Цели:
- расширять знания о богатстве устного народного творчества;
- развивать читательский интерес;
- приобщать детей к чтению;
- прививать любовь к литературе.
Задачи:
- расширять кругозор детей об истории сказок;
- совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Оборудование: слайды, выставка книжек-малышек (изготовили дети)
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово.
Сказки – это многовековая энциклопедия народной жизни, но энциклопедия живая, занимательная.
Сегодня мы с вами побываем в прекрасной стране –
Стране сказок, чудес и волшебства.
И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые. Горы – самые высокие, терема – самые расписные. Птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
2. Но чтобы в неё попасть, нужно пройти испытание – разгадать сказочный кроссворд. (Цвет чёрный – по горизонтали, красный – по вертикали.)
1. Яблоки, дарящие молодость. (Молодильные.)
2. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей. (Берендей.)
3. «Скачет… по ельничку, скачет… по березничку. С дерева на
дерево поскакивает да пощёлкивает». (Морозко.)
4. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным
прекрасная девушка. (Лягушка.)
5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри. (Палица.)
6. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея. (Кожемяка.)
7. Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын. (Смородина.)
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках. (Дуб.)
9. Одно из имён Василисы. (Премудрая.)
10. Кот в русских народных сказках. (Баюн.)
Праздник проводится в зале. Ребята сидят за столиками. Всего 4 столика по 5 человек в команде и в каждой - по три художника. Звучит музыка Бетховена.
3. Испытание выдержали успешно.
Кот-баюн – сказка (обращается внимание на художественное чтение текста
мастерами
слова).
Итак, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! А
я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. И
начнем мы наш праздник с разминки.
Разминка
Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Ведущий подходит к каждому столику, ребята отвечают хором.
В сказке — лошадь непростая:
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек,
Удивительный конек,
По прозванью... (Горбунок)
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)
Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила.
Чай пила, жевала сдобу
И жила бы так до гроба!
К сожаленью, у особы
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко...
Верно, это тетя... (Кошка)
В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (Крокодил)
Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник... (Бармалей)
Я ведерка не брала, за водой я не пошла,
Я боялась чердака, и мышей, и паука.
А как встретилась я с мишкой,
Перестала быть трусишкой.
Про меня есть даже книжка,
А зовут меня... (Аришка)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор... (Айболит)
Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (Крокодил)
Его хозяин — мальчик Робин,
Его приятель — Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок... (Винни-Пух)
Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка)
5. Инсценировка сказки учащимися 5 –В
класса.
6. Видеосказка «Серебряное копытце». (Задание группам – написать
эссе. Художники рисуют любимого героя сказки.)
7. Игра со зрителями (по сказкам
Пушкина).
1. С какими словами
царица обращается к волшебному зеркальцу?
2. Что молвила третья царица?
3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (на острове Буяне).
4. В какой сказке работник принёс своему хозяину оброк, обманув чертей?
6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?
7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане…»?
8. Под каким древом жила белка? (под елью).
9. В кого влюбился царь Дадон? (в Шамаханскую царицу).
10. Сколько богатырей выходило из вод? (33). 8.
Настало время сказочной викторины. Вам
предлагается ответить на два вопроса: о какой сказке идет речь и кто автор этой
сказки.
Столяр Джузеппе - Синий нос Полено как-то в дом принес Он начал ножку мастерить Для кресла или стула. Полено стало говорить И в нос его щипнуло. («Буратино», А. Н. Толстой)
|
Фруктово-огородная страна, —
В одной из книжек детских есть она,
А в ней герой — мальчишка неплохой,
Он храбрый, справедливый, озорной. («Чиполлино», Дж. Родари)
Собрались на именины гости:
Много и больших и малышей.
Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,
Жуткий и коварнейший злодей.
Да, злодей умел ужасно злиться,
Он хозяйку чуть не погубил.
Прилетел тогда бесстрашный рыцарь
И злодею голову срубил! («Муха-Цокотуха», К.
Чуковский)
Кто-то пасть свою открыл.
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело все вокруг,
Ой, какой везде испуг! («Краденое солнце», К.
Чуковский)
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. («Золушка», Ш. Перро)
Сейчас потолкуем о книжке другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старуха заставит —
Старик выйдет к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит. («Сказка о рыбаке и рыбке», А.
Пушкин)
Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы
действительно любите и знаете сказки.
Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И
все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру «Узнай
сказку по отрывку». Тот, кто знает, отвечает и оценку получает!
Слушайте внимательно!
Петушок-петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Петушок-Золотой
гребешок»)
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.
(«Три медведя»)
Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.
(«Снегурочка»)
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего —
надо идти домой. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом
себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец,
играет серебряными яблочками. («Гуси-лебеди»)
А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок. («Маша и медведь»)
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя —
Двуглазка, а младшая — Триглазка. («Хаврошечка»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»)
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке
ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался «с носом». («Лиса и Журавль»)
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели и печь сама
пошла по улице, по дороге прямо к царю. («По щучьему
веленью»)
Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем
у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что
зимой в проруби белье полощут, и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает,
колом стоит, а делать нечего, работают бедные
люди. («Мороз Иванович»)
Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс
переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А
вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного
моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в
стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь! Тот,
кто ответит правильно, получит специальный приз — Яблоко Знаний!
9. Защита эссе.
10. Конкурс переводчиков
Старушка имела животное булыжного цвета с рогами.
(Жил-был у бабушки серенький козлик...)
Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек.
(Жили у бабуси два веселых гуся...)
Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со
стеклом.
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком...)
В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое.
(В траве сидел кузнечик...)
11. Задание командам – инсценирование сказки (даётся текст для подготовки). а) «Правда и Кривда»; б) «Журавль и Цапля»; с) «Мудрые ответы»; д) «Берёза и три сокола».
