В царстве грибов
Оценка 4.7

В царстве грибов

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл—3 кл
09.08.2018
В царстве грибов
Данный урок тринадцатый из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у уч-ся уже накопились определенные знания. Так как это урок окружающего мира, то есть возможность большего непосредственного общения с детьми, чем на уроках русского языка или математики. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 3 класса начальной школы. Цели урока следующие: дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком. развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам; формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира; формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать; Планируемые результаты: познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами УУД: Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников; развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.doc
Открытый урок окружающего мира Тема урока: «В царстве грибов» Педагогические цели Тип урока Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Образовательные ресурсы дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их  строением и использованием человеком. развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;  формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;  формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира; формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы,  восторгаться ею, защищать; урок – путешествие познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и  несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами  Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников; развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; Познавательные: анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; учитывают правило (алгоритм) в  планировании способа решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,   способов   взаимодействия;   постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации;   разрешение   конфликтов   –   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка   альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения. Картинка Лесовичка, схема строения гриба, карта путешествий, муляжи и картинки грибов, грибы паразиты,  микроскопы, лупы, корзинки, презентация «В царстве грибов». Ход урока Этапы урока I. Мотивирование к учебной  деятельности  (организационный момент) II. Актуализация знаний Деятельность учителя Приветствует учащихся. Рапорт дежурного Девиз урока «Учусь учиться» А поможет нам в этом сказка, которую я вам расскажу В некотором царстве в некотором государстве жила была  Царица­Мать Природа и было у нее  4 детей. У каждого ребенка было свое царство. Мы уже были в двух царствах в гостях давайте  вспомним их названия. Царица Мать Природа 1. Царство Растений ­Давайте вспомним, что вы запомнили из нашего путешествия в царство Растений? ­ Кто является правителем в этом царстве (биологи) III. Введение в тему I V. Постановка  проблемы, цели  и  темы урока,  мотивация к учебной  деятельности. 2. Царство Животных ­ Кто является правителем в этом царстве? (зоологи) ­ В каком царстве мы с вами еще не были? ­   Дать название следующего царства вам поможет загадка:  И на горке, и под горкой,                     Под берёзой и под ёлкой.             Хороводами и в ряд                                  В шапках молодцы стоят.   3. Царство Грибов  ­ И последнее царство? (Царство Бактерии) ­Что вы знаете о грибах? ­Где они растут? ­А как нам попасть в лес? Кто нам поможет (Цветик­ семицветик) ­А сопровождать нас будет житель наших лесов ­ «Лесовичек» Вот так чудо из чудес Мы попали сразу в лес. Деятельность учащихся   учителя. Приветствуют Организуют   свое   рабочее место,   проверяют   наличие индивидуальных   учебных принадлежностей   на столе Фронтальный.   Беседа   по вопросам, развернутые ответы   Проговаривают желание V. Усвоение  новых знаний  и способов  ­ Он встречает нас не с пустыми руками, а с целой корзинкой заданий. ­ А что бы мы не заблудились Лесовичок приготовил для каждой группа карту путешествий. (Раздает карту) Л. развивать ассоциативное  и интеллектуальное  мышление учащихся; И так отправляемся в путешествие и первая наша остановка  1. Страна Шляпочных Грибов –   В  лесу  растут   шляпочные   грибы.   Они   похожи   на   зонтик.   Посмотрите   на   эти   грибы (демонстрирует муляжи грибов). – Что общего у грибов? – Какие части? (Шляпка, ножка.) Демонстрирует схему: Строение гриба П.: анализируют,  сравнивают грибы, находят  общее и отличия во внешнем виде – Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.) – Что находится в земле? (Грибница). ­ У Лесовичка есть для вас задание Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54). Самостоятельная работа. Пользуясь таблицей, зарисовать схему строения гриба и подписать части гриба.   (Взаимопроверка.) ­  Вот  грибница  – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.  А так как все жители грибного царства были не зеленые, то они имели тайную кухню под  лесной подстилкой, которая находилась под деревьями, в тени.  ­ Как грибы питались? А вот так….. Грибы не могут сами образовывать органические  вещества. Поэтому они питаются уже готовыми органическими веществами, которые  образованы соседями деревьями. Минеральные вещества грибница всасывает вместе с водой из почвы  ­ А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте  внимательно: Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. Выполняют  самостоятельную работу. Осуществляют  взаимопроверку. " ­Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время ­ грибов становилось всё меньше и меньше ­ им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый   год   засыпала   их   осенняя   листва   и   горы   листьев   добрались   до   макушек   деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по ­ прежнему. Грибы стали,   лучше   расти,   ведь   теперь   им   хватало   питания,   и   деревья   стали,   быстрее   расти   и засохшие листья куда­ то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов. ­ А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? (наводят порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной) 2 Город Съедобных и Ядовитых грибов – Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу»? ­ Лесовичок приготовил для нас подарок, целую корзину грибов. В этом городе так много грибов, что все они не поместились в корзинку. У вас на столе лежат картинки с грибами рассмотрите их.  (Макет) В этом городе  живет царь грибов – крепкий, с толстой коричневой ножкой. (Работа  по таблице – строение плодового тела). Он любит больше всего отдыхать среди зеленых мхов  под деревьями с раскидистыми кронами. Все грибы относились к нему с почтением. (Белый  гриб) Неподалеку живут его братья: один под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую  почти безветренную погоду, он имеет красную шляпку.  ­Что за гриб? (подосиновик) ­ Найдите его среди муляжей грибов и рассмотрите.  ­ Другой – под деревьями, которые все любят называть «русскими красавицами» (коричневая  шляпка) ­ Что это за гриб.? (подберезовик) Назовите его и рассмотрите. (Макет ) Неподалеку живут  грибы – выскочки, надменные, с ядовитым характером, гордые  тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели. ­ Найдите эти грибы среди картинок,  П – извлекают необходимую информацию из текста  теоретического характера,  воспроизводят ее в форме  ответов на вопросы  учителя Объясняют смысл  пословицы. Дифференциация объектов  по различным признакам Отвечают на вопросы  учителя Учащиеся в группах  обсуждают, находят  съедобные грибы и  ядовитые. Принятие участия в  обсуждении и  формулировании  алгоритма выполнения  конкретного задания (Р);  Дети дают ответы на вопрос. VI. Организация  исследовательской  деятельности  учащихся по проблеме. Город   Съедобных   и Ядовитых грибов Физкультминутка. Лабораторная работа которые принес нам Лесовичок ­ Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси,  кабаны, глухари, тетерева). ­ А зачем нужны ядовитые грибы? Их же никто не ест: ни белки, ни ежи, ни люди их не  собирали, так как они были очень ядовиты. Некоторые   животные   леса   лечатся   ядовитыми   для   человека   грибами.   Мухоморами лечатся лось, сороки. ­ Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются) ­ В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, ­ необходимые человеку. Недаром грибы  называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые. Наш Лесовичок устал и он предлагает нам отдохнуть Раз ­ присядка, два – прыжок, Под кустом растет грибок. Он проснулся, потянулся, Раз зевнул и повернулся, Выгнул спинку, наклонился, Ничему не удивился. Потоптался на ноге И опять присел к земле Как прекрасно в этом мире! Руки в стороны и шире. И шагал он каждый день, Побеждая свою лень. ­ Ребята все ли грибы одинаковые? Давайте заглянем под шляпку нашим грибам. У одних грибов под шляпкой трубочки. Эти  грибы называются – Трубчатые ­ А у других пластинки, это Пластинчатые грибы ­ Лесовичок предлагает провести нам маленькое исследование, чтобы подтвердить наши  предположения. 2) Результат работы записывают в таблицу. Название гриба Трубчатые Пластинчатые Съедобные или  несъедобные Мухомор Белый гриб Проверяют свои ответы по  слайду. Умение составлять,  понимать и объяснять  простейшие алгоритмы   при работе с конкретным  заданием (П). Выполняют   движения   по тексту   под   руководством учителя. П – применяют полученные  знания в нестандартной  ситуации. Л  – осуществляют профилактику   утомления, ориентируются на здоровый образ жизни   Работа в группах Учащиеся выполняют  лабораторную работу, Подберезовик Опенок Белый груздь Подосиновик Бледная поганка Масленок Лисичка используя муляжи и  открытки. Результат  записывают в таблицу. Страна Паразиты Страна Плесневые  Грибы Наше путешествие продолжается 3. Страна Паразиты – Грибы – паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину  деревьев. В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов – паразитов попадают в раны и  прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает  трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба – паразита на коре  появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры. ­ Посмотрите на необычные грибы, которые приготовила для вас я. Это гриб – трутовик. (показ) Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг. Но кроме вреда, который  наносят эти грибы садам, для человека они имеют еще и полезное  свойство. Посмотрите это гриб­ чага. Он растёт в наших лесах на берёзах. Им лечат болезни  желудка.  ­ Какой вывод можем сделать побывав в Стране Паразиты? (Грибы приносят не только пользу  деревьям, но и вред) ­ К сожалению Лесовичок прощается с нами. Ведь его ждут в лесу. А наше путешествие  продолжается. ­ Давайте посмотрим на карту. Какая наша следующая остановка.  4. Страна Плесневые Грибы ­ Ребята, что вы видите? Это таблетки. Они называются пенициллин. Но при чём здесь грибы?  Оказывается, и здесь без них не обошлось. Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление  лёгких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени ­ это гриб – пеницилл. Его  открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.  (Показ  плесени на лимоне)  Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из неё получают,  помогает в лечении болезней. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях. – А это гриб  – мукор.(показ плесени на свекле и хлебе) Образующий плесень.  Рассматривают грибы.  Слушают сообщение  учителя Отвечают на вопрос учителя Пр. – расширяют  представления о грибах Рассматривают плесень под  лупой Пр. – расширяют  представления о грибах Рассматривание дрожжей  под микроскопом Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Страна Дрожжи VII  Закрепление полученных   знаний. Разбор   экологических ситуаций. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах. ­ Рассмотрите ее под лупой. Сто вы видите Визуально гриб мукор в начальной стадии развития напоминает нежный пушок белого цвета.  Чем старше становится гриб, тем темнее его цвет. 5. Страна Дрожжи  В  этой стране живут очень маленькие­микроскопические грибы. Они с давних пор  применяются человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто,  они делают его легким и пористым. Вот почему мы оказались на пекарне.  ­ Давайте рассмотрим наши грибы под микроскопом. ­ Вот следующий гриб. Кто знает его название? (Чайный гриб) Считают, что чайный гриб был  завезен в Россию из Японии. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета,  напоминает медузу. Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он  превращается во вкусный и полезный напиток. Этот напиток помогает от многих болезней. А  вам можно лечить ангину и насморк.  1­я ситуация. Нашел грибник один боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?  2­я ситуация. Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия: 1. Просто пройдете мимо. 2. Уничтожите, так как они вредны для человека. 3. Полюбуетесь, так как они очень красивы. 4. Оставите, так как это лекарство для лосей. 5. Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому». 3­я ситуация. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? 1. Сорвать гриб с корнем. 2. Оставить на месте. 3. Сбегать за ножом. 4. Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба. 5. Найти какой­нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб. 4­я   ситуация.  Когда   в   лесу   Вася   и   Леша   собирали   грибы,   то   несъедобные   грибы   они сбивали палками. Правильно поступили ребята? 1. Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать. 2. Несъедобные грибы мешают расти съедобным. 3. Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает равновесие в лесу. 4. Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных и растений. 5. Сбивать нужно, так как они портят красоту леса. ­   Как,   оказывается,   много   можно   сказать   о   самых,   казалось   бы,   обыкновенных   грибах. Существует   даже   целая   наука,   посвященная   их   изучению.   Она   называется  микологией (термин на доске). Путешествие наше заканчивается. Когда человек возвращается из путешествия, у него еще  долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что  осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии. Стук в дверь. Вносят письмо от Лесовичка. VIII.. Рефлексия IX. Рекомендация на  дом Саморегуляция, оценивание. Р  –   принимают   учебное   задание   в   соответствии с уровнем своего развития

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов

В царстве грибов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018