Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.
Оценка 4.6

Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
doc
история +1
9 кл—11 кл
22.02.2022
Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.
Методы и приемы успешной работы с выпускниками по подготовке к итоговой аттестации.
Успешная подготовка обучающихся к ВПР.doc

Успешная подготовка обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

по истории и обществознанию

Автор:  Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

высшей категории

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

 школа № 135 им. А.П.Дмитриева»

 

         На сегодняшний день итоговые испытания по такому предмету, как история, являются самыми сложными для обучающихся. Многие мои коллеги  могут  не согласится со мной, но это факт. В советский период, когда была мода на историю,  и нужно было ответить всего на два вопроса по билету, больших сложностей  история не вызывала. Давали название известных событий,  и нужно было их описать с фактами, причинами и следствиями. При этом в самих билетах часто указывались и даты событий, что значительно облегчало задачу испытуемого. Ну и, конечно, же предоставлялись исторические карты, которые содержали 60%  ответа. Многие нынешние учителя сдавали  экзамен по истории именно так, поэтому и считают, что это несложно. Однако исследования показывают, что средний балл ЕГЭ по истории остается довольно низким. В 2015 г. – 53,47;  в 2018 г. – 52,7 балла; в 2019 г. – 55,3; в 20121 г. – 54,9 балла. Это данные по России. В то время, как средний балл по русскому языку, например, вырос с 56,5 балла в 2015 г.  до  71,4 в 2021 г. Значительно выросли средние показатели и по другим предметам. Однако по истории и обществознанию никак не удается выйти на высокие показатели по сей день. Проблем здесь несколько.

         В настоящее время формат итоговых испытаний становится все сложнее и сложнее. Требуется глубокий анализ событий, текстов, карт, исторических памятников. Необходимо учитывать критерии каждого задания. Добавилась потребность в изучении биографий исторических личностей, культуры и искусства.  Правила, по которым оценивают работы, достаточно жесткие. При этом интересы обучающихся далеки от предмета, который можно было бы изучать, как захватывающий материал.

         Конечно, есть дети, которые с удовольствием смотрят исторические фильмы, ходят в театры, читают книги. Их результаты поражают. Но их процент ничтожно мал. И здесь перед учителем истории встаёт, по истине,  невыполнимая задача: подготовить 100% обучающихся к ВПР и итоговой аттестации. Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с КИМами на уроках из-за  огромного объёма материала, необходимого для изучения.  В связи с этим приходится искать пути и способы дополнительной работы   как во время уроков, так и вне их.

         Понятно, что для прохождения ВПР или итоговой аттестации общих знаний недостаточно. Обучающимся предстоит работать с тестовыми заданиями, а значит, начинать необходимо именно с них. Прежде всего необходимо понять структуру теста, критерии оценки того или иного задания. В это нам значительно помогает сайт ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), где ежегодно выкладываются демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, а также кодификаторы и спецификации, подробно описывающие структуру теста, темы и критерии оценивания. И подготовку мы начинаем именно с тщательной проработки демоверсии.

         В обязательном порядке приобретаются сборники по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ под редакцией Игоря Анатольевича Артасова, являющегося заместителем председателя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ ФИПИ, а также автором многих тренировочных сборников тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

         Большое доверие вызывают и тренировочные тестовые задания под редакцией Елены Александровны Мельниковой, российского историка-медиевиста, главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН.

         С тренировочными сборниками мы работаем во время дополнительных занятий, где непосредственно прорабатывается каждое задание. На дополнительных занятиях каждый ученик может сразу задать интересующие его вопросы, получить консультацию, проработать пошагово вместе с учителем  сложные задания. В настоящее время многие отказываются от дополнительных занятий в пользу медийных платформ, коих уже множество. Но не надо забывать, что непосредственное общение учителя и ученика играет важную роль не только в плане предметной подготовки, но и в плане психологической подготовки к итоговым испытаниям. Для многих ребят очень важно непосредственно прийти на занятие, где они слушают друг друга, дополняют ответы, непосредственно участвуют в обсуждении каких-либо  проблем. Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе, поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему знанию. Не стоит забывать и о том, что не все ученики могут задать свои вопросы. Кто-то стесняется спросить, а кто-то боится показаться недостаточно умным. Но когда  они слышат вопросы других ребят, они внимательно слушают ответы, проникаясь уверенностью в себе, тоже включаются в работу. Надо помнить, что живое общение учителя и ученика было и остается главным фактором успешного обучения.

         Отдельные тематические задания из вышеупомянутых сборников, конечно же, активно используются на уроках. Здесь нужно проявлять  учительскую смекалку, чтобы грамотно и непринужденно использовать подготовительные задания на разных этапах урока. Так, например, при изучении темы «Начало царствования Александра I»  начать урок уместно с задания №5 ОГЭ: Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одно, являлись членами Негласного комитета. Найдите и запишите порядковый номер, чья фамилия выпадает из общего ряда.  И далее перечисляются фамилии: 1) В.П.Кочубей 2) Н.Н.Новосильцев 3) М.М. Сперанский 4) П.А.Строганов 5) А.А.Чарторыйский.

         Дети еще не знают материал и назвать нужную фамилию не могут. Но мы ставим вопрос несколько по-другому. Мы перечисляем фамилии и говорим, что все они связаны с Александром I. Какие из этих фамилий вам знакомы?  Из всех фамилий дети уже слышали фамилию М.М.Сперанского, упоминавшегося не раз и на уроках истории в связи с разными реформами управления, и на уроках обществознания. Поэтому они назовут именно фамилию Сперанского. А далее учитель  задает новый вопрос: а в связи с чем упоминалась эта фамилия? Но акцентировать внимание на Сперанском в данном случае не нужно. Детям помогают вспомнить, что Сперанский был сыном священника и добился высокого положения в обществе. А другие фамилии как связаны? Как вы считаете, это представители какого слоя общества?  И вот здесь мы добиваемся нескольких целей: во-первых акцентируется внимание на Негласном комитете; во-вторых, включается логическое мышление, поскольку детям необходимо сопоставить эти имена с Александром и сделать вывод,  в-третьих, активно запоминаются члены Негласного комитета; в-четвертых, включается  познавательный интерес и мотивация.  Детям уже интересно  знать, если Сперанский не был другом Александра, выходец из низов, то почему он в этом списке?  И таким образом мы добиваемся нескольких целей одновременно, прорабатывая в мотивационной части урока задание ОГЭ.

         Хороший способ  подготовки к ВПР и итоговой аттестации нам предоставила возможность дистанционного обучения. Поскольку в этот период  дети выполняют данные им задания, то необходимо включать сюда и задания из тематических сборников. Так обучающиеся лучше усваивают тему и одновременно готовятся к экзаменам. Здесь же важно подключать и интернет-ресурсы, такие как каналы Ютуба: Инфоурок,  Школа обществознания и другие, где содержатся видеоуроки по всем темам, а так же небольшие увлекательные видеоматериалы, помогающие детям лучше усвоить и запомнить изучаемый материал. Более того, с помощью таких ресурсов дети могут самостоятельно изучить темы, которые они пропустили или темы, вызвавшие у них определенные сложности.

         Ну и не надо забывать, что на дворе 21-й век. Дети активно пользуются Интернетом. И учителям необходимо активно включаться в этот процесс. На сегодняшний день в Интернете создано несколько очень удобных площадок для работы с детьми. Это онлайн-школа для детей и подростков Skysmart и образовательная платформа Сферум.

         Skysmart проводит уроки для детей и подростков с учетом возраста, интересов и потребностей учеников.  Каждому учителю очень удобно организовать и дистанционное обучение, давать интересные задания, легко их проверять, проводить видеозанятия со своими учениками.  Платформа Сферум предоставляет неограниченные возможности. Там вы можете  проводить видеоуроки, видеоконференции, составлять расписание, делиться учебными материалами, общаться с учениками, собирать задания и даже проводить родительские собрания. На таких платформах дети легко включаются в процесс обучения, получают огромные возможности не только по изучению учебного материала, но и по подготовке к экзаменам и ВПРам, а также  много дополнительных возможностей по развитию своих талантов и способностей.

        

А закончить мне хочется словами поэта Евгения Винокурова,  немного перефразировав:

 

Мне с юности запомнилась строка,

С которой не могу не согласиться:

«Учитель, научи  ученика,

Чтоб было у кого потом учиться!»…

Ответишь им - и поумнел слегка,

Обсудишь – и проблема разрешится.

Учитель, научи  ученика,

Чтоб было у кого потом учиться!...

 


Успешная подготовка обучающихся к

Успешная подготовка обучающихся к

Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с

Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с

Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе, поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему знанию

Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе, поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему знанию

Негласного комитета; в-четвертых, включается познавательный интерес и мотивация

Негласного комитета; в-четвертых, включается познавательный интерес и мотивация

А закончить мне хочется словами поэта

А закончить мне хочется словами поэта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2022