В середине 17 века в русской православной церкви произошел серьезный раскол среди верующих. Патриарх Никон разошелся во взглядах со своим бывшим соратником и ближайшим другом Аввакумом Петровым. Никон требовал изменить многие атрибуты церковной жизни (троеперстие, поклон, перепись церковных книг на греческом языке). Старообрядцев, не принявших нововведения предали анафеме, воеводы разыскивали их по всей Руси, а потом сжигали живьем на кострах. Спасаясь от преследователей, старообрядцы уходили в самые далекие края. Так они и оказались в месте, которое теперь называется Вартиолампи.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа №6
Вартиолампи – деревня
староверов
Хаакана Людмила Дмитриевна, учитель
русского языка и литературы
г. Сортавала
2013 г.
Содержание
Цели и задачи работы, методы исследования
О староверах
Деревня Вартиолампи
Патриархальные устои
Изба старообрядцев
Посуда
Детство
Церковь в деревне
Занятия староверов
Родовые знаки
Война
Выводы
Цели, задачи и методы
исследования
Цель работы: знакомство с жизнью старообрядцев в деревне
Вартиолампи.
Задачи работы:
• познакомиться с историческим прошлым деревни,
• изучить быт, семейный уклад, занятия староверов,
• определить роль староверов в жизни края.
Методы исследования: Для достижения поставленных целей и
задач были обработаны литературные источники и интернет –
ресурсы, проведен опрос методиста по просветительской
работе парка Протасовой Анастасии Викторовны, изучены
стендовые материалы по деревне Вартиолампи.
О староверах
В середине 17 века в русской православной
церкви произошел серьезный раскол среди
верующих. Патриарх Никон разошелся во
взглядах со своим бывшим соратником и
ближайшим другом Аввакумом Петровым.
Никон требовал изменить многие атрибуты
церковной жизни (троеперстие, поклон,
перепись церковных книг на греческом языке).
Старообрядцев, не принявших нововведения
предали анафеме, воеводы разыскивали их по
всей Руси, а потом сжигали живьем на
кострах. Спасаясь от преследователей,
старообрядцы уходили в самые далекие края.
Так они и оказались в месте, которое теперь
называется Вартиолампи.
Староверческая деревня
Вартиолампи
Деревня Вартиолампи была
расположена исключительно
удачно: с севера – поляна, на
юге – гора Кивакка, с запада
– река Олонга. Старообрядцы
пришли сюда на место
жительства из Соловецкого
монастыря, после разгрома в
1676 году известного
восстания монахов, не
согласных с Никонианской
реформой.
Вартиолампи
Староверческая деревня
Вартиолампи
Путешественники сюда
забредали редко,
свидетельств о жизни и
быте деревни почти не
осталось. Вартиолампи
называли деревней
староверов, хотя под одной
крышей здесь могли
спокойно уживаться
представители самой
разной веры.
Патриархальные устои
Главным в старообрядческой семье был мужчина. Он
решал, что купить, что продать. В его ведении
находились все запасы, распоряжался дорогими
продуктами (сахар, чай, кофе). Хозяин и его гости
обедали, сидя за столом, а женщины с детьми – в углу у
печки.
Изба старообрядцев
Все дома располагались вдоль берега Олонги, но не
стояли в ряд.
В конце XIX – начале XX века деревня Вартиолампи
насчитывала более 16 дворов и была достаточно богатой в
округе.
Изба старообрядцев
Изба
Мужская
Стол, скамьи
Женская
Люлька, печь,
прялка, скамьи
Посуда
К посуде старообрядцы относились с большим трепетом: чужой
глаз не должен был заглядывать в посуду, иначе это осквернит
ее. Гостям предоставляли ночлег, а к столу приглашали очень
редко. Если все – таки давали еду, то только в глиняной посуде,
чтобы можно было смыть скверну, которая глубоко въедается в
дерево, а из глиняной посуды ее можно отмыть песком и водой.
Хозяйство – на женщине
Мужчины уезжали на
заработки, а женщины
оставались в деревне со своими
детьми. И все хозяйство
ложилось на их плечи.
Женщина должна была сбегать
на гору Кивакка, чтобы
проверить силки, снять яйца с
гоголятника, наловить рыбу,
содержать дом в образцовом
порядке и т.д.
Гоголятник
Детство
Детство было недолгим. Мальчики, которым исполнилось 12
лет, уходили с отцами на заработки в Финляндию, Швецию,
Норвегию на полгода год. Там и изучали языки: русский,
финский, норвежский.
Детство
На пятилетие девочке дарили прялку.
Чем тоньше были пальчики, тем ценнее
была пряжа. К свадьбе сундук был
полон приданого: вышитые рубахи,
скатерти, полотенца и другие вещи –
самый дорогой подарок членам мужней
новой семьи. А будущие свекрови в
поисках рукодельной невестки не раз
обегут всю деревню, выясняя, кто из
девушек на выданье самая
мастеровитая. Ей и отдаст
предпочтение будущая свекровь.
О церкви
• Церкви в деревне никогда
не было, но все обряды и
посты соблюдались
неукоснительно.
Молились дома, и лишь в
большие церковные
праздники собирались в
доме церковного
старосты или в часовне.
Разрушенная часовня в н.п.
Паанаярви
О грамоте
Не было в деревне и школы, но
грамоте были обучены. Учили
ребят дома. Староверы не
отдавали детей на обучение
священникам, которые
открывали школы при церквях.
На это есть причина: обучение
в этих школах велось на
русском языке, а его местные
жители почти не знали.
Говорили здесь на северном
карельском языке, очень
близком к северному
финскому.
Газеты выписывали из г. Оулу.
Занятия старообрядцев
Вартиолампи была деревня зажиточная. Люди умели и
любили трудиться.
Занятия староверов:
лесозаготовка
земледелие,
охота,
рыбалка,
животноводство,
коробейничество.
Вот какой широкий круг занятий был у староверов. Всегда
существовали здесь добрососедские отношения с финнами (12
км было до финской границы). Там нанимали строителей для
домов, привозили нужные вещи, туда ходили в гости.
Лесозаготовка
Самое главное занятие староверов – лесозаготовка.
В наших северных лесах произрастает очень много
деревьев разных пород, которые годятся для
вырубки.
Коробейничество
• На втором месте после лесозаготовок было
коробейничество. В Финляндию везли шерсть, рыбу, дичь,
шкуры белки и куницы. Из Финляндии привозили бумагу,
спички, ткани, посуду, кухонную утварь, кофе.
Животноводство
Домашний скот
Овцы
Коровы
Олени
Несколько штук
До 10 коров на
семью
До 200 голов
на семью
Куры и
свиньи
ОвцыКоровыОлениКуры и свиньи
Земледелие
Земледелие
Земледелие – занятие трудоемкое. Тем не менее, жители
Вартиолампи выжигали лес под пашню и сеяли рожь,
ячмень, сажали на своих огородах картофель, горох, репу.
Выращенного урожая было вполне достаточно для прокорма
семьи.
Охота и рыбалка
Охотились – дичи в этих местах всегда было много.
Рыбачили – река Олонга – родной дом для царицы кумжи,
озёра полны окуней, щук, плотвы и др. рыбы.
Родовые знