Успешная подготовка обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
по истории и обществознанию
Автор: Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 135 им. А.П.Дмитриева»
На сегодняшний день итоговые испытания по такому предмету, как история, являются самыми сложными для обучающихся. Многие мои коллеги могут не согласится со мной, но это факт. В советский период, когда была мода на историю, и нужно было ответить всего на два вопроса по билету, больших сложностей история не вызывала. Давали название известных событий, и нужно было их описать с фактами, причинами и следствиями. При этом в самих билетах часто указывались и даты событий, что значительно облегчало задачу испытуемого. Ну и, конечно, же предоставлялись исторические карты, которые содержали 60% ответа. Многие нынешние учителя сдавали экзамен по истории именно так, поэтому и считают, что это несложно. Однако исследования показывают, что средний балл ЕГЭ по истории остается довольно низким. В 2015 г. – 53,47; в 2018 г. – 52,7 балла; в 2019 г. – 55,3; в 20121 г. – 54,9 балла. Это данные по России. В то время, как средний балл по русскому языку, например, вырос с 56,5 балла в 2015 г. до 71,4 в 2021 г. Значительно выросли средние показатели и по другим предметам. Однако по истории и обществознанию никак не удается выйти на высокие показатели по сей день. Проблем здесь несколько.
В настоящее время формат итоговых испытаний становится все сложнее и сложнее. Требуется глубокий анализ событий, текстов, карт, исторических памятников. Необходимо учитывать критерии каждого задания. Добавилась потребность в изучении биографий исторических личностей, культуры и искусства. Правила, по которым оценивают работы, достаточно жесткие. При этом интересы обучающихся далеки от предмета, который можно было бы изучать, как захватывающий материал.
Конечно, есть дети, которые с удовольствием смотрят исторические фильмы, ходят в театры, читают книги. Их результаты поражают. Но их процент ничтожно мал. И здесь перед учителем истории встаёт, по истине, невыполнимая задача: подготовить 100% обучающихся к ВПР и итоговой аттестации. Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с КИМами на уроках из-за огромного объёма материала, необходимого для изучения. В связи с этим приходится искать пути и способы дополнительной работы как во время уроков, так и вне их.
Понятно, что для прохождения ВПР или итоговой аттестации общих знаний недостаточно. Обучающимся предстоит работать с тестовыми заданиями, а значит, начинать необходимо именно с них. Прежде всего необходимо понять структуру теста, критерии оценки того или иного задания. В это нам значительно помогает сайт ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), где ежегодно выкладываются демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, а также кодификаторы и спецификации, подробно описывающие структуру теста, темы и критерии оценивания. И подготовку мы начинаем именно с тщательной проработки демоверсии.
В обязательном порядке приобретаются сборники по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ под редакцией Игоря Анатольевича Артасова, являющегося заместителем председателя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ ФИПИ, а также автором многих тренировочных сборников тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Большое доверие вызывают и тренировочные тестовые задания под редакцией Елены Александровны Мельниковой, российского историка-медиевиста, главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН.
С тренировочными сборниками мы работаем во время дополнительных занятий, где непосредственно прорабатывается каждое задание. На дополнительных занятиях каждый ученик может сразу задать интересующие его вопросы, получить консультацию, проработать пошагово вместе с учителем сложные задания. В настоящее время многие отказываются от дополнительных занятий в пользу медийных платформ, коих уже множество. Но не надо забывать, что непосредственное общение учителя и ученика играет важную роль не только в плане предметной подготовки, но и в плане психологической подготовки к итоговым испытаниям. Для многих ребят очень важно непосредственно прийти на занятие, где они слушают друг друга, дополняют ответы, непосредственно участвуют в обсуждении каких-либо проблем. Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе, поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему знанию. Не стоит забывать и о том, что не все ученики могут задать свои вопросы. Кто-то стесняется спросить, а кто-то боится показаться недостаточно умным. Но когда они слышат вопросы других ребят, они внимательно слушают ответы, проникаясь уверенностью в себе, тоже включаются в работу. Надо помнить, что живое общение учителя и ученика было и остается главным фактором успешного обучения.
