«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
Оценка 5
Лекции
rtf
музыка
1 кл—5 кл
22.03.2018
В каждом человеке с юных лет заложено стремление к развитию и к реализации собственных возможностей в разных областях жизни. Воплощение этих устремлений в области музыкального образования невозможно без обеспечения благоприятных условий, помогающих развитию детской личности.
Музыкальная школа как раз и является такой средой, в которой создаются самые благоприятные условия для развития и воспитания всесторонне-развитой личности. В ДМШ царит атмосфера, где снимаются психологические защиты и энергия ребенка свободно тратится на творческую деятельность. Обучение в музыкальной школе помогает каждому приобрести уверенность в своих действиях и в своих поступках.
Ребенок, посещая музыкальное образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны преподавателей и сверстников. «Маленькая» личность приходит в школу, преисполненная желания учиться, по-грузиться в мир музыки. Но зачастую некоторые дети теряют интерес к учебе. Виноваты ли в этом методы обучения? Возможно ли препо-давателю сформировать интерес у юных музыкантов к учебному процессу? При помощи каких методов, форм и средств обучения можно обеспечить раскрытие личностных качеств каждого ребенка? Размышления на данные вопросы, достаточно актуальные для многих преподавателей ДМШ и ДШИ, наталкивают на поиски ответов, раскрывающих эти проблемы.
В настоящее время психологи и педагоги-практики много говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе условий для успешной творческой самореализации личности ребенка. Боль-шинство педагогов образовательных учреждений сферы культуры считают, что одним из важных условий для раскрытия личностных качеств детей, в первую очередь, является создание психологиче-ского комфорта.
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «комфорт» тракту-ется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». С психологической точки зрения ком-форт школьника — психофизическое состояние, возникающее в про-цессе жизнедеятельности ребенка, в результате взаимодействия его с внутришкольной и внешней средой.
С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организация внутри-школьной среды и особенности организации образовательной дея-тельности. Комфортная внутришкольная среда музыкальной школы, как и любой другой - это внутреннее пространство образо-вательного учреждения, система ее условий, которые позволяют со-хранить психофизическое здоровье обучающихся, тем самым спо-собствуя наилучшей включенности учеников в творческую деятель-ность.
В нашей музыкальной школе созданы все условия для ком-форта: уютные классы и холлы, красиво оформленные стенды о фес-тивальной и конкурсной жизни, прекрасный концертный зал, чистота и порядок во всех помещениях. И, конечно же, квалифицированный, грамотно обучающий, компетентный в вопросах педагогики и психо-логии, преподавательский коллектив. Все вместе помогает чувствовать каждому ученику себя легко, свободно и непринужденно!
Другим важным условием личностного развития учащихся является привлечение их к разнообразным, традиционным и новым формам урочной и внеурочной деятельности. Сюда можно от-нести участие в различных внеклассных мероприятиях, например, таких как «Новый год в кругу друзей» или «Посвящение в музы-канты». Это и творческие мастерские, посвященные календарным и праздничным датам, например, «День матери» или «День Учителя». Также нужно упомянуть тематические классные часы: «День акции против терроризма» или «День леса». И, конечно же, сюда относится участие в школьных фестивалях и конкурсах, таких, как «Музы-кальная карусель», «Маленький виртуоз», «Юный исполнитель», «Юный вокалист» и многие другие.
Основой многих внеклассных мероприятий в ДМШ и ДШИ является концертная деятельность, которая помогает приобретать чрезвычайно важный для каждого ученика сценический опыт. С этой целью дети систематически привлекаются к концертам-лекциям Детской Филармонии, где они получают возможность для творческого самовыражения.
Конечно, выступления в рамках учебной деятельности (экзамены, зачеты, прослушивания) с психологической стороны приближаются к открытым концертным внеклассным мероприятиям. Однако, как правило, на первый план выходят строгие учебные требования, к тому же усиленные страхом перед высоким профессиональным уровнем членов оценочной комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому находясь в ситуации экзамена или зачета, многие дети, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Привлечение же юных музыкантов к мероприятиям с публичным выступлением, которые не обременены экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и самореализации.
Выступая на концертах, ребята стараются исполнять произве-дения артистично, ярко, выразительно. Тот, кто не может исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть, может играть в ансамбле или же проявить себя как ведущий концерта, внеклассного меро-приятия. Готовясь к выступлениям, репетируя на сцене, дети стано-вятся более уверенными, коммуникабельными. В них развивается умение держаться на сцене, достойно вести себя в концертном зале. И это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни!
Родители, сравнивая выступления своих детей с другими, на-чинают реально оценивать успехи ребят и труд преподавателей. По-степенно многие из родителей начинают понимать, что музыка приучает их детей творчески мыслить, расширяет музыкальный кру-гозор, развивает общую культуру, а некоторых из учеников заставляет задумываться о профессиональной карьере музыканта.
К тому же внеклассные мероприятия объединяют детей, прививают им навыки сотрудничества и сопереживания, учат помогать друг другу, в результате чего появляется общая увлеченность музы-кальной деятельностью, возникает взаимопонимание, взаимоуважение.
Полноте раскрытия личностных качеств и творческого потен-циала учащихся способствует создание ситуации успеха на всех этапах обучения. Желание у юного музыканта учиться, погружаться в мир музыки возникает тогда, когда все или почти все получается. В таком случае появляется личная заинтересованность ученика в освоении всех тонкостей исполнительского мастерства. Именно этим объясняется необходимость создания ситуации успеха в обучении. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желании учиться».
Переживание детьми ситуации успеха повышает мотивацию к обучению и развивает познавательные интересы, позволяет почувст-вовать удовлетворение от учебной деятельности. Успех стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные особен-ности, такие, как тревожность или неуверенность, повышает само-оценку, а также поддерживает в классе благоприятный психологи-ческий климат. Немаловажным нюансом в педагогической работе с ребенком будет привитие ему навыка реального оценивания своих успехов или неудач. Для этого необходимо аргументированно, в так-тичной форме проговаривать и обсуждать все моменты каждого выступления.
Для того, чтобы дети почувствовали удовлетворение от учебной деятельности, чтобы у них повысилась мотивация к занятиям музыкой, а также развивалась инициативность, креативность мышления и творческая активность, подбираются посильные музыкальные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Очень важно, чтобы исполняемые пьесы нравились ребенку! Также применяются современные технологии и методики музыкального об-разования, используются разнообразные методы поощрения.
Обеспечивая для своих учеников благоприятные условия пси-хологического комфорта, привлекая их как к различным формам вне-урочной деятельности и к публичным выступлениям, создавая для них ситуацию успеха, мы помогаем им расти счастливыми и творчески реализоваться! Как говорил А. Бебель: "Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться". Так давайте трудиться на благо наших детей!
Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе.rtf
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном
процессе».
Шубарева И. В.,
преподаватель по классу домры и гитары
МБУДО «ДМШ №20 им. М.А. Матренина»,
г.Осинники, Кемеровской обл.
В каждом человеке с юных лет заложено стремление к развитию
и к реализации собственных возможностей в разных областях жизни.
Воплощение этих устремлений в области музыкального образования
невозможно без обеспечения благоприятных условий, помогающих
развитию детской личности.
Музыкальная школа как раз и является такой средой, в
которой создаются самые благоприятные условия для развития и
воспитания
всестороннеразвитой личности. В ДМШ царит
атмосфера, где снимаются психологические защиты и энергия
ребенка свободно тратится на творческую деятельность. Обучение в
музыкальной школе помогает каждому приобрести уверенность в
своих действиях и в своих поступках.
Ребенок, посещая музыкальное образовательное учреждение,
надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и
уважение со стороны преподавателей и сверстников. «Маленькая»
личность приходит в школу, преисполненная желания учиться,
погрузиться в мир музыки. Но зачастую некоторые дети теряют
интерес к учебе. Виноваты ли в этом методы обучения? Возможно ли
преподавателю сформировать интерес у юных музыкантов к учебному
процессу? При помощи каких методов, форм и средств обучения
можно обеспечить раскрытие личностных качеств каждого ребенка?
Размышления на данные вопросы, достаточно актуальные для многих
преподавателей ДМШ и ДШИ, наталкивают на поиски ответов,
раскрывающих эти проблемы. В настоящее время психологи и педагогипрактики много
говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном
подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к
каждому ребенку, о создании в образовательном процессе условий для
успешной
ребенка.
Большинство педагогов образовательных учреждений сферы культуры
считают, что одним из важных условий для раскрытия личностных
качеств
создание
психологического комфорта.
детей, в первую очередь, является
творческой самореализации личности
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «комфорт»
трактуется как «условия жизни,
обстановка,
обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». С психологической
точки зрения комфорт школьника — психофизическое состояние,
возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, в результате
взаимодействия его с внутришкольной и внешней средой.
пребывания,
двух
С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная
ведущих направлений: организация
характеристика
внутришкольной среды и особенности организации образовательной
деятельности. Комфортная внутришкольная среда музыкальной
школы, как и любой другой это
внутреннее пространство
образовательного учреждения, система ее условий, которые позволяют
сохранить психофизическое здоровье обучающихся, тем самым
способствуя
наилучшей включенности учеников в творческую
деятельность.
В нашей музыкальной школе созданы все условия для
комфорта: уютные классы и холлы, красиво оформленные стенды о
фестивальной и конкурсной жизни, прекрасный концертный зал,
чистота и порядок во всех
помещениях. И, конечно же,
квалифицированный, грамотно обучающий, компетентный в вопросах
педагогики и психологии, преподавательский коллектив. Все вместе помогает чувствовать каждому ученику себя легко, свободно и
непринужденно!
Другим важным условием личностного развития учащихся
является привлечение их к разнообразным, традиционным и новым
формам урочной и внеурочной деятельности. Сюда можно отнести
участие в различных внеклассных мероприятиях, например, таких
как «Новый год в кругу друзей» или «Посвящение в музыканты». Это
и творческие мастерские, посвященные календарным и праздничным
датам, например, «День матери» или «День Учителя». Также нужно
упомянуть тематические классные часы: «День акции против
терроризма» или «День леса». И, конечно же, сюда относится участие
в школьных фестивалях и конкурсах, таких, как «Музыкальная
карусель», «Маленький виртуоз», «Юный исполнитель», «Юный
вокалист» и многие другие.
