Успешным учеником можно стать!
Если кто-то скажет вам, что учёба – это простое занятие знайте, что этот человек лукавит, как минимум. Конечно, нет чего-то очень сложного в том, чтобы постигать науку в школе. Важно при этом, чтобы учеба беспокоила не только бабушек, дедушек и родителей, но и самих учеников. Успешная учеба вне зависимости от возраста ученика, его уровня знаний и учебного заведения, основывается на трёх главных постулатах.
Эти «три кита», которые отвечают за успешность ученика в учебе – мотивация навыки и планирование. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Если ученик учится неохотно, его знания не самые твердые, но чтобы изменить ситуацию, он ничего не предпринимает, значит, его устраивает текущее положение дел. Пока он сам не осознает и не задумается над тем, как стать успешным учеником, ему ничто не поможет, даже самые прогрессивные методики. Чем объясняется нежелание учиться? Ответ тут только один – лень, а эту лень в свою очередь можно объяснить отсутствием мотивации.
Любое занятие может вызвать раздражение и неприязнь, если смысл его непонятен. Но стоит объяснить ученику, для чего ему нужно хорошо учиться, ситуация коренным образом измениться.
Определив мотивы успешной учебы можно переходить к следующему пункту – планированию. В первую очередь нужно привести в порядок своё рабочее место. Уберите всё, что мешает, что отвлекает и чем вы не планируете пользоваться в ближайшее время с письменного стола. Оставьте только то, чем вы точно будете пользоваться.
Подготовив рабочее место, на листе бумаги запишите то, что вам необходимо подготовить, расположив пункты в порядке убывания сложности. Когда подготовите список запланированных дел, ещё раз его пересмотрите и определите, что из записанного нужно сделать в первую очередь. Переместите эти пункты в начало списка и приступайте к его реализации, начиная с самых сложных и неотложных заданий.
Когда первоочередные задания будут выполнены, сделайте небольшой перерыв: пообщайтесь с родителями или товарищами, выпейте чаю, посмотрите телевизор. После небольшого отдыха приступайте к выполнению остальных пунктов вашего плана.
Здесь особенно важно научиться проявлять твердость характера, не давать себе слабину. Если вы постоянно будете откладывать выполнение собственного плана, устраивать постоянные перерывы, перекусы, просмотры любимых сериалов, игры на компьютере, то велик риск того, что ваши дела не сдвинутся с мертвой точки. Чтобы не допустить этого, поставьте себе временные рамки и старайтесь не выходить за них.
Прежде, чем переходить к следующему заданию, вычеркните выполненное из списка запланированных дел. Это поможет контролировать визуально объём выполненных работ, что станет дополнительной мотивацией.
Мотивация и планирование, несомненно, могут помочь в решении вопроса как стать успешным учеником, но если у вас не будет необходимых навыков, сделать это вам будет крайне сложно.
В первую очередь научитесь не отвлекаться на разные мелочи. Если вы будете ежедневно по нескольку часов говорить по телефону, то вряд ли у вас получиться выполнить хоть один пункт из списка дел.
Больше читайте. При этом не ограничивайтесь лишь произведениями обязательной школьной программы. Это поможет вам развить интеллект, эрудицию, образное мышление, а также связать воедино все полученные знания.
Тренируйте память. Не зубрите, запоминайте информацию осознанно, разобравшись в материале досконально. Для эффективности запоминания используйте мнемонические правила и ассоциации.
Лучший отдых – смена деятельности. Научитесь переключать внимание с одних заданий на другие. Это позволит эффективнее использовать время, не вызывая переутомления.
Запомните, что все трудности, с которыми вы сталкиваетесь на пути, явление временное, поэтому не воспринимайте какие-то свои недостатки как свидетельство собственной неспособности к чему-либо. Никогда не сдавайтесь, идите к поставленной цели, и вы непременно добьётесь успеха!
