Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат»
Беседа
«В этом мире все равны».
Ответственный: Вэнго М.В.
с. Сеяха,2017г
Цель: Формирование представления о толерантности, воспитание терпимости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.
Задачи:
1. Изучить с учащимися терминологию толерантной личности.
2. Развивать способность адекватно и полно высказывать свои мысли на определенную тематику.
3. Формировать у учеников терпимость по отношению к другим людям, воспитывать уважение к иным взглядам, культурам, традициям, обычаям.
Ход занятия.
I. Воспитатель начинает беседу с прочтения строк:
«Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвёте его на части,
Словно он вам уже и не брат...
Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд, И кто делает яд».
Ребята! Пусть эти строки будут сегодня эпиграфом к беседе толерантности. Их автор – Борис Заходер.
Сейчас мы понимаем смысл этого слова, но совсем недавно оно было для нас новым, непонятным, непривычным…
В русском языке термин «толерантность» (в медицине и гуманитарных науках) означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор.
Толерантность - это доброе и уважительное отношение к (ученики предлагают разные варианты):
•Людям другой национальности, вероисповедания;
•Сверстникам
•Другой культуре;
•Иным политическим взглядам;
•Иному мнению;
•Людям-инвалидам.
Существует несколько понятий толерантности:
•Принятие другого таким, какой он есть;
•Терпимость к другим верованиям, поведению;
•Уважение человеческого достоинства;
•Уважение прав других;
•Признание равенства других;
•Уважение права быть другим;
•Сотрудничество, дух партнёрства;
•Признание многообразия;
•Способность поставить себя на место другого;
•Готовность мириться с чужим мнением;
•Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность - готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность. В персидском языке - выносливость, готовность к примирению. В русском - существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других).
Вопросы для беседы с учащимися:
1. А что такое «толерантность» по-вашему?
2. Важна ли толерантность в современном обществе?
3. В каких сферах нашей жизни больше всего нужен толерантный человек?
4. Какого человека можно назвать толерантным?
Итак… Рядом с нами живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий и общаться с ними нужно без предвзятости, начинать любое общение с доброты и желания узнать как можно больше друг о друге. Восточная мудрость гласит: «Тот, кто не делает зла – купается в щедрости». Ещё китайский мудрец Конфуций призывал: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
5. Как ты понимаешь термин «интолерантность»?
II. Учитель из вышесказанного делает вывод самостоятельно и определяет понятия толерантный и интолерантный путь.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Именно подростковому возрасту присуща интолерантность(поведение, противоположное толерантному): повышенная агрессивность, безответственность, некритичность мышления, несформированность образа «я», незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в будущем.
III. Воспитатель вывешивает на доске определения толерантности на различных языках
«толерантность» - в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
«толерантность» - во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
«толерантность» - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
«толерантность» - в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
«толерантность» - в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
«толерантность» - в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся для полного понимания понятия «толерантность» (можно работать в группах):
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения?
4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
IV. Учащиеся в группах или индивидуально составляют правила толерантного общения. Например:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
В заключении предлагается игра «Солнце толерантности», которая поможет ребятам понять, кто же такой толерантный человек.
Игра «Солнце толерантности».
В центре листа ватмана пишется слово «толерантность». Дети на желтых стикерах пишут черты толерантной личности, затем эти листы располагаются вокруг слова «толерантность». Получается своеобразное солнце. (Черты толерантной личности: чуткость, понимание, терпимость, сопереживание, уважение, дружелюбие, гуманизм, равноправие, честность, открытость, снисходительность, доверие, милосердие, умение владеть собой, умение слушать и слышать, отзывчивость, искренность.)
V. Рефлексия:
· Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?
· Что такое толерантность?
· Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
· Каково ваше отношение к понятию «толерантность»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.