Цель: развитие речевой активности детей в разных видах деятельности.
ЗадачиОбогащать и активизировать словарный запас существительными ( следы, колючки, шубка), глаголами ( дрожит, пыхтит, топочут, согревать, цокает, скачет), прилагательными (яркое, лучистое, колючий, рыжая, пушистая).
Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний ( топ-топ, пых-пых, цок-цок и т.п.), слов и несложных фраз (из двух – четырех слов).
Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы, отвечать на вопросы ( кто? Как? что делает? и т.п.)
Способствовать развитию речи как средства общения.
Упражнять в технике рисования нетрадиционным спосыбом.
Развивать моторику речи двигательного аппарата.
Развивать двигательную активность, внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, интерес к окружающей природе.
Предварительная работа
Наблюдение за солнцем; рассматривание иллюстрации с изображением солнышка; чтение потешки «Смотрит солнышко в окошко»; разучивание потешки «Солнышко-ведрышко».
Материалы и оборудование
Игрушки – зайчик, белочка, дерево, пенек, елка, орешки, грибочки; корзинка, ведерко; картонная заготовка – силуэтов ежат без колючек; прищепки ( 3-4 на каждого ребенка); лист ватмана с изображением солнца без лучей; акварельная краска желтого цвета; вязаные фрагменты голубого цвета в форме тучки ; влажные салфетки; массажные дорожки; доска шириной 20см.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу.
Воспитатель. Ребята. Посмотрите, кто-то тут наследил. Как вы думаете, кто у нас на полу мог свои следы оставить? (Предположение детей.) А давайте пойдем по следам и найдем того, кто тут проходил.
Дети идут по следам и находят игрушку – зайчика. Воспитатель беседует с детьми по вопросам, выслушивая ответ каждого ребенка.
- Кто это? ( Кто это?)
- А как вы догодались. Что это зайчик? ( Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.)
- Что это у зайчика? ( Ушки )
- Какие у зайчика ушки? ( Длинные )
- А что еще есть у зайчика? ( Хвостик)
- Хвостик какой? ( Маленький, короткий)
- Погладьте зайку, какая у него шубка? ( Мягкая, пушистая)
- А какого цвета шубка? (Белая)
Воспитатель. Ой. Ребята, да он весь дрожит. Спросите у зайчика, почему он дрожит
Дети выполняют поручение воспитателя.
Воспитатель. Молчит зайчик, не отвечает, замерз, наверное. Ребята. Давайте согреем зайчика своим дыхание.
Артикуляционная гимнастика « Согреем зайку»
Воспитатель берет в руки зайчика. Делает вдох через нос и резкий открытый рот с произнесением звука (х), затем передает игрушку ребенку и просит его так же согреть зайку
Воспитатель. Отогрелся зайчик и рассказал мне на ушко свою историю. Хотите послушать? Давайте присядем на коврик и зайчика пригласим, скажем: « Садись, зайка, на коврик»
Дети приглашают зайчика присесть.
Воспитатель ( от имени зайчика). Я и мои друзья, лесные звери, каждое утро просыпаемся и встречаем солнышко, которое согревает нас и гладит наши шубки своими лучиками. А сегодня солнышка нет, оно уснуло за тучками. Поэтому и я. И все лесные звери очень замерзли. Ребята, что случилось с зайчиком и его друзьями?Дети. Они замерзли
Воспитатель. А почему замерзли звери?
Дети. Потому что солнышка нет.
Воспитатель. А почему солнышка нет?
Дети. Оно спит.
Воспитатель. А где спит солнышко?
Дети. За тучками.
Воспитатель. Ребята, а как мы можем зайчику помочь, солнышко разбудить? (Предположение детей). Давайте все вместе громко солнышко позовем, прочитаем потешку. – вдруг оно проснется
Дети.
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко.
Тебя любят детки -
Маленькие-детки.
Воспитатель. Солнышко не слышит, не выглядывает. А пойдемте все вместе солнышко искать? И зайчика с собой возьмем.
Физкультминутка
Дети идут друг за другом по массажным дорожкам
По дороге мы шагаем,(Идут, высоко поднимают к небу ножки)
Вот так, вот так! Повторяют за воспитателем
Руки выше поднимаем(руки поднимают вверх)
Вот так, вот так! (Повторяют за воспитателем)
Очень долго с вами шли
Только солнце не нашли.(Шагают на месте.)
Воспитатель прислушивается затем обращает внимание на шум.
Загадка про ежика.
В густом лесу под ёлками,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Воспитатель. Смотрите ребята какой-то еж у нас грустный? Ребята, а вы спросите почему он грустный?(Дети спрашивают.)
Воспитатель ( от имени ежа) было в лесу без солнышка темно, вот и мои ежата и растеряли колючки. Помогите найти, ребята?( Воспитатель. Поможем! Где же их искать? Давайте посмотрим под деревом. Не нашли? А на пеньке? Тоже нет? Посмотрите за кустом.(Дети ищут колючки (прищепки)для каждого ежа свои прищепки для желтого-желтые,зеленого-зеленые,красного-красные,синего-синее)
Воспитатель. Ой,ребятки,посмотрите сейчас какие стали ежата?
Дети. Колючие
Воспитатель. Ежик , ежик не знаешь где нам солнышко найти?
Воспитатель ( от имени ежика) у белочки спросите, она высоко по деревьям скачет, может, и видела сейчас солнышко
Воспитатель. Слышите, ребята белка на дереве цокает: цок- цок. Что делает белка? (Цокает) Как цокает? (Цок-цок-цок) Смотрите а вот и белочка- рыжая. Пушистая, с ветки на ветку ловко скачет. Какая белочка, Даша? (Рыжая, пушистая) Что белочка делает? (Скачет) Спросите у белочки где спит солнышко?
Дети спрашивают.
Воспитатель ( от имени белочки). В лесу темно без солнышка, я все свои запасы, грибы и орешки, растеряла. Помогите мне их собрать: грибы- в корзинку, а орешки- в лукошко. А я вам покажу, где спит солнышко.
Воспитатель. О чем попросила вас белочка?
Дети. Помочь собрать грибы и орешки.
Воспитатель. А куда нужно сложить грибы?
Дети. В корзинку.
Воспитатель. А орешки куда положить?
Дети. В лукошко
Дети помогают белочке рассортировать запасы. Белочки показывает им дорогу к солнышку. Дети идут по доржке-мостику, подходят к столу, на котором лежит лист ватмана с изображением солнышка без лучей, поверх солнца – тучка.
Воспитатель. А вот и наше солнышко, спит себе спокойно и просыпаться не собирается. Давайте его разбудим.
Физкультминутка «Солнышко»
В гости к солнышку мы шли,
Наше солнышко нашли.(Ходьба на месте.)
Нам в ладоши посвети(Протягивают руки к солнышко.)
Солнышко, скорее(Сжимают и разжимают кулачки
Мы ладошки согреваем,
Стало нам теплее!(Хлопают в ладоши.)
Воспитатель. Ребята, а почему солнышко не просыпается?
Дети. Оно не слышит, тучка мешает.
Воспитатель. Давайте тучку разгоним.
Каждый ребенок берет тянет за ниточку(вязаный фрагмант) и распускает его. В это время воспитатель ( незаметно для детей) рисует на солнышке глазки и улыбку.
Воспитатель. Смотрите, ребята, солнышко проснулось, всем нам улыбнулось. Да только мне кажется, что нашему солнышку чего-то не хватает. Как ты думаешь, Карим, чего? А ты как считаешь , Мадина? (Предположения детей). Конечно, у нашего солнышка нет лучиков! Как же без них оно будет землю согревать? А давайте их нарисуем! Сколько лучиков у солнышка?
Дети. Много.
Воспитатель. А ребяток сколько?
Дети. Тоже много?
Воспитатель. Нарисуйте каждый по одному лучику.
Дети обмакивают ватный диск приклепленный к прищепке в желтую краску и пририсовывают к солнышку лучики.
Воспитатель. Сколько лучиков ты, Карим, нарисовал? (Один) А ты, Мадина, сколько лучиков нарисовала? (Один) Сколько, Аделия, лучиков у солнышка? (Много). Наше солнышко теперь яркое, лучистое. Какое солнышко, ребята? ( Яркое, лучистое.)
Воспитатель размещает лист с изображением солнца на стену.
Воспитатель (зайчику). Ну что, зайчик, мы тебе помогли, солнышко разбудили, ты беги теперь к своим друзьям – лесным зверям, а нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, попрощайтесь с зайчиком.
Дети прощаются с зайчиком и «возвращаются в детский сад» - ходьба по доске-мостику, по массажной дорожке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.