«В патриотизме и гражданственности – будущее России»
"Исход в войне решает новое ружье и школьный учитель!"
Отто Фон Бисмарк канцлер Германии
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер министрам остается только мечтать».
Уинстон Черчилль
Российский патриотизм тесно связан с осознанием исторического бытия нашего уникального народа, ибо Родина - это не только страна сегодня, это вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени и пространстве. Патриотизм - это ощущение духовной и ментальной связи с Отечеством - Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
И поэтому, на мой взгляд, общий план исправления ситуации с проблемой патриотического воспитания нашей молодежи, да и не только молодежи, но и всей массы россиян, мог бы выглядеть следующим образом.
1. Воспитание и привитие патриотизма должно начинаться с раннего детства, продолжаться, усиливаясь, в среднем и старшем школьном звене. Ведь именно в этот период формируется личность, складывается общее мировоззрение, рождаются и крепнут общечеловеческие ценности. Это, в первую очередь, систематическая, комплексная и целенаправленная деятельность администрации школы, детской и молодежной организации, в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями дополнительного образования, военным комиссариатом, ДОСААФ, МВД, МЧС и т.п. Необходимо обеспечивать охват патриотизмом все основные школьные, и даже внешкольные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности и суверенитета.
1) Дошкольный период.
Воспитывать детей на примере российских сказок, историй, мультипликационных и детских художественных фильмом, делая больший упор на нравственности, героизма и любви к ближнему.
2) Начальный, средний и старший школьные периоды.
А) Уроки истории (и не только), на которых при изучении материалов о славном прошлом нашей Родины, могут и должны применяться самые разнообразные методы и приемы, позволяющие заинтересовать детей, заодно и привить им не только интерес к прошлому, но и воспитать в них чувство патриотизма, гражданственности и любви к своей Родине. Это доклады и рефераты на темы: Великая Отечественная война, великие люди нашей страны, история села и сельчан. Для более глубокого и чувственного познания исторических тем на уроках истории должны демонстрироваться художественные фильмы и документальные хроники тех лет.
История, являясь универсальным по содержанию предметом, может использовать при прохождении темы: «Гражданственность и патриотизм» межпредметные связи (ОБЖ, ОВС, Литература и т.п.). Ведь в дело прославления своей страны вложили свой весомый вклад и химики, и физики, и литераторы. В общем все. И это связано не только с войной, но с делами гражданскими и общественными. Важно это просто умело подать.
Б) Организация встреч школьников с выпускниками военных учебных заведений и с известными выпускниками гражданских профессий, с ветеранами войны и тыла для беседы, передачи жизненного опыта и знакомства с их профессиональной деятельностью. Отрадно, что все это приносит свои плоды, каждый год от 5 до 10 выпускников выбирают высшие военные учебные заведения ВС, МВД, МЧС РФ.
В) Проведение школьных мероприятий типа митингов, бесед, конкурсов, викторин, военизированных игр, спортивных состязаний, смотров песни и строя, эстафет к 23 февраля и 9 мая. Формы и методы могут быть разнообразны, от классных часов до конкурса военной песни.
Г) Выезд старшеклассников на военно-полевые сборы, которые для них, несомненно, станут начальной школой мужества и гражданственности. В нашем районе эти сборы проходят на высоком уровне, что было отмечено статьями в федеральных журналах «Патриот Отечества» 2005г №2 и в журнале «ОБЖ» 2005г. № 5.
Д) Шефская помощь ветеранам войны и труда.
Е) Большая роль должна отводиться школьному музею, где аккумулированы все славные боевые страницы выпускников школы. Например, наша школа МОБУ СОШ № 1 с.Киргиз-Мияки им. Абдуллина, дала стране трех героев. Это Мансур Идиятович Абдуллин, Мидхат Габдраупович Хафизов (герои СССР) и Риф Загитович Гизатуллин (герой России). Много выпускников школы прошли через горнило локальных конфликтов, включая Афганистан и Чечню. В школе есть стенд, посвященный участникам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. В музее отслеживаются и дальнейшая жизнь многих наших выпускников, прославивших и прославляющих нашу школу, район и республику своими великими делами.
Ж) Публикации в районной газете, разнообразных статей и викторин патриотического содержания.
Д) Свою определенную роль должна вносить школьная библиотека, которая может проводить книжные выставки, посвященные ВОВ, прививая интерес к художественной и публицистической литературе.
Е) Выход на общественные и политические структуры, подталкивание их к принятию общегосударственной системной и профинансированной программы патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
3. Определенная и целенаправленная, совместная и взаимосогласованная со школой деятельность всех учреждений, где ведется работа с детьми: спортивные, художественные, музыкальные школы…. военно-патриотические, экологические, туристические и иные клубы тоже должны внести свой вклад в данное дело. Например, в нашем районе, подростковый клуб «Парус» при спонсорской помощи ДОСААФ два раза в год организовывает военно-полевые игры «Зарница»
4. Организация совместных мероприятий по единому плану с организациями и учреждениями в лице администрации, МВД (РОВД и ГИБДД), МЧС, ДОСААФ, военкомат, молодежные клубы и т.п.
5. Четко организованная разъяснительно-просветительская работа с родителями. Необходимо настроить их на более результативную и целенаправленную работу в деле патриотического воспитания своих детей.
6. Уделение особого внимания СМИ и Интернет-сайтам (например, патриотический сайт Николая Старикова), направление детей и ориентация их в медиа-пространстве на «правильные» сайты и блоги.
7. Организация летних профильных лагерей типа «Патриот» или «Юный спецназовец», где вся программа пропитана патриотизмом и здоровым образом жизни. (У нас в районе есть богатый опыт, наша программа летнего военно-спортивного лагеря «Юный спецназовец» была отмечена Дипломами в Республике Башкортостан (1 место - номинация «Отдых и оздоровление детей») и в России (г.Анапа – 2010г. Номинация «За разработку и реализацию программы профильного лагеря для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию».
Автор: Хабибуллин И.Г. учитель истории МОБУ СОШ № 1, руководитель профильных лагерей.
8. Публикации в местной печати лучших учительских и ученических разработок патриотического направления (уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин и т.п.). Сбор всего лучшего в методический информационный сборник на сайте школ или РОО (например под названием «Патриотический портал Миякинского района»).
Большая часть всего вышеперечисленного проводится и организуется у нас в школе и районе. Есть опыт, есть желание продолжать работу в этом русле, есть определенная поддержка со стороны руководства района. Но этого мало. Необходима мощная и целевая поддержка сверху. Нужна проработка общегосударственной и профинансированной программы в этом направлении.
Как видим, задача патриотического воспитания, стоящая перед нами, весьма сложная и ответственная. Каждый россиянин должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время, воспитание толерантности и чувства гордости за свою страну.
Формирование патриотизма и гражданственности должно быть тотальным (всеобъемлющим), комплексным и системным. Только так можно будет добиться успеха.
Россия и сегодня великая и сильная держава. У России великое будущее. И надо не только гордиться своей Отчизной, но и всеми силами преумножать ее духовные и материальные достояния, беречь и передавать из поколения в поколение славные традиции Великой России!
Хабибуллин И.Г. - учитель истории МОБУ СОШ № 1, руководитель турклуба «Эдельвейс», соорганизатор с молодежным отделом района, летних профильных палаточных лагерей «Юный спецназовец» («Юный патриот»), для детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.