Универсальные учебные действия (УУД)
УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные УУД
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУДПостановка и решение проблем
формулирование проблемы;
поиск информации
структурирование информации
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
- мотивационная основа учебной деятельности;
смыслообразование;
эмпатия.
Познавательные:
анализ, сравнение;
использование знаково-символических средств;
построение логической цепи рассуждений;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
Регулятивные:
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Вам поможет образец выполнения деления углом и шаги для построения алгоритма.
На доске даётся образец выполнения пробного действия.
Что вы должны сделать? (проанализировать образец, сравнить с ответом, составить алгоритм, сделать вывод)
- Получился план работы.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
самоопределение;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
Познавательные:
постановка познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
построение речевых высказываний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные:
познавательная инициатива;
планирование, прогнозирование.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
разрешение конфликтов;
формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
понимание относительности мнений и подходов для решения проблем;
адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Реализация построенного проекта
Итак, необходимо проанализировать образец. Сначала сравните ответ. Что вы заметили? (ответ совпадает)
Рассмотрите запись столбик. В какой последовательности велись вычисления, какие разрядные единицы делили сначала, какие потом? (сначала делили сотни, потом десятки, затем единицы)
Теперь смоделируем новый алгоритм.
Моделируется алгоритм и фиксируется на доске.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
выдвижение гипотез и их обоснование;
использование знаково-символических средств;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные:
волевая саморегуляция;
познавательная инициатива.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
достижение договорённостей и согласование общего решения;
разрешение конфликтов на основе учёта интересов всех участников;
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Первичное закрепление во внешней речи
Теперь необходимо научиться применять новое знание, новый алгоритм.
Для первичного закрепления у доски решается один пример с комментированием. Затем в парах решается ещё два примера, также с комментированием.
Проверка проводится поэтапно, сначала по образцу в учебнике, далее, по необходимости, по подробному образцу.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Познавательные:
подведение под понятие;
использование общих приёмов решения задач;
использование знаково-символических средств;
самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
построение речевых высказываний;
выведение следствий.
Регулятивные:
контроль;
коррекция;
волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.
Познавательные:
анализ, сравнение, классификация;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия;
выделение и формулирование проблемы;
постановка познавательной цели;
подведение под понятие.
Регулятивные:
самостоятельный учёт выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;
волевая саморегуляция;
познавательная инициатива;
осуществление самоконтроля по результату и способу действия;
самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Коммуникативные:
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, классификация;
поиск и выделение необходимой информации;
моделирование, преобразование модели;
умение структурировать знания;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
использование знаково-символических средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
использование общих приёмов решения задач;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие;
выведение следствий;
доказательство.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
постановка вопросов;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
управление поведением партнёра.
На данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные:
внутренняя позиция школьника;
самооценка на основе критерия успешности;
эмпатия.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения;
планирование учебного сотрудничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.