«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
Оценка 5

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

Оценка 5
Лекции
rtf
музыка
1 кл—5 кл
22.03.2018
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
В каждом человеке с юных лет заложено стремление к развитию и к реализации собственных возможностей в разных областях жизни. Воплощение этих устремлений в области музыкального образования невозможно без обеспечения благоприятных условий, помогающих развитию детской личности. Музыкальная школа как раз и является такой средой, в которой создаются самые благоприятные условия для развития и воспитания всесторонне-развитой личности. В ДМШ царит атмосфера, где снимаются психологические защиты и энергия ребенка свободно тратится на творческую деятельность. Обучение в музыкальной школе помогает каждому приобрести уверенность в своих действиях и в своих поступках. Ребенок, посещая музыкальное образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны преподавателей и сверстников. «Маленькая» личность приходит в школу, преисполненная желания учиться, по-грузиться в мир музыки. Но зачастую некоторые дети теряют интерес к учебе. Виноваты ли в этом методы обучения? Возможно ли препо-давателю сформировать интерес у юных музыкантов к учебному процессу? При помощи каких методов, форм и средств обучения можно обеспечить раскрытие личностных качеств каждого ребенка? Размышления на данные вопросы, достаточно актуальные для многих преподавателей ДМШ и ДШИ, наталкивают на поиски ответов, раскрывающих эти проблемы. В настоящее время психологи и педагоги-практики много говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе условий для успешной творческой самореализации личности ребенка. Боль-шинство педагогов образовательных учреждений сферы культуры считают, что одним из важных условий для раскрытия личностных качеств детей, в первую очередь, является создание психологиче-ского комфорта. В толковом словаре С.И. Ожегова термин «комфорт» тракту-ется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». С психологической точки зрения ком-форт школьника — психофизическое состояние, возникающее в про-цессе жизнедеятельности ребенка, в результате взаимодействия его с внутришкольной и внешней средой. С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организация внутри-школьной среды и особенности организации образовательной дея-тельности. Комфортная внутришкольная среда музыкальной школы, как и любой другой - это внутреннее пространство образо-вательного учреждения, система ее условий, которые позволяют со-хранить психофизическое здоровье обучающихся, тем самым спо-собствуя наилучшей включенности учеников в творческую деятель-ность. В нашей музыкальной школе созданы все условия для ком-форта: уютные классы и холлы, красиво оформленные стенды о фес-тивальной и конкурсной жизни, прекрасный концертный зал, чистота и порядок во всех помещениях. И, конечно же, квалифицированный, грамотно обучающий, компетентный в вопросах педагогики и психо-логии, преподавательский коллектив. Все вместе помогает чувствовать каждому ученику себя легко, свободно и непринужденно! Другим важным условием личностного развития учащихся является привлечение их к разнообразным, традиционным и новым формам урочной и внеурочной деятельности. Сюда можно от-нести участие в различных внеклассных мероприятиях, например, таких как «Новый год в кругу друзей» или «Посвящение в музы-канты». Это и творческие мастерские, посвященные календарным и праздничным датам, например, «День матери» или «День Учителя». Также нужно упомянуть тематические классные часы: «День акции против терроризма» или «День леса». И, конечно же, сюда относится участие в школьных фестивалях и конкурсах, таких, как «Музы-кальная карусель», «Маленький виртуоз», «Юный исполнитель», «Юный вокалист» и многие другие. Основой многих внеклассных мероприятий в ДМШ и ДШИ является концертная деятельность, которая помогает приобретать чрезвычайно важный для каждого ученика сценический опыт. С этой целью дети систематически привлекаются к концертам-лекциям Детской Филармонии, где они получают возможность для творческого самовыражения. Конечно, выступления в рамках учебной деятельности (экзамены, зачеты, прослушивания) с психологической стороны приближаются к открытым концертным внеклассным мероприятиям. Однако, как правило, на первый план выходят строгие учебные требования, к тому же усиленные страхом перед высоким профессиональным уровнем членов оценочной комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому находясь в ситуации экзамена или зачета, многие дети, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Привлечение