Основой многих внеклассных мероприятий в ДМШ и ДШИ
является концертная деятельность, которая помогает приобретать
чрезвычайно важный для каждого ученика сценический опыт. С этой
целью дети систематически привлекаются к концертамлекциям
Детской Филармонии, где они получают возможность для творческого
самовыражения.
Конечно, выступления в рамках учебной деятельности
(экзамены, зачеты, прослушивания) с психологической стороны
приближаются к открытым концертным внеклассным мероприятиям.
Однако, как правило, на первый план выходят строгие учебные
требования, к тому же
усиленные страхом перед высоким
профессиональным уровнем членов оценочной комиссии и боязнью
получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому
находясь в ситуации экзамена или зачета, многие дети, подчас, не
имеют возможности в полной мере проявить свою творческую
индивидуальность. Привлечение же юных музыкантов к мероприятиям которые не обременены
с публичным выступлением,
экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их
творческому росту и самореализации.
Выступая на концертах,
ребята стараются исполнять
произведения артистично, ярко, выразительно. Тот, кто не может
исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть, может играть в
ансамбле или же проявить себя как ведущий концерта, внеклассного
мероприятия. Готовясь к выступлениям, репетируя на сцене, дети
становятся более уверенными, коммуникабельными. В них развивается
умение держаться на сцене, достойно вести себя в концертном зале. И
это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни!
Родители, сравнивая выступления своих детей с другими,
начинают реально оценивать успехи ребят и труд преподавателей.
Постепенно многие из родителей начинают понимать, что музыка
приучает их детей творчески мыслить, расширяет музыкальный
кругозор, развивает общую культуру, а некоторых из учеников
заставляет задумываться о профессиональной карьере музыканта.
К тому же внеклассные мероприятия объединяют детей,
прививают им навыки сотрудничества и сопереживания, учат помогать
друг другу, в результате чего появляется общая увлеченность
музыкальной деятельностью,
взаимопонимание,
взаимоуважение.
возникает
Полноте раскрытия личностных качеств и творческого
потенциала учащихся способствует создание ситуации успеха на всех
этапах обучения. Желание у юного музыканта учиться, погружаться в
мир музыки возникает тогда, когда все или почти все получается. В
таком случае появляется личная заинтересованность ученика в
освоении всех тонкостей исполнительского мастерства. Именно этим
объясняется необходимость создания ситуации успеха в обучении.
В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей,
желании учиться».
Переживание детьми ситуации успеха повышает мотивацию к
обучению и развивает познавательные интересы,
позволяет
почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. Успех
стимулирует к высокой результативности труда, корректирует
личностные особенности, такие, как тревожность или неуверенность,
повышает самооценку, а также поддерживает в классе благоприятный
психологический климат. Немаловажным нюансом в педагогической
работе с ребенком будет привитие ему навыка реального оценивания
своих успехов или неудач. Для этого необходимо аргументированно, в
тактичной форме проговаривать и обсуждать все моменты каждого
выступления.
Для того, чтобы дети почувствовали удовлетворение от учебной
деятельности, чтобы у них повысилась мотивация к занятиям музыкой,
а также развивалась инициативность, креативность мышления и
творческая активность,
подбираются посильные музыкальные
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Очень важно, чтобы исполняемые пьесы нравились ребенку! Также
применяются современные технологии и методики музыкального
образования, используются разнообразные методы поощрения.
Обеспечивая для своих учеников благоприятные условия
психологического комфорта, привлекая их как к различным формам
внеурочной деятельности и к публичным выступлениям, создавая для
них ситуацию успеха, мы помогаем им расти счастливыми и творчески
реализоваться! Как говорил А. Бебель: "Гении не падают с неба, они
должны иметь возможность образоваться и развиваться". Так давайте
трудиться на благо наших детей!
1. Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта / Э.Б. Алиев. –
Литература Москва : ВЛАДОС, 2000.
2. Вазина, К. Природнорефлексивная технология саморазвития человека / К.
Вазина. Москва, 2002.
3. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие
для педагогов. Текст/ С.С. Кашлев. – Минск : Высшая школа, 2002.
4. Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о
человеке // Психологические проблемы самореализации личности/под ред. А. А.
Крылова, Л.А. Коростылевой / Л.А. Коростылева. СанктПетербург : СПбГУ,
1997.
Педагогические условия музыкальнотворческой
5.
самореализации учащихся
// Современное музыкальное образование:
перспективы развития: Материалы всероссийской научнопрактической
конференции 2324 ноября 2006 г. / С.В. Кузьмина. – Пенза : издво ПГПУ им.
В.Г. Белинского, 2006.
6. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. / К.С.
Станиславский. – Москва : Искусство,1955.
7. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя (из опыта
работы) / Р.А. Тельчарова. – Москва : Просвещение, 1991.
Кузьмина, С.В.
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.