Приложение
Календарно-тематическое планирование изобразительного искусства 4 класс
№ п/п
|
Тема |
|
Универсальные учебные действия |
Дата |
Методическое обеспечение |
||||||||||||||||||||||
по плану |
по факту |
||||||||||||||||||||||||||
предметные |
личностные |
метапредметные |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
Название раздела программы: Каждый народ – художник (34 часа) |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Истоки родного искусства (8часов) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
1 |
Пейзаж родной земли |
1 |
Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека |
Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно-творческих задач. |
|
|
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов. Музыкальный ряд: русские народные песни. |
|||||||||||||||||||
2 |
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. |
1 |
Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, сво-его народа. Формиро-вание понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
|
|
Слайды, деревянные ансамбли Кижи,
|
|||||||||||||||||||
3 |
Образ традиционного русского дома. |
1 |
Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги модели избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жиз-ни общества и каждого отдельного человека |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
|
|
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.
|
|||||||||||||||||||
4 |
Украшение де-ревянных построек и их значение. |
1 |
Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни. |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач. |
|
|
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси». Литерат.й ряд: В.Белов.«Лад» |
|||||||||||||||||||
5 |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
1 |
Знание традиционной наци-ональной одежды, роль го-ловного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. |
Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. |
|
|
Репродукции русского народного костюма, репродукции картин
А. Веницианова,М. Врубеля, Репродукции Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина, музыкальное оформление: озорные частушки.
|
|||||||||||||||||||
6 |
Образ красоты человека. Мужской портрет |
1 |
Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской при-роды, деревенской местно-сти, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа |
Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. |
|
|
||||||||||||||||||||
7 |
Народные праздники. Коллективное панно |
.1 |
Знать несколько произведе-ний на темы народных праздников. Создание кол-лективного панно на тему народных праздников. Ов-ладение элементарными основами композиции. Умение использовать раз-личные приемы и способы выразительности при создании панно. |
Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа |
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
|
|
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декор. искусства. Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н.Римский-Корсаков. «Снегурочка». |
|||||||||||||||||||
8 |
Обобщение темы четверти. |
1 |
Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. |
Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность ис-кусства в гармонии чело-века с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. |
|
|
|
|||||||||||||||||||
Древние города нашей земли (7 часов) |
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
Древнерусский город-крепость. |
1 |
Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа |
Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. |
|
|
Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города |
|||||||||||||||||||
10 |
Древние соборы. |
1 |
Знание особенности собор-ной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа |
Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. |
|
|
Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». |
|||||||||||||||||||
11 |
Древний город и его жители. |
1 |
Знать организацию внутреннего пространства кремля. Уметь написать пейзаж с церковью, передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять. |
Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека |
Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. |
|
|
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг |
|||||||||||||||||||
12 |
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека. |
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, использовать правила рисования фигуры человека. |
|
|
Иллюстрации И. Билибина, |
|||||||||||||||||||
13 |
Города Русской земли |
1 |
Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города Участвовать в коллективной работе по созданию макета древнего города с его жителями. |
Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию. |
Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
|
|
Репродукции картин А.Васнецова «новгородский торг», |
|||||||||||||||||||
14 |
Узорочье теремов. |
1 |
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность , узорочье интерьера терема. |
Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом |
Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат. |
|
|
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина. |
|||||||||||||||||||
15 |
Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). |
1 |
Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Уметь создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир |
Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно- информационный материал по теме |
|
|
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова. Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова. |
|||||||||||||||||||
Каждый народ – художник (11 часов) |
|
||||||||||||||||||||||||||
16 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
1 |
Обрести знания о необычной художественной культуре Японии, особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. |
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
|
|
Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии. Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
|
|||||||||||||||||||
17 |
Изображение японок в национальной одежде. |
1 |
Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки . |
Воспринимать ува-жительно культуру и искусство других наро-дов. Формирование эс-тетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной прак-тической деятельности. |
Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира |
|
|
||||||||||||||||||||
18 |
Народы гор и степей. |
1 |
Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
|
|
Репродукции Н. Рериха,П.Кузнецова, П. Чернышева |
|||||||||||||||||||
19 |
Города в пустыне. |
1 |
Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. |
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
|
|
Зрительный ряд: слайды среднеазиатских городов, храмов, мечетей |
|||||||||||||||||||
20 |
Древняя Эллада. |
1 |
Знание искусства Древней Греции, архитектуры Ак-рополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. |
Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений. |
|
|
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов. Литературный ряд: мифы Древней Греции. |
|||||||||||||||||||
21 |
Древнегреческие праздники |
1 |
Знание искусства древне-греческой вазописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. |
Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно. |
|
|
|
|||||||||||||||||||
22 |
Древнегреческие праздники |
1 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
23 |
Европейские города Средневековья. |
1 |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально организовывать рабочее место. |
|
|
Слайды средневековых городов, старинные шпалеры. |
|||||||||||||||||||
24 |
Европейские города Средневековья. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
25 |
Портрет средневекового жителя. |
1 |
Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмов (вер-тикальные линии, удлинен-ные пропорции). Иметь представление о традици-онной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. |
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. |
|
|
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.
|
|||||||||||||||||||
26 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) |
1 |
Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализи-ровать эти отличия. |
Формирование уважи-тельного отношения к культуре и искусству других народов. Фор-мирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни об-щества и каждого от-дельного человека. |
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; по-нимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. |
|
|
|
|||||||||||||||||||
Искусство объединяет народы (8 часов) |
|||||||||||||||||||||||||||
27 |
Материнство |
1 |
Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям. |
|
|
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др. Музыкальный ряд: колыбельная песня. |
|||||||||||||||||||
28 |
Мудрость старости. |
1 |
Знание художников, изо-бражающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства. |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников |
|
|
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко. |
|||||||||||||||||||
29 |
Сопереживание |
1 |
Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом |
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников |
|
|
Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына», «Клятва Горациев», А. Дейнека «Оборона Севастополя», Панорама Сталинградской битвы Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». |
|||||||||||||||||||
30 |
Герои-защитники. |
1 |
Знание героев ст. Староминской. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. |
|
|
Основные скуль-птуры станицы и района по военной теме Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
|
|||||||||||||||||||
31 |
Герои-защитники. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
32 |
Юность и надежды. |
1 |
Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. |
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами. |
|
|
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» |
|||||||||||||||||||
33 |
Искусство народов мира.(Обобщение темы) |
1 |
Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж, |
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Участвовать в обсуждении содержания и выра-зительных средств; по-нимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. |
|
|
|
|||||||||||||||||||
34 |
Итоговая выставка работ. |
1 |
Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. |
Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию. |
Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям. |
|
|
Лучшие работы учащихся за год, коллективный коллаж.
|
|||||||||||||||||||
|
Итого: |
34ч |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.