Занятие1 на подготовке к школе Устная и письменная речь Предложение, слово, слог, ударение.docx
Занятие 1. Устная и письменная речь. Предложение, слово, слог, ударение. Чтение детьми
знакомых стихотворений. Знакомство со школой (экскурсия).
Целевая установка: учить высказывать своё мнение относительно значимости речи в
жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности
человека;
дать первоначальное представление об устной и письменной речи; учить
практически различать речь устную и речь письменную; ввести в активный словарь детей
словатермины «устная речь», «письменная речь»; дать общее представление о предложении
как группе слов, выражающих законченную мысль; учить различать предложение и слово;
учить различать предложения; ввести в активный словарный запас слово: предложение;
понимать схемы предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к
ним; дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и
значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире
есть великое множество слов; уточнить представления о слоге как части слова, учить
различать слово и слог, развивать речевой слух учащихся, определять количество в слове
слогов, наблюдать над слоговой структурой различных слов, классифицировать слова по
количеству в них слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством в них слогов;
совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; дать представление
детей об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный
слог; определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения
ударения в слове, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова,
ввести в активный словарный запас учащихся словотермин «ударение»; оценивать результаты
деятельности на уроке; развивать монологическую речь на основе воспроизведения наизусть
знакомых детям стихотворений.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать предложения, составлять предложения из набора слов; различать
устную и письменную речь; высказываться о значении языка и речи в жизни людей; отличать
предложение от группы слов; определять знаки препинания; определять количество слов в
предложении, вычленять слова из предложений; различать слово и слог; определять
количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов;
самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов; определять
ударение в слове, находить наиболее рациональные способы нахождения ударения в слове,
различать ударные и безударные слоги;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненного задания; составлять
предложение из набора слов, небольшие предложения по рисунку, на заданную тему и заданной
схеме; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; сравнивать схемы
предложений, соотносить схему и предложение; наблюдать над слоговой структурой
различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов; наблюдать
изменение значения слова в зависимости от постановки ударения.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная
компетентность):
познавательные оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные
понятия с примерами из реальной жизни; обобщают собственное представление;
коммуникативные умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое
общение;
регулятивные организовывают свое рабочее место под руководством учителя. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов
учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; формирование личностного смысла учения; овладение начальными
навыками адаптации.
Слайд 2. Правильная осанка. Правила поведения.
Слайд 3. Отгадай тему занятия. Выдели буквы в названиях картинок. В названии
1ой картинки выдели 1ую букву,
2ой картинки 2ую букву,
3ей картинки – 3ю букву.
Как вы думаете, что такое речь?
А какая бывает речь?
Слайд 4. Устная и письменная речь.
Слайд 5. В далекие времена люди передавали вести звуком трубы, дробью барабана, дымом
и огнем костра, цветом.
Слайд 6. Как сейчас передают вести? Откуда мы получаем новости?
Слайд 7. Как вы думаете, какую речь называют устной?
В старину рот называли уста. Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.
Устная речь – это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.
Слайд 8. Как вы думаете, какую речь называют письменной?
Письменная речь это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие
знаки. Письменная речь – речь, которую мы видим и пишем.
Слайд 9. Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками.
Как вы думаете, где сейчас можно увидеть такое письмо (письмо рисунками)? к след. сл.
Слайд 10. (На дорожных знаках). Для чего нужны дорожные знаки?
Слайд 11. Шло время, люди придумали знаки, которыми они пользуется и сейчас.
В древней Руси писали на берёсте – берёзовой коре. Бумаги тогда ещё не было. Буквы
царапали острой железной палочкой. Она называлась писало.
В разных странах свой язык и соответственно свой алфавит, свои буквы.
Здесь написаны слова на березовой коре, слово «зима» пояпонски, по английски и по
русски.
Слайд 12. - Какая речь появилась раньше (устная или письменная)?
Кто на рисунках пользуется письменной речью, кто устной? Для чего?
А зачем человеку нужна речь? Зачем нужна устная речь? А письменная? Слайд 13. Вывод. Устная речь это речь, которую мы слышим или произносим.
Слайд 14. Слово устная образовалось от древнерусского слова «уста». Устная речь – это
любая звучащая речь.
Слайд 15. Письменная речь речь, которую мы читаем или пишем.
Слайд 16. Для письма используют буквы или другие письменные знаки.
Слайд 17. Приведите примеры устной речи.
Слайд 18. Приведите примеры письменной речи.
Слайд 19. А что сейчас мы видим на слайде?
– Кто знает, что это за знаки, для чего они нужны?
Где можно их встретить?
Слайд 20. Как вы думаете, что такое предложение?
Слайд 21. То, что мы видим на слайде предложения?
Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
Составьте предложения из этих слов.
Можно сделать вывод: не каждая группа слов составляет предложение (слова в
предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
Слайд 22. Предложение можно обозначить с помощью схемы.
Придумайте предложение по картинке с помощью схемы.
Слайд 23. Составьте предложения по схеме с помощью изображения.
Слайд 24. Что нового о предложении вы узнали?
Какие бывают предложения?
Слайд 25. Моё настроение
Слайд 26. Назовите, что вы видите на картинках.
Что вы сейчас назвали?
Слайд 27. – А что сейчас мы видим на слайде? слева? справа?
Слайд 28. Слово, слог, ударение.
Слайд 29 – 30 31. Разделение слов на слоги.
Давайте позовем: маму, Иру, Ирину. Какой вывод сделаем? На сколько частей распалось каждое слово?
Слайд 32. Слова при произношении делятся на части – слоги.
Слайд 33. Пропойте свои имена по слогам.
Сколько может быть слогов в слове?
Слайд 34 – 35 36. Подберите слова к картинкам по схемам.
Слайд 37. Один слог в слове произносится с большей силой голоса. Этот слог – ударный. В
слове бывает только один ударный слог.
Слайд 38. Понаблюдайте за ударением в последнем слове.
Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.
Собака сидела у ворот.
У рубахи оторван ворот.
Какой можно сделать вывод?
Слайд 39. Теперь я знаю, что...
Слайд 40. Чтение стихотворений наизусть
Экскурсия по школе.
Устная и письменная речь Предложение, слово, слог, ударение
Устная и письменная речь Предложение, слово, слог, ударение
Устная и письменная речь Предложение, слово, слог, ударение
Устная и письменная речь Предложение, слово, слог, ударение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.