Памятка «Как стать успешным учеником»
1. Учись беречь свое время. "Сфотографируй" один свой обычный день: на листке бумаги слева запиши каждое даже самое маленькое дело, а справа – проставь потраченное на него время. Вечером же просмотри записи и определи, где и когда было потрачено время зря. Такая "фотография" поможет научиться дорожить временем и разработать рациональный режим дня, но лучше, учитывая неравномерность твоей нагрузки по дням недели, составить его на неделю, чтобы сделать эту нагрузку более равномерной.
2. Укладывайся в отведенное для выполнения домашних заданий время.
На выполнение домашних заданий рекомендуется затрачивать не менее: в 5-8 классах – 2,5 часов, в старших классах – 3,5 часов. Поэтому строго запланируй время начала и окончания приготовления домашних заданий – это поможет тебе не отвлекаться во время их выполнения.
3. Лучшее время для выполнения домашних заданий в период с 15 до 18 часов.
4. До начала выполнения домашних заданий:
1) хорошо проветри рабочее помещение;
2) подготовь рабочее место:
5. В каком порядке следует делать уроки – зависит от твоих особенностей:
• если ты входишь в работу легко и в начале работаешь с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляешься, то начинай приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета;
• если ты втягиваешься в работу медленно, много времени тратишь на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, а усталость появляется не так скоро, то следует начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным;
• если ты вообще с трудом приступаешь к домашним заданиям, если тебя нервирует любая неудача в их выполнении, то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит тебе удовлетворение;
• если тебе не удается решить трудную задачу, отложи ее «на потом», иначе может не хватить времени на приготовление других заданий.
6. Отдых при выполнении домашних заданий. Признаками утомления могут быть: чувствуешь, что стало неудобно сидеть, возникает ощущение покалывания в ногах; глаза повторно возвращаются к одной и той же строке; вдруг начинаешь обращать внимание на посторонние раздражители, которые до этого проходили мимо внимания (звуки, чувство голода и др.)
7. Правильно и эффективно используй возможности своей памяти.
Проследи и сделай вывод о преобладающем у тебя типе памяти, которая может быть:
• моторной(если ты непроизвольно сопровождаешь запоминание информации различными двигательными действиями – записываешь ее, чертишь график или даже просто ходишь),
• зрительной(ты должен обязательно информацию увидеть – в учебнике, на плакате, в облике предмета, лица и т.д.),
• слуховой(через речь, музыку, определенные сигналы), логической (строится на осознании новой информации),
• ассоциативной(ты сравниваешь новую информацию с уже имеющейся и находишь между ними сходства и различия),
• эмоциональной(новая информация вызывает у тебя определенные – положительные или отрицательные – переживания)и т.д.
Определив у себя преобладающий при различных обстоятельствах тип памяти, попытайся создавать для успешного запоминания соответствующие условия.
Для успешного запоминания важно, чтобы ты нашел взаимосвязь нового материала с освоенной ранее информацией или связал его значение с практической значимостью (где и как ты сможешь его использовать).
9. Быстрее включайся в работу.
Это правило особенно важно утром, когда после сна умственная работоспособность очень низка. Ускорить эффективное включение в работу уже с первого урока тебе поможет утренняя гигиеническая гимнастика. Она же поможет тебе оставаться в течение дня бодрым и сохранять высокую работоспособность.
10. Успехи в учебе во многом зависят от твоего здоровья.
Правильно организованный режим, полноценный сон, рациональное питание,
неприятие вредных привычек, благожелательность к окружающим, наличие цели и стремление к ее достижению – формула твоих успехов в обучении.
Тест «Успешный ученик»
1. Преуспевающий ученик – это человек, который
✓ хорошо учится,
✓ везучий, удачливый,
✓ у которого всё получается,
✓ имеет успех в делах,
✓ трудолюбивый
2. Ученик-неудачник – это человек
✓ который плохо учится,
✓ у которого нет друзей,
✓ которому всегда не везёт,
✓ который ничего не может сделать без помощи других,
✓ у которого ничего нет.
