Технологическая карта урока на тему: «В городе богини Афины»
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
С устройством и жизнью Афин учащиеся знакомятся после изучения порта Пирей и социального состава греческого общества. Данная тема содержит большое количество интересного материала, привлекает наглядностью, красочными изображениями и великими архитектурными памятниками, а так же содержит большой объем новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.
Формируемые УУД
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества |
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом |
ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
|
поиск и выделение необходимой информации |
умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения |
|
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
формирование умения работать в малых группах |
осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп |
Ожидаемые результаты
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
внутренняя позиция школьника |
развитие готовности решать учебные и познавательные задачи |
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками |
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию |
|
|
адекватно передавать информацию |
контролировать и оценивать свои действия |
Цель: создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.
Задачи:
1) образовательные: - сформировать представление о городе Афины, его устройстве и культурном значении; - объяснить значения исторических терминов.
2) развивающие: - развивать умение работы с разными источниками информации (текстом, схемами, иллюстрациями); - самостоятельное решение проблем поискового характера; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; - сотрудничество с учителем и сверстниками; - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3) воспитывающие: - воспитание уважения к культуре других народов; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Тип и вид урока: урок «открытия новых знаний» / урок-путешествие
Планируемые предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, презентация и др.); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.
Основное содержание темы:
Ремесло. Район гончарных мастерских – Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот. Культура Древней Греции. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины Девы. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Древнегреческая архитектура. Колонна, кариатида, фронтон.
Основные понятия и термины: Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, колонна, кариатида, фронтон.
Образовательные ресурсы: Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон».
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
Характеристика основных видов деятельности |
Формируемые УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
Фронтальная беседа, словесный, слово учителя
|
До начала урока организует деление на три группы по карточкам и ответам на них. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отсутствующих.
Знакомит учащихся с древней афинской картой, на которой отмечен клад. - Как вы думаете, что изображено на данной карте? - По каким признакам вы сделали данный вывод? |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, доклад дежурного |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация. III. Построение проекта выхода из затруднения |
Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (5 минут) |
Организует работу с картой. - По каким признакам вы определили, что на карте изображены Афины? - Желание узнать, что же засекретили афиняне, у вас есть? - Как мы можем это сделать? Учебная задача: пройти по городу Афины и определить особенности каждого отрезка данного пути и определить, что находится в месте, обозначенном крестиком. - Очень хорошо, давайте тогда попробуем определить тему сегодняшнего урока. - Тогда мы отправляемся в путешествие |
Слушают учителя. Работают с картой: находят гавани Афинские, узнают ее. Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения проблемы |
Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу Познавательные: используют знаково- символические средства Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя |
Рассказ, беседа по вопросам |
IV. Реализация построенного проекта. В районе Керамик. Агора – главная площадь Афин. На вершине Акрополя |
Групповая. словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ (15 минут) |
Организует работу в группах с текстом учебника и источников, картинами, схемами, вопросами и заданиями (приложение №1). - Город Афины был большим и многолюдным и, поэтому наше путешествие будет очень насыщенным. Чтобы мы успели посетить все его уголки, предлагаю вам разделиться на три группы. Первая отправится в Керамик, вторая – на Агору, третья – в Акрополь. У каждой команды на столе находится все необходимое для путешествия. Это учебные тексты, источники, иллюстрации, схемы, вопросы и задания. Ваша задача, изучив предложенный материал, выполнить задание и представить его классу.
|
Изучают раздаточный материал, выполняют по нему задания и строят рассказ |
Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства Коммуникативные: умеют работать в группе |
Задания на листочках, беседа |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа (12 минут) |
Предлагает группам представить результаты своей деятельности. - Наш путь начинается в районе гончарных мастерских Керамике, о котором нам расскажет первая группа Первая группа: рассказ о Керамике. - Кто работал в мастерской? Кто работал лучше? Свободные или рабы? Почему?
Из Керамика, пройдя немного на восток мы попадем на главную площадь Афин, где уже побывала вторая группа. Вторая группа: рассказ об Агоре. - Как были связаны быт и досуг афинян и Агора?
Теперь мы отправляемся к нашей третьей группе. Она давно нас дожидается. Серый шифер. Белый тополь. Пламенеющий залив. В серебристой мгле олив Усеченный холм - Акрополь. Третья группа: рассказ об Акрополе. |
Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины |
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.
|
Рассказ, задания на листочках |
VI. Самостояте-льная работа с самопровер-кой по эталону |
Групповая. Словесный. Беседа, работа с терминами (4 минут) |
Предлагает в группах выполнить взаимопроверку терминов: чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, колонна, кариатида, фронтон. Организует работу с карточками. - Почему они разделены на три разных цвета. - Как вы считаете, что же было отмечено на карте и почему? |
Объясняют значения терминов, отвечают на вопрос |
Коммуникативные: принимают участие в работе группы; контролируют действия партнеров |
Взаимопроверка, работа с карточками |
VII. Рефлексия |
Групповая (3 минуты) |
Организует голосование с камешками. Каждый выбирает один черный, серый или белый. Производится подсчет голосов |
Оценивают сою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление |
Регулятивные: самооценка |
Подсчет голосов, камешков |
VIII. Информа-ция о д/з |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя (3 минуты) |
Комментирует задание. § 37 – читать, пункты 2-3 пересказ, задание на выбор: - стр. 181 – объяснить значение слов; - стр. 181 – составьте рассказ |
Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з |
Задания в тетради, пересказ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.