Рябинина Людмила Сергеевна
МАОУ «СОШ с УИОП №3» г.Березники
Учитель начальных классов
Интегрированный урок Окружающего мира и технологии.
«В гости к белочке»
Тип урока: Урок - закрепление
Цели урока:
v расширить представления детей об окружающем мире (грибном царстве);
v закрепить имеющиеся знания о грибах;
v учить по признакам различать грибы;
v воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Выделить группы съедобных и несъедобных.
2. Сформулировать правила сбора грибов.
3. Развивать воображение, внимание, мышление, речь.
4. Расширять кругозор.
5. Формировать умение работать в парах.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
лото; вырезанные рисунки грибов; корзина для грибов, белочка- игрушка
таблички для классификации грибов, пластилин, карточка для теста.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
Учитель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости, а кто пригласил нас, вы сейчас угадаете.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Учитель:
-Ребята, а как вы думаете, почему мы отправляемся именно к белке? (Ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей, называет тему и цели урока.
- Белка – зверёк, который очень любит орехи и грибы. Но грибы белка тщательно отбирает. И мы должны показать, как знаем грибы, какие правила поведения в природе нужно соблюдать.
- К какой природе относятся грибы? Почему?
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках,
В темной шапке набекрень –
Боровик укрылся в тень.
А весёлые опята-
Тонконогие опята-
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето нам и осень
Чудеса всегда приносят.
Но грибы, что дарит лес,-
Это чудо из чудес. ( З. Александрова)
- А вот и хозяйка! Белочка хочет с нами поиграть в лото «Грибная угадайка». Она будет загадывать загадки, а вы должны этот грибок узнать и найти.
Лото «Грибная угадайка».
(дети из мешочка достают бочонок, называют номер, белочка даёт загадку. Дети отгадывают загадку и находят картинку с грибочком на доске).
Загадки:
1. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
2. Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Тка волнуются подружки.
Это же грибы…. (Волнушки)
3. Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
4. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это …. (Сыроежки)
5. На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает ... (боровик).
6. Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички).
7. Будто смазаные маслом,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята).
8. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Когда все грибочки отгаданы, на доске открывается надпись:
«Грибы всякие нужны.
Грибы всякие важны».
- Ребята, а как вы понимаете эти выражения? (Ответы детей)
Рассматриваем схемы:
Гриб = фрукты и рыба.
Гриб- это дом.
Гриб – это пища и лекарство для животных
Гриб и растения.
Физминутка: (Дети имитируют движения)
На горе стоит лесок.
Он не низок не высок.
В том удивительном лесу
Я грибочков соберу.
- Ребята, а вы умеете собирать грибы?
- Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов (нужно знать Съедобные и несъедобные)
На доске 2 группы Съедобные и несъедобные)
Не зная грибок
Не клади в кузовок!
-А в « Грибной угадайке» нам встретились несъедобные грибы? ( Мухомор).
- А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? ( Бледная поганка)
Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Смертелен даже маленький её кусочек.
-Где нельзя собирать грибы? (Ответы детей)
-Как правильно собирать грибы?
Молодцы!
Послушайте какую историю расскажет нам белочка:
Хозяйка Белочка
В лесу орехи собирала.
Она в лесу там каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес, какой-то тип
Пришел с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий.....
Отбросил куст
И как медведь
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно!
- С какими правилами поведения в природе незнаком этот человек?
Дети:
- В лесу нельзя шуметь, ведь лес - это дом, для живых существ. Также нельзя ломать ветви деревьев, топтать грибы, даже если это поганки. Ими лечатся звери.
- В лесу нельзя разводить костры. Ходить нужно по тропинкам, если они уже протоптаны.
На доске плакаты:
Не сбивай грибы!
Соблюдай тишину!
Собирая ягоды, не повреждай веточки!
V. Физминутка.
Миша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл ...
Раз нашёл, два нашёл,
Повернулся и пошёл.
(Дети имитируют шаги по лесу во время сбора грибов).
V. Закрепление знаний.
Тестовая работа. ( У детей листочки с пятью грибочками)
Учитель:
- Будьте внимательны. Если вы согласны с моим утверждением, то заштриховываете грибочек, если нет, то грибочек зачёркиваете :__ .
Тест:
1. Мухомор и бледная поганка — ядовитые грибы.
2. В лесу можно шуметь.
3. Боровик, маслята, опята, подберёзовики - съедобные грибы.
4. Ядовитыми грибами лечатся лесные животные.
5. Подберёзовик растёт под осиной.
3. Проверка.
Учитель открывает рисунок на доске. Дети сравнивают результаты своей работы с рисунком на доске. Ответы учащихся на утверждения, данные педагогом, обсуждаются.
Учитель:
- Молодцы
Спасибо!
– Давайте оставим белочке грибочки. А как слепить грибок? Из чего состоит гриб? (шляпка и ножка).
(Дети соотносят название части гриба и картинки). На доске схема.
-Какой гриб белка любит больше всего?
Плотный, крепкий, статный.
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов
Настоящий царь грибов! (Боровик или белый гриб).
-Среди грибов найдите боровик. ( Дети находят муляж боровика)
-Приступайте к лепке грибочка. ( Дети работают в парах)
По ходу лепки детям читается сказка « Случай с жуком -грибником»
VI. Итог урока.
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам?
- Какое у вас настроение?
В работе использованы методические рекомендации УМК «ГАРМОНИЯ»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.