3. Если человек не имеет
✓ друзей,
✓ денег
✓ компьютера,
✓ машины,
✓ решительности,
✓ хорошего воспитания, то он не состоялся.
4. Если человек имеет
✓ друзей,
✓ смекалку,
✓ хороших родителей,
✓ силу,
✓ машину,
✓ компьютер,
✓ имеет всё, то он состоялся.
5. Самое главное в жизни -
✓ быть счастливым,
✓ дружить,
✓ быть здоровым,
✓ получить хорошее образование,
✓ многое успеть,
✓ не унывать,
✓ найти свою дорогу, хорошо устроиться,
✓ моя мама,
✓ стать настоящим человеком,
✓ ценить то, что тебя окружает,
✓ совершать добрые поступки.
6. Как Вы считаете, успех это –
✓ долгое стремление к цели с благоприятным исходом,
✓ достижение всего задуманного,
✓ то, что помогает человеку жить,
✓ везение + стремление,
✓ удачный исход событий,
7. Нужен ли успех людям?
✓ Да, т. к. успех даёт стимул продолжать начатое дело
✓ Нет, потому что постоянный успех может человека испортить, он не будет ни к чему особо стремиться, зная, что всё равно у него всё получится.
8. Нужен ли успех тебе?
✓ Да, ведь нужно быть уверенным в своих силах человеком, что невозможно без успеха.
✓ Нет, потому что успех всегда к чему – то обязывает, а я не хочу выделяться среди остальных.
9. От чего зависит успех (выбрать один из вариантов ответа или предложить свой)?
✓ От везения.
✓ От правильно поставленной цели.
10. Какими качествами должен обладать ученик, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учёбе (выбрать 5-6 наиболее значимых)
✓ Дисциплинированный
✓ Умный, сообразительный умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учёбе
✓ Хорошая память
✓ Трудолюбивый, усидчивый
✓ Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач)
✓ Владеет самоконтролем
✓ Умеет планировать работу и выполнять свой план
✓ Любознательный, любит учиться
✓ Всегда нацелен на успех
Памятка родителям, желающим помочь ребёнку в учебной деятельности
1. Признайте за ребёнком право на ошибку. Помните, не ошибается тот, кто ничего не делает.
2. Уважайте мнение и позицию ребёнка.
3. Во время выполнения домашней работы не делайте задания за него, а только помогайте в случае необходимости.
4. Вызывайте у ребёнка потребность объяснить, доказать свой вариант ответа (решения)
5. Даже в шутку не говорите неуважительно об учёбе как деятельности, о школе, об учителях.
6. Подчёркивайте, что учёба – самый сложный вид деятельности, но он под силу Вашему ребёнку. «Тяжело в учении, легко в бою».
7. Принимайте проблемы ребёнка как свои собственные. Помните, в его жизни все переживания самые настоящие: и неудачи, и успехи, и потери и т. д.
8. Занимайтесь вместе с ребёнком исследовательской деятельностью, делитесь с ним знаниями, которыми Вы владеете.
9. Всегда гордитесь и радуетесь успехам ребёнка.
10. Подчёркивайте уверенность ребёнка в перспективе успеха, как результата его усилий и настойчивости.
11. Создайте ребёнку условия, облегчающие учёбу: хорошее питание, щадящий режим дня, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка.
12. Обеспечьте ребёнка справочниками, энциклопедиями, словарями и др.
13. Помните, что оценка не главное в жизни ребёнка, главное – это полученные знания. Думайте о будущем Вашего ребёнка.
14. Не оставляйте без внимания свободное время ребёнка, помогите сделать его полезным и содержательным.
15. Создайте традиции в семье, которые будут стимулировать умственную активность.
16. Любите его независимо от успеваемости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.