Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1-м классе
Проблема изучения направленности интересов учащихся
Методика «Цветик - семицветик»
Цель: определить направленность потребностей, устремления ребёнка, его желаний.
Ребятам напоминают сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Каждому малышу вручают сделанный из бумаги цветик – семицветик и предлагают «встать на место девочки Жени», проговорить желания на лепестках цветка (желания для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей).
п/п № |
Фамилия, имя |
Желания |
|||||
для себя |
для других |
||||||
материаль ные |
Духов Ные |
раз руши тель ные |
для близких (семья) |
для людей вообще |
для това рищей |
||
Проблема изучения уровня учебного сотрудничества школьников в классе
Методика «Рукавичка»
Цель диагностики: изучить уровень учебного сотрудничества первоклассников.
Время выполнения: 15 минут.
Форма проведения: парная.
Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, цветные карандаши (3-4 цвета).
Организация занятия.
Дети садятся парами, между ними ширма. Предлагается раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Подсматривать нельзя, а разговаривать можно.
Вопросы для обсуждения:
· Получилась ли у вас совместная работа?
· Почему получилась?
· Почему не получилась?
· Что помогло?
· Что мешало?
· А как ты объяснял?
· А кто был главный в паре?
Так же использованы методика «Узелок», «Рисование одним карандашом».
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что большинство первоклассников:
не владеют умениями совместной деятельности;
не готовы сотрудничать в больших группах:
плохо знают друг друга;
не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах дает возможность детям осуществить выбор по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.
Таким образом, работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке.
Время проведения: октябрь-декабрь 2007.
Проблема изучения детского коллектива
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».
Цель диагностики: определить самочувствие учащихся в классе, дома, с друзьями.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне -
Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты (показатели развития) |
Основные критерии оценивания
|
Типовые диагностические задачи Предшкольная ступень образования (6,5–7 лет) |
Типовые диагностические задачи Начальное образование (10,5–11 лет) |
Самоопределение |
|||
Внутренняя позиция школьника
|
· положительное отношение к школе; · чувство необходимости учения, · предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; · адекватное содержательное представление о школе; · предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; · предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) |
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.)
|
|
Самооценка дифференцирован-ность, рефлексивность регулятивный компонент
|
Когнитивный компонент: · широта диапазона оценок; · обобщенность категорий оценок; · представленность в Я-концепции социальной роли ученика. Рефлексивность как · адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; · осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; · осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; Регулятивный компонент · способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
|
Методика «10 Я» (Кун)
Методика «Хороший ученик»
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха |
Смыслообразование |
|||
Мотивация учебной деятельности
|
· Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; · интерес к способу решения и общему способу действия; · сформированность социальных мотивов; · стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; · сформированность учебных мотивов · стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; · установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью |
«Незавершенная сказка» «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.)
|
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
Опросник мотивации
|
Диагностика нравстенно-этической готовности ребенка к
школьному обучению
Действие нравственно-этического оценивания |
Основные критерии оценивания |
Задачи для предшкольной стадии |
Задачи для начальной школы |
1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме |
Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) |
«Раздели игрушки» (норма справедливого распределения) |
После уроков (норма взаимопомощи) |
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм |
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными |
|
Опросник Е.Кургановой |
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
|
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
|
Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) «Невымытая посуда» (учет чувств героев)
|
«Булочка» (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации |
4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы |
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения |
Все задания |
Все задания |
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы |
Уровень развития моральных суждений |
Все задания |
Все задания |
Диагностика сформированности целеполагания учащихся
Уровень |
Показатель сформированности |
Поведенческие индикаторы с сформированности |
Отсутствие цели |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) |
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал |
Принятие практической задачи |
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
Переопределение познавательной задачи в практическую |
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется |
Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
Принятие познавательной цели |
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи |
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения |
Переопределение практической задачи в теоретическую |
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней |
Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа |
Самостоятельная постановка учебных целей |
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы |
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия |
Уровни развития контроля
Уровень |
Показатель сформированности |
Дополнительный диагностический признак |
Отсутствие контроля |
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок |
Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
Контроль на уровне непроизвольного внимания |
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий |
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых |
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания |
Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет |
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает |
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок |
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям |
Потенциальный рефлексивный контроль |
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы |
Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям |
Актуальный рефлексивный контроль |
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы |
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения |
Уровни развития оценки
Уровень |
Показатель |
Поведенческий индикатор |
Отсутствие оценки |
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи |
Адекватная ретроспективная оценка |
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия |
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников |
Неадекватная прогностическая оценка |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия |
Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи |
Потенциально адекватная прогностическая оценка |
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий |
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом |
Актуально адекватная прогностическая оценка |
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия |
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения |
Диагностическая методика «Подарки»
Цель диагностики: выявить позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.
Проблема изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностика «Школа будущего»
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся учебной деятельностью.
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно.
Проблема изучения отношений в семье
Рисунок «Моя семья»
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.
Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».
При анализе рисунка учитываются:
1. Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).
2. Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).
Проблема изучения детского коллектива
Диагностическая методика «Пьедестал»
Цель: определить степень взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Проблема изучения отношений в семье
Рисунок «Праздник в нашем доме»
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.
Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».
При анализе рисунка учитываются:
3. Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).
4. Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).
Проблема изучения детского коллектива
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Учащимся предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) была предложена серия утверждений.
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Для выявления состояния взаимопомощи (или её отсутствие) была предложена другая серия утверждений.
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
п/п № |
Фамилия, имя |
Изучение взаимоприемлемости друг друга |
Изучение состояния взаимопомощи |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся
Игра «Магазин»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость, милосердие, радость, прощение, благородность и т. д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на отрицательные (грубость, неряшливость, жадность, недисциплинированность, равнодушие, ненависть, злость, страх, обида, гнев, зависть и т. д.) или же на свои положительные, которые в избытке.
После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
Результаты первого этапа игры фиксируются с помощью таблицы:
Анализ результатов игры (поэтапный анализ игры).
(на основе результатов первого этапа можно зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно нравственные ценности классного сообщества. Выявляется также наиболее существенные проблемы в воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают-продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.
В течение всего учебного года учитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся
Игра «Магазин»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Ход проведения. Второй этап игры проходит в конце учебного года. Детям предлагается «приобрести» те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», т. е. те отрицательные качества, которые у них сохранились.
При завершении игры учитель подводит итоги»торгов», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за учебный год.
Результаты второго этапа игры фиксируются с помощью таблицы:
Анализ результатов игры. (поэтапный анализ игры).
Необходимо сделать вывод об уровне духовного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.
Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.
(Чтобы удобнее фиксировать результаты «купли-продажи», можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут отрицательные свойства.)
Изучение детского коллектива
Диагностическая проектная методика
Цель: изучение взаимоотношения учащихся в коллективе, привязанность друг к другу.
Ход проведения.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это ________________________
_________________________________________________________________.
2. Ребята, с которыми я не дружу в нашем классе, это _____________________
_________________________________________________________________.
3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это _________________
_________________________________________________________________.
4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это _____________________
_________________________________________________________________.
5. Ребята, с которыми мне хотелось дружить в классе, это __________________
_________________________________________________________________.
6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это __________________________
_________________________________________________________________
Проблема изучения школьной мотивации учащихся
Диагностическая методика. Анкетирование.
Цель: определить уровень школьной мотивации, познавательной активности учащихся.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравиться в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома??
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравиться. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
нравится
не очень
не нравится
Для анализа анкеты используется следующий ключ:
Вопросы |
Оценка за I ответ |
Оценка за II ответ |
Оценка за III ответ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.