Формирование УУД на различных этапах урока математики на основе ТДМ
Подготовила учитель начальных классов
ГБОШИ РФМЛИ
Чувилкина Елена Юрьевна
Г.Владикавказ
Универсальные учебные действия (УУД)
УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные УУД
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
Общеучебные универсальные действия:
Познавательные Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУДПостановка и решение проблем
формулирование проблемы;
поиск информации
структурирование информации
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Мотивация к учебной деятельности
Девиз:
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
На доске эталоны деления с остатком и устного деления по частям.
- Чтобы узнать новое, необходимо повторить то из изученного материала, что поможет вам при открытии нового знания.
Работа в парах.-Выполните деление с остатком и сделайте проверку: 23:4 =- Разбейте число 536 на части, кратные 4, выполните деление по частям:
Проверка правильности проводится фронтально.
23:4 = 5 (ост. 3)
536:4 = (400+120+16):4 = 400:4+120:4+16:4 = 100+30+4 = 134
Всегда ли удобно делить много значение числа по частям?
- Попробуйте разделить 63216 на 6.
Пробное действие.
Попробуй найти частное 536 : 4, используя деление углом
536 4
Кто не справился? У кого нет ответа?
- Какое затруднение у вас возникло? Что вы пока не знаете? (не можем выполнить деление углом)
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель вы перед собой поставите? (открыть способ деления многозначного числа на однозначное углом)
- Сформулируйте тему урока. (Деление многозначного числа на однозначное углом.)
Вам поможет образец выполнения деления углом и шаги для построения алгоритма.
На доске даётся образец выполнения пробного действия.
Что вы должны сделать? (проанализировать образец, сравнить с ответом, составить алгоритм, сделать вывод)
- Получился план работы.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Реализация построенного проекта
Итак, необходимо проанализировать образец. Сначала сравните ответ. Что вы заметили? (ответ совпадает)
Рассмотрите запись столбик. В какой последовательности велись вычисления, какие разрядные единицы делили сначала, какие потом? (сначала делили сотни, потом десятки, затем единицы)
Теперь смоделируем новый алгоритм.
Моделируется алгоритм и фиксируется на доске.
Запишите выражение пробного действия в тетради с комментированием по алгоритму.
Сможете ли вы решать по алгоритму аналогичные примеры? (да)
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Регулятивные:
волевая саморегуляция;
познавательная инициатива.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
достижение договорённостей и согласование общего решения;
разрешение конфликтов на основе учёта интересов всех участников;
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Первичное закрепление во внешней речи
Теперь необходимо научиться применять новое знание, новый алгоритм.
Для первичного закрепления у доски решается один пример с комментированием. Затем в парах решается ещё два примера, также с комментированием.
Проверка проводится поэтапно, сначала по образцу в учебнике, далее, по необходимости, по подробному образцу.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Познавательные:
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Теперь, чтобы проверить себя, необходимо поработать самостоятельно.
Дети решают один пример с самопроверкой по подробному образцу.
_7`92 6
6 132
_ 1 9
1 8
_ 12
12
0
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе учащимся предлагаются уравнения и задачи, для решения которых необходимо применить новое знание. Задания могут выполнять индивидуально или в парах.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Коммуникативные:
Рефлексия деятельности на уроках.
Какую цель вы ставили на уроке? (открыть способ деления многозначного числа на однозначное углом)
Вы достигли поставленной цели? (да)
Что вам помогает при делении? (алгоритм, который мы составили)
Оцените свою работу на уроке.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.