же юных музыкантов к мероприятиям с публичным выступлением, которые не обременены экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и самореализации. Выступая на концертах, ребята стараются исполнять произве-дения артистично, ярко, выразительно. Тот, кто не может исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть, может играть в ансамбле или же проявить себя как ведущий концерта, внеклассного меро-приятия. Готовясь к выступлениям, репетируя на сцене, дети стано-вятся более уверенными, коммуникабельными. В них развивается умение держаться на сцене, достойно вести себя в концертном зале. И это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни! Родители, сравнивая выступления своих детей с другими, на-чинают реально оценивать успехи ребят и труд преподавателей. По-степенно многие из родителей начинают понимать, что музыка приучает их детей творчески мыслить, расширяет музыкальный кру-гозор, развивает общую культуру, а некоторых из учеников заставляет задумываться о профессиональной карьере музыканта. К тому же внеклассные мероприятия объединяют детей, прививают им навыки сотрудничества и сопереживания, учат помогать друг другу, в результате чего появляется общая увлеченность музы-кальной деятельностью, возникает взаимопонимание, взаимоуважение. Полноте раскрытия личностных качеств и творческого потен-циала учащихся способствует создание ситуации успеха на всех этапах обучения. Желание у юного музыканта учиться, погружаться в мир музыки возникает тогда, когда все или почти все получается. В таком случае появляется личная заинтересованность ученика в освоении всех тонкостей исполнительского мастерства. Именно этим объясняется необходимость создания ситуации успеха в обучении. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желании учиться». Переживание детьми ситуации успеха повышает мотивацию к обучению и развивает познавательные интересы, позволяет почувст-вовать удовлетворение от учебной деятельности. Успех стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные особен-ности, такие, как тревожность или неуверенность, повышает само-оценку, а также поддерживает в классе благоприятный психологи-ческий климат. Немаловажным нюансом в педагогической работе с ребенком будет привитие ему навыка реального оценивания своих успехов или неудач. Для этого необходимо аргументированно, в так-тичной форме проговаривать и обсуждать все моменты каждого выступления. Для того, чтобы дети почувствовали удовлетворение от учебной деятельности, чтобы у них повысилась мотивация к занятиям музыкой, а также развивалась инициативность, креативность мышления и творческая активность, подбираются посильные музыкальные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Очень важно, чтобы исполняемые пьесы нравились ребенку! Также применяются современные технологии и методики музыкального об-разования, используются разнообразные методы поощрения. Обеспечивая для своих учеников благоприятные условия пси-хологического комфорта, привлекая их как к различным формам вне-урочной деятельности и к публичным выступлениям, создавая для них ситуацию успеха, мы помогаем им расти счастливыми и творчески реализоваться! Как говорил А. Бебель: "Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться". Так давайте трудиться на благо наших детей!
Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе.rtf
«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе». Шубарева И. В., преподаватель по классу домры и гитары МБУДО «ДМШ №20 им. М.А. Матренина», г.Осинники, Кемеровской обл. В каждом человеке с юных лет заложено стремление к развитию и  к реализации собственных возможностей в разных областях жизни. Воплощение  этих устремлений  в области музыкального образования невозможно   без   обеспечения     благоприятных   условий,   помогающих развитию  детской   личности. Музыкальная     школа   как   раз   и   является   такой     средой,   в которой создаются   самые   благоприятные   условия для развития и воспитания     всесторонне­развитой   личности.   В   ДМШ   царит атмосфера,   где     снимаются   психологические     защиты     и     энергия ребенка свободно тратится на творческую деятельность. Обучение в музыкальной   школе   помогает   каждому   приобрести   уверенность     в своих действиях  и  в  своих  поступках. Ребенок, посещая   музыкальное   образовательное учреждение, надеется   добиться   признания   и   рассчитывает   заслужить   любовь   и уважение со стороны преподавателей   и сверстников.   «Маленькая» личность   приходит   в   школу,   преисполненная     желания   учиться, погрузиться   в   мир   музыки.   