Государственное учреждение образования
«Горбовичская средняя школа»
Устный журнал
«Моя Родина - Беларусь»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Климова Марина Владимировна
Горбовичи, 2022
Тема: Устный журнал «Моя Родина - Беларусь»
Цель: расширение знаний учащихся о своей стране, её символах и достопримечательностях; воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- углублять знания обучающихся о Родине;
- развивать потребность в знаниях о Родине;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывать чувство любви к родной стране, уважения и гордости за свой народ, его язык, историю и культуру.
Оборудование: глобус, географическая карта, учебное пособие «Беларусь – наша Родина: подарок Президента РБ А. Г. Лукашенки первокласснику», изображения Ефросиньи Полоцкой, Франциск Скорины, Янки Купалы, изображения достопримечательностей РБ, животных и растений; карточки с заданиями.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели учебного занятия.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам устного журнала «Моя Родина - Беларусь». В гостях у нас птица мудрости. Какую птицу называют «птицей мудрости»? (Сова.)
- При рождении вам родители дали имена: Егор, Илона … . Наше государство вам также дало имя, которое с вами «всегда, везде и всюду». Это имя «гражданин».
- Что обозначает имя «гражданин»? (Человек, который принадлежит к постоянному населению определённого государства.)
- Мы носим имя «гражданин Республики Беларусь». На нашем уроке вы своими знаниями докажите, что достойны носить это имя.
Страница1 «Наша Родина – Беларусь».
- На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.
- Какое имя у этой страны? (Ответы детей.)
- Это Беларусь – имя нашей родины, где мы родились, живём, учимся.
- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.)
Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)
- Как называются эти части? (Области.)
- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Дети называют.)
- Какой город главный среди городов? (Минск.)
- Как его можно назвать ещё? (Столица.)
- Откройте книги, которые лежат у вас на парте на с.8,9, и проведите
пальчиком по контуру территории Беларуси. (Обучающиеся работают по учебному пособию «Беларусь – наша Родина: подарок Президента РБ А. Г. Лукашенки первокласснику.)
- Поднимите глазки на доску и посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)
- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы ребят.)
- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)
Игра «Карта Беларуси». Работа в группах.
- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас задание. Она хочет проверить, умеете ли вы работать дружно и знаете ли вы города нашей страны. Перед вами листочки. Что на них изображено? (Карта РБ; на маленьких листочках записаны названия областных городов.)
- Распределите города и приклейте в соответствующие области на карте.
Взаимопроверка групп.
Страница 2 «Символы Республики Беларусь».
- Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.
Легенда.
Родились у матери три сына. Говорит она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата наша земля». А потом дает сыну красную звездочку. «Береги её, - говорит мать, - и смотри, чтобы никогда-никогда не погасла звездочка, потому что с нею в сердце боролся наш народ за свободную жизнь, за солнечное небо».
«Ты, сынок, - говорит мать второму, - носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.
“А ты, сынок, птенец мой голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.
Задумалась мать: а какие имена дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь называться Флагом, а ты сынок, третий, - Гимном”. Так и живут у матери три сына:Герб, Флаг, Гимн.
Государственный флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.
Ø Беседа о государственном гербе РБ
Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.
- Рассмотрим государственный герб РБ.( Работа по книге с.4-6) Расскажите, что вы видите. Представьте, что вы смотрите в подзорную трубу. Называйте «Я вижу…»:
· Я вижу колосья.
· Я вижу красную звезду.
· Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.
· Я вижу красные цветки клевера.
· Я нашёл голубые цветки льна.
· В середине находится земной шар.
· Я вижу лучи солнца.
· Внизу красно-зелёная лента.
· Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.
- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.
Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.
Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.
В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.
Земля и Солнце – знак жизни.
Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы детей.) Да, во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.
Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.
Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.
Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”
- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, несмотря на герб РБ, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?
- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)
- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)
- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?
- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)
- По сколько колосьев с каждой стороны?
Ученик:
Излучает он чудесный свет.
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких, выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.
Ø Беседа о государственном флаге РБ
- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)
Ученик: Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.
- В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.
- Посмотрите на флаги, которые лежат у вас на парте. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)
- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и
независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.
- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)
- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.
Белый цвет – цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.
- Что ещё можно увидеть на флаге РБ?
- Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь – красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.
- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Ø Беседа о государственном гимне РБ.
Учитель. Символом любого государства также является и гимн – торжественная песня.
Ученик. Слово “гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.
Мелодию гимна нашей страны сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.
Ученик.
В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством
Гордо эту песню пой!
Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.
- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)
- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)
- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.
Страница 3 “Растительный и животный мир Республики Беларуси”. Работа по книге с.10-15
- Ребята, Мудрая Сова предлагает вам следущее задание. - Нашу Беларусь называют синеокой. Как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей.) - В Беларуси много рек и озёр, которые нужно беречь. Озеро Нарочь – самое большое, чистое и красивое озеро нашей страны. Очень красивые Браславские озёра, озеро Свитязь.
- Рассмотрите картинки на доске. Назовите животных, которые населяют леса нашей страны. (Ответы детей.)
- Назовите деревья, которые растут в лесах и парках нашей страны. (Ответы детей.)
· Игра “Да или нет?”
- Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси, то вы хлопайте, если не произрастают и не проживают, то тихонько топайте ногами.
Сосна, можжевельник, бамбук, тополь, ива, ландыш, королёк, папоротник, рысь, сова, лебедь, страус, крокодил, бегемот, медведь, купальница, барсук, ветреница, змееяд, пустельга, орлан. (Показ незнакомых детям животных и растений.)
- В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща. Там живут очень редкие животные – зубры. Посмотрите на картинки, на которых изображены животные.
Что у них общее? (Эти животные занесены в Красную книгу РБ: чёрный аист, дикий кабан, косуля, норка, куница.)
Страница 4 “Великие люди нашей страны”. Работа по книге с.30-33,38
- В нашей стране родились и жили люди, известные всему миру. Посмотрите на изображение на доске. Это известная просветительница Ефросинья Полоцкая. Она много помогала людям. Ей основаны школы, библиотеки, монастыри и мастерские, в которых переписывались книги. За её деньги в Полоцке было построено две церкви. Добрые дела Ефросиньи Полоцкой помнят и в наши дни.
Раньше книги не печатались, а переписывались вручную. На это тратилось много времени и книги были дорогие. Кто из белорусов первым напечатал книгу на белорусском языке?
(Франциск Скорина.)
- Пётр Климук – первый белорус, который полетел в космос.
В современной Беларуси очень много талантливой молодёжи. Ученики участвуют в различных республиканских и международных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Наше государство поддерживает таких детей. Существует Специальный фонд Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи. Я надеюсь, что и вы будете участвовать в таких мероприятиях и вами будет гордиться наша родина.
Страница 5 “Промышленность Беларуси”. Работа по книге с.42-45
- Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой.
Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны. (В Веносуэлле, России, Китае, Украине и др.)
Какую продукцию выпускают фабрики, заводы нашей страны? (Тракторы “Беларусь”,самосвалы, комбайны “Белаз”, МАЗ-автобусы, трамваи, троллейбусы, телевизоры “Горизонт”, холодильники “Атлант”, одежда “Элема”, сладости “Комунарка”, “Спартак”, велосипеды “Мотовел”, часы “Луч”.)
Для того, чтобы получились хорошие тракторы, холодильники, часы, телевизоры, нужно много и добросовестно работать.
Загадки.
- Отгадайте загадки и узнаете продукцию белорусских предприятий.
Они стоят,
Они идут,
Они спешат,
И отстают,
И говорят
За шагом шаг
То “тик”, то “так”,
То “тик”, то “так”,
Хотя ни языка, ни ног
Найти бы ты у них не смог.
Они нужны не для красы –
Диктуют время нам…
(Часы.)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодище.
(Холодильник.)
Чудо-ящик –
В нём окно.
В том окошечке –
Кино.
(Телевизор.)
Что за чудо – синий дом!
И детишек много в нём.
Носит обувь из резины.
И питается бензином!
Дом по улице идёт,
На рботу всех везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комбайн.)
Два сонца, два круга
Догоняют друг друга.
А я – наверху,
Согнулся в дугу.
Согнулся в дугу –
Сижу и бегу.
(Велосипед.)
На водопой не хожу,
Овса не прошу,
Коли хочешь, попашу,
Коли хочешь, помолчу.
(Трактор.)
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус.)
Страница 6 “Паэтычная старонка”.
Без маці Беларусі,
Без беларускай мовы
Вы будзеце сіротамі,
Расціце беларусамі,
Расціце беларускімі.
(Р. Барадулін.)
ТВАЯ БЕЛАРУСЬ
Мяжуе с Польшчай,
Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой,
Твой родны край, твая
Айчына –
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла –
Бе-ла-русь.
Я – беларус маленькі,
Спяшаюся са школы.
Як і бацькі сумленны,
Руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі
З блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей
Жыла мая Радзіма.
Я дзяўчынка-беларуска
З васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма.
Учитель. Сегодня мы говорили о своей Родине – Беларуси, о её символах и достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас созданы хорошие условия для учебы и отдыха. У вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя – белорус.
- Продолжите фразу “Я горжусь своей Родиной, потому что …”.
Песня «Усе мы родам з дзяцінства”.
Учитель. Ребята, Мудрая Сова прощается с вами и желает вам отличной учёбы. Пусть счастливой будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.