Ведущий: Какие вы молодцы, ребята! И знающие, и
артистичные, одним словом — талантливые! А мне бы хотелось узнать: дружные ли
вы?
12. Кроссворд «Праздник»
1. Из какой сказки взяты эти строки: «Горшочек был увешан бубенцами, а когда в
нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: „Ах, мой милый
Августин! Все прошло, прошло, прошло!" Но только самое занятное в горшочке
то, что если подержать над ним в пару палец — сейчас можно узнать, что у кого
готовится в городе».
(«Свинопас», X. К. Андерсен)
2. Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?
(Герда)
3. Из какой сказки взяты эти строчки?
Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы. («Бармалей»,
К. Чуковский)
4. Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?
(Золушка)
5. Из какой сказки следующие строчки: «Это и точно был тюльпан, только в самой
чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная
и хорошенькая...»?
(«Дюймовочка», X. К. Андерсен)
6. В какой сказке были такие приключения у солдата?
«Открывает солдат первую дверь. В комнате сидит собака, глаза с чайные чашечки,
таращится на солдата.
— Хороша, красотка! — сказал солдат, посадил собаку на ведьмин передник, набрал
медяков, сколько влезло в карманы, закрыл сундук, водворил собаку на место и
пошел в другую комнату». («Огниво»,
X. К. Андерсен)
7, Из какой это сказки?
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед.
(«Тараканище», К. Чуковский)
8. Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке
и рыбке», «Сказку о золотом петушке»? (А. Пушкин) 13. Цветочная
поляна.
Какая бы погода ни стояла у нас во
дворе, в сказочной стране вечное лето. Как приятно жарким летним днём отдохнуть
на лесной полянке: птички поют, букашки суетятся, кругом травка-муравка
зеленеет и …цветов видимо-невидимо! Давайте присядем на полянке и поговорим.
Разговор, конечно, пойдёт о цветах.
1. Рождение известной сказочной героини связано с цветком. Вот как она появилась на свет: «И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. В самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего с дюйм ростом. Её так и прозвали…». Уточнить название цветка. (Тюльпан. Дюймовочка из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена. 2. Всем известна сказка о том, как купец по просьбе меньшой дочки искал цветочек, «какого нет краше на белом свете», нашёл его в диковинном саду у чудища ужасного и сорвал, чем «очень разгневал последнего». Давайте вместе вспомним эпизод, когда купеческая дочка очутилась во дворце зверя лесного. «Захотелосьей осмотреть весь дворец… Взяда она из кувшина золочёного любимый цветочек…, сошла она в зелёны сады… и нашла она то место высокое, пригорок мурвчатый, на котором сорвал честной купец цветочек… И вынула она тот…цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на прежнее место; но …»- произошло «чудо чудное, диво дивное». Какое же? «…сам он вылетел из рук и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего». Что это за цветок? Кто автор сказки? С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек!» 3. Героиня одной чудесной сказки оказалась в столице «кукольного царства», которая поразила её своим великолепием. Крыши причудливых строений «осеняли искусно сплетённые венки», а башни увивали цветочные гирлянды. Громкий крик восторга вырвался у девочки, когда она увидела перед собой Марципановый замок: «Там и сям по стенам были рассыпаны роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев… Вдруг тихо зазвучала очень приятная нежная музыка…» (Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».) В каких сказках описаны такие чудеса? (Э.Т.А.Гофман. «Щелкунчик».) 4. Героиня одной известной сказ посылает героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный Цветок…я видела, как люди суют сюда сухую ветку, и на её конце расцветает Красный Цветок». Какой же «цветок» «растёт перед хижинами в сумерки»? Удалось ли герою добыть его? Красный Цветок велела Маугли добыть Багира. Об этом рассказывается в знаменитой «Книге джунглей» Р.Киплинга. Цветком герои называли огонь. 14. Ведущий: Спасибо за ответы! Предлагается очередная викторина, но не простая, а музыкальная. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.
15. Музыкальная викторина
Включается магнитофонная запись.
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу, все лежу
И на солнышко гляжу! («Как львенок и
черепаха пели песню»)
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с
улыбки. («Крошка Енот»)
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он
был.
(«Незнайка»)
Я играю на
гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в
году.
(« Чебурашка»)
Я водяной. Я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки
Пиявки да лягушки!
Эх, жизнь моя жестянка...
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать
охота!
(«Летучий корабль»)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
(«Бременские музыканты»),
16. Инсценирование сказок.
17. Защита работ художников.
18. Ведущая: Вот это да! Оказывается, вы,
ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Интересно
видеть героев сказки не только на экране, но и на нашем празднике.
Что за прелесть эти сказки! Сегодняшний праздник — это чудо, которое вы
сотворили своими руками. Прошу всех артистов встать. Ребята, давайте еще раз поблагодарим
аплодисментами всех героев нашего праздника!
А какой праздник без сюрпризов? Где моя волшебная палочка? (Паж подает
волшебную палочку.) Внимание!
Фея-ведущая взмахивает палочкой, и... Паж несет огромную коробку с
подарками для всех участников праздника.
Хорошо бы, сказки жили,
С нами вечно чтоб дружили,
Всех девчонок и мальчишек
Лишь хорошему учили.
Ещё много есть сказок на свете. Не ленитесь, читайте книги, погружайтесь в мир сказок разных народов и писателей-сказочников. Они обогатят вас не только знаниями, но и доброй душой. Это ещё важней.
Писателей-сказочников называют волшебниками. Волшебники приходят к нам из разных стран. Они приходят, чтобы помочь нам не заблудиться на долгом пути, чтоб с детства мы умели отличать добро от зла. Дружите с книгой, чаще ходите в библиотеку.
До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.