Но   зачастую   некоторые   дети   теряют интерес к учебе. Виноваты  ли в этом методы обучения? Возможно ли преподавателю сформировать интерес у юных музыкантов  к учебному процессу?   При помощи   каких методов, форм и средств обучения можно обеспечить раскрытие личностных качеств каждого ребенка? Размышления на данные вопросы, достаточно актуальные для многих преподавателей     ДМШ   и   ДШИ,   наталкивают     на     поиски   ответов, раскрывающих  эти  проблемы. В   настоящее   время     психологи   и       педагоги­практики   много говорят   и   пишут   о   гуманизации   образования,   об   индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе условий для успешной     ребенка. Большинство педагогов образовательных учреждений сферы культуры считают, что одним из  важных условий для  раскрытия  личностных качеств     создание психологического  комфорта.       детей,   в   первую   очередь,   является     творческой   самореализации   личности     В   толковом   словаре   С.И.   Ожегова   термин   «комфорт» трактуется   как   «условия   жизни,   обстановка, обеспечивающие   удобство,   спокойствие,   уют».     С   психологической точки   зрения   комфорт   школьника   —   психофизическое   состояние, возникающее   в   процессе   жизнедеятельности   ребенка,   в   результате взаимодействия его  с внутришкольной  и внешней средой.   пребывания,   двух    С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная   ведущих   направлений:   организация характеристика   внутришкольной   среды   и   особенности   организации   образовательной деятельности.   Комфортная     внутришкольная     среда     музыкальной школы,   как   и   любой   другой   ­   это     внутреннее   пространство образовательного учреждения, система ее условий, которые позволяют сохранить     психофизическое   здоровье   обучающихся,     тем   самым способствуя     наилучшей   включенности   учеников   в   творческую деятельность.   В     нашей   музыкальной     школе   созданы   все   условия   для комфорта: уютные классы и холлы, красиво оформленные стенды о фестивальной   и   конкурсной   жизни,   прекрасный   концертный   зал, чистота   и   порядок   во   всех     помещениях.   И,   конечно   же, квалифицированный, грамотно обучающий, компетентный в вопросах педагогики и психологии, преподавательский коллектив.   Все вместе помогает   чувствовать     каждому   ученику   себя     легко,   свободно   и непринужденно! Другим   важным   условием   личностного   развития   учащихся является  привлечение  их  к  разнообразным, традиционным  и  новым формам   урочной   и   внеурочной   деятельности.   Сюда   можно   отнести участие в   различных внеклассных   мероприятиях,   например, таких как «Новый год в кругу друзей» или  «Посвящение в музыканты». Это и творческие мастерские, посвященные календарным и праздничным датам, например, «День матери» или «День Учителя».   Также нужно упомянуть   тематические   классные   часы:   «День   акции   против терроризма» или «День леса». И, конечно же, сюда относится  участие в   школьных     фестивалях   и   конкурсах,   таких,     как   «Музыкальная карусель»,   «Маленький   виртуоз»,   «Юный   исполнитель»,   «Юный вокалист» и многие другие. Основой   многих     внеклассных   мероприятий   в   ДМШ   и   ДШИ является     концертная   деятельность,   которая   помогает   приобретать чрезвычайно  важный для каждого ученика сценический опыт.  С этой целью   дети   систематически   привлекаются   к   концертам­лекциям Детской Филармонии, где они получают возможность для творческого самовыражения. Конечно,   выступления   в   рамках   учебной   деятельности (экзамены,   зачеты,   прослушивания)   с   психологической   стороны приближаются к открытым концертным внеклассным мероприятиям. Однако,   как   правило,   на   первый   план   выходят   строгие   учебные требования,   к   тому   же     усиленные   страхом   перед   высоким профессиональным   уровнем   членов   оценочной   комиссии   и   боязнью получить   низкий   балл   за   исполнение   своей   программы.   Поэтому находясь   в   ситуации   экзамена   или   зачета,   многие   дети,   подчас,   не имеют   возможности   в   полной   мере   проявить   свою   творческую индивидуальность. Привлечение же юных музыкантов к мероприятиям которые   не   обременены с   публичным   выступлением, экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и самореализации.  Выступая   на   концертах,   ребята   стараются   исполнять произведения   артистично,   ярко,   выразительно.   Тот,   кто   не   может исполнить свободно и ярко сольную пьесу наизусть,  может  играть  в ансамбле  или же проявить себя как ведущий концерта, внеклассного мероприятия.   