаграммы, ребусы, эссе.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Данный вид дифференциации предполагает индивидуальные самостоятельные задания для детей. Но тем, кому необходима помощь в выполнении задания, учителем оказывается поддержка в виде:

  • образца оформления ответа; план, памятка, маршрутный лист;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • опорные схемы, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • образец с частично выполненным заданием.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Дифференцированный подход очень трудно применять на практических занятиях с учениками, поскольку это занимает большое количество времени, намного легче, как при традиционном обучении держать ориентир на ученика со средними знаниями. Но этот подход очень важен, поскольку способствует эффективному обучению и учёту индивидуальных способностей каждого обучающегося. Мы не сравниваем ученика с его одноклассниками и не ориентируем на образец выполнения на среднем уровне. Мы при дифференцированном подходе говорим о том, чему ребёнок уже научился и чего хочет достичь в будущем, сопоставляя собственный результат до и после.

Таким образом, использование уровневой дифференциации, в начальных классах на уроках способствует улучшению качества знаний. Посредством дифференциации мы внедряем и реализуем личностно-ориентированный подход при обучении. Усиление положительной мотивации к учебному процессу, предстала реальная картина самооценки обучающихся, ученики со слабыми способностями получили возможность достигнуть необходимый минимум знаний, а по некоторым темам даже превысить его, а одарённые ученики не потеряли интерес к учебной деятельности. Совместная деятельность учителя и обучающихся проходила в комфортной атмосфере, что способствовало уменьшению психологической тревожности детей.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      Сухомлинский В.А.  Сто советов учителю. — Ижевск: Удмуртия, 1981.

2.      Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

3.      Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети: Ю.З. Гильбух. - М: Знание,-1991. Стр.80

4.      Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015.

5.      Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья: МТШ ОРТ, 1994.

6.      Журнал «Начальная школа». Статья: Пелевина Н.Г. «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования», 2014.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися

Уровневая дифференциация при работе с одарёнными учащимися

В этом нам поможет уровневая дифференциация

В этом нам поможет уровневая дифференциация

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся

Таким образом, использование уровневой дифференциации, в начальных классах на уроках способствует улучшению качества знаний

Таким образом, использование уровневой дифференциации, в начальных классах на уроках способствует улучшению качества знаний
Скачать файл