Отдельные тематические задания из вышеупомянутых сборников, конечно же, активно используются на уроках. Здесь нужно проявлять учительскую смекалку, чтобы грамотно и непринужденно использовать подготовительные задания на разных этапах урока. Так, например, при изучении темы «Начало царствования Александра I» начать урок уместно с задания №5 ОГЭ: Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одно, являлись членами Негласного комитета. Найдите и запишите порядковый номер, чья фамилия выпадает из общего ряда. И далее перечисляются фамилии: 1) В.П.Кочубей 2) Н.Н.Новосильцев 3) М.М. Сперанский 4) П.А.Строганов 5) А.А.Чарторыйский.
Дети еще не знают материал и назвать нужную фамилию не могут. Но мы ставим вопрос несколько по-другому. Мы перечисляем фамилии и говорим, что все они связаны с Александром I. Какие из этих фамилий вам знакомы? Из всех фамилий дети уже слышали фамилию М.М.Сперанского, упоминавшегося не раз и на уроках истории в связи с разными реформами управления, и на уроках обществознания. Поэтому они назовут именно фамилию Сперанского. А далее учитель задает новый вопрос: а в связи с чем упоминалась эта фамилия? Но акцентировать внимание на Сперанском в данном случае не нужно. Детям помогают вспомнить, что Сперанский был сыном священника и добился высокого положения в обществе. А другие фамилии как связаны? Как вы считаете, это представители какого слоя общества? И вот здесь мы добиваемся нескольких целей: во-первых акцентируется внимание на Негласном комитете; во-вторых, включается логическое мышление, поскольку детям необходимо сопоставить эти имена с Александром и сделать вывод, в-третьих, активно запоминаются члены Негласного комитета; в-четвертых, включается познавательный интерес и мотивация. Детям уже интересно знать, если Сперанский не был другом Александра, выходец из низов, то почему он в этом списке? И таким образом мы добиваемся нескольких целей одновременно, прорабатывая в мотивационной части урока задание ОГЭ.
Хороший способ подготовки к ВПР и итоговой аттестации нам предоставила возможность дистанционного обучения. Поскольку в этот период дети выполняют данные им задания, то необходимо включать сюда и задания из тематических сборников. Так обучающиеся лучше усваивают тему и одновременно готовятся к экзаменам. Здесь же важно подключать и интернет-ресурсы, такие как каналы Ютуба: Инфоурок, Школа обществознания и другие, где содержатся видеоуроки по всем темам, а так же небольшие увлекательные видеоматериалы, помогающие детям лучше усвоить и запомнить изучаемый материал. Более того, с помощью таких ресурсов дети могут самостоятельно изучить темы, которые они пропустили или темы, вызвавшие у них определенные сложности.
Ну и не надо забывать, что на дворе 21-й век. Дети активно пользуются Интернетом. И учителям необходимо активно включаться в этот процесс. На сегодняшний день в Интернете создано несколько очень удобных площадок для работы с детьми. Это онлайн-школа для детей и подростков Skysmart и образовательная платформа Сферум.
Skysmart проводит уроки для детей и подростков с учетом возраста, интересов и потребностей учеников. Каждому учителю очень удобно организовать и дистанционное обучение, давать интересные задания, легко их проверять, проводить видеозанятия со своими учениками. Платформа Сферум предоставляет неограниченные возможности. Там вы можете проводить видеоуроки, видеоконференции, составлять расписание, делиться учебными материалами, общаться с учениками, собирать задания и даже проводить родительские собрания. На таких платформах дети легко включаются в процесс обучения, получают огромные возможности не только по изучению учебного материала, но и по подготовке к экзаменам и ВПРам, а также много дополнительных возможностей по развитию своих талантов и способностей.
А закончить мне хочется словами поэта Евгения Винокурова, немного перефразировав:
Мне с юности запомнилась строка,
С которой не могу не согласиться:
«Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!»…
Ответишь им - и поумнел слегка,
Обсудишь – и проблема разрешится.
Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!...
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.