Готовясь   к     выступлениям,   репетируя   на   сцене,   дети становятся более уверенными, коммуникабельными. В них развивается умение держаться на сцене, достойно вести себя в концертном зале. И это, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни! Родители,   сравнивая   выступления   своих   детей   с   другими, начинают   реально   оценивать   успехи   ребят   и   труд   преподавателей. Постепенно многие из   родителей   начинают   понимать, что музыка приучает   их детей   творчески   мыслить,   расширяет   музыкальный кругозор,  развивает   общую   культуру,   а   некоторых   из   учеников заставляет задумываться о профессиональной карьере музыканта.                К тому же внеклассные   мероприятия     объединяют детей, прививают им навыки сотрудничества и сопереживания, учат помогать друг   другу,   в   результате   чего   появляется   общая   увлеченность музыкальной   деятельностью, взаимопонимание, взаимоуважение.  возникает     Полноте   раскрытия   личностных   качеств   и   творческого потенциала  учащихся способствует создание ситуации успеха на  всех этапах обучения. Желание  у юного музыканта учиться, погружаться в мир  музыки  возникает тогда, когда все или почти все получается. В таком   случае   появляется   личная   заинтересованность   ученика   в освоении всех  тонкостей исполнительского мастерства. Именно этим объясняется   необходимость   создания   ситуации   успеха   в   обучении. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних   сил,   рождающий   энергию   для   преодоления   трудностей, желании учиться».   Переживание детьми ситуации успеха повышает мотивацию  к обучению   и   развивает   познавательные   интересы,   позволяет почувствовать   удовлетворение   от   учебной   деятельности.   Успех стимулирует   к   высокой   результативности   труда,   корректирует личностные особенности, такие, как тревожность или неуверенность, повышает  самооценку, а также  поддерживает в классе благоприятный психологический  климат. Немаловажным нюансом в педагогической работе с ребенком будет привитие ему навыка реального оценивания своих успехов или неудач. Для этого необходимо аргументированно, в тактичной форме проговаривать и обсуждать   все   моменты каждого выступления. Для того, чтобы  дети почувствовали удовлетворение от учебной деятельности, чтобы у них повысилась мотивация к занятиям музыкой, а   также   развивалась   инициативность,   креативность   мышления   и творческая   активность,   подбираются   посильные   музыкальные программы с учетом   возрастных   и индивидуальных   особенностей. Очень   важно,   чтобы   исполняемые   пьесы   нравились   ребенку!   Также применяются   современные   технологии   и   методики   музыкального образования, используются  разнообразные методы поощрения. Обеспечивая   для   своих   учеников   благоприятные   условия психологического комфорта, привлекая их как к различным формам внеурочной деятельности  и к публичным выступлениям, создавая для них ситуацию успеха, мы  помогаем им расти счастливыми и творчески реализоваться! Как говорил  А. Бебель: "Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться". Так давайте трудиться на благо наших детей! 1. Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителя­музыканта / Э.Б. Алиев. – Литература Москва : ВЛАДОС, 2000.  2. Вазина, К. Природно­рефлексивная технология саморазвития   человека / К. Вазина. ­ Москва, 2002. 3. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Текст/ С.С. Кашлев. – Минск : Высшая школа, 2002. 4.   Коростылева,   Л.А.   Проблемы   самореализации   личности   в   системе   наук   о человеке // Психологические проблемы самореализации личности/под ред. А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой / Л.А. Коростылева. ­ Санкт­Петербург : СПбГУ, 1997.    Педагогические   условия   музыкально­творческой 5. самореализации   учащихся   //   Современное   музыкальное   образование: перспективы   развития:   Материалы   всероссийской   научно­практической конференции 23­24 ноября 2006 г. / С.В. Кузьмина. – Пенза : изд­во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2006. 6. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. / К.С. Станиславский. – Москва : Искусство,1955. 7. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя (из опыта работы) / Р.А. Тельчарова. – Москва : Просвещение, 1991.   Кузьмина,  С.В.

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»

«Условия раскрытия личностных качеств учащихся в образовательном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018