Урок русского языка в 8 классе
Тема: Контрольный словарный диктант.
Уточняющие члены предложения
Цели урока: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; научить отделять уточняющие члены предложения запятыми; научить конструировать предложения с уточняющими членами; активизировать познавательную деятельность учащихся; стимулировать и развивать мыслительные процессы; развивать память, внимание, быстроту реакции; воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
Написание контрольного словарного диктанта.
1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. 2) Всё кипит, всё бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. 5) Всё: лицо, походка, взгляд, голос — всё вдруг изменилось в ней. 6) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес. 7) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня.
Работа по теме урока.
1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».
Что такое обособление? (Обособить — отделить особо,выделить, выгородить, исключить из общего.
Обособление — интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения.
Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены
Как выражается обособление на письме? В устной речи? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).
В каком случае обособляются определения, приложения?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению, имеют дополнительное обстоятельственное значение, относятся к имени собственному)
Каковы правила обособления обстоятельств? (В русском языке есть случаи обязательного обособления обстоятельств –это обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)
- Что такое определяемое слово, как его обозначаем? (определяемое слово, то к которому относится обособленный член предложения)
- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.
В рабочем листе учеников даны семь предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания.
1.Ваза,стоявшая на столе, поразила меня.
2.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, пели жаворонки.
3.Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.
4.Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце.
5.Безмерно влюбленный в небо, он остался верен ему.
6.Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.
7.Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
Один из учеников делает синтаксический разбор второго предложения (устно). Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: Жаворонки –подлежащее, пели – сказуемое. Предложение простое двусоставное. В предложении есть второстепенные члены. Пели где? Под облаками – поэтому оно распространенное. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»
На доске написаны предложения:
а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)
б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)
в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)
Учащиеся приводят свои примеры уточнения.
а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где, когда, когда именно) Я у аптеки, а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте, в тот же час.
б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную ценность. Золотая, с желтыми листьями, осень землю украшает.
в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.
Вопросы: Какие члены предложения называются уточняющими?
Как выделяются в устной речи? В письменной?
Работа с теоретическим материалом учебника. Составление таблицы «Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения»
Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов
Уточняющие обстоятельства места |
Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу. |
Уточняющие обстоятельства времени |
Далеко, в лесу, раздавались удары топора. |
Уточняющие обстоятельства образа действия |
Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары. |
Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста. |
Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
Уточняющие приложения с союзом или (= то есть) |
Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. |
Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д) |
Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза. |
6.Закрепление материала.
Выборочное (осложненное ) списывание.
Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.
А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.
2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.
2.Сегодня,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.
В. 1.Нутрия,или водяная крыса,ценит(т,ть )ся своим мехом.
2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.
Г. 1.Я ничего не слышал,кроме шума листьев.
2.На севере,слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.
После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям:
2 предложения - «3»
3 предложения - «4»
4 предложения - «5»
Лексическая работа. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.
-Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
-Учитель зачитывает правильное толкование слов.
Хутор: 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.
2)На Украине, Кубани — небольшой крестьянский поселок.
Камелек: Небольшой камин или очаг для обогревания.
Белесый: Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак,, например, красноватый, грустноватый ).
4.Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
5.Составить схемы предложений с уточняющими членами. (Аудирование)
Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.
Затем схемы предложений записываются на доске.
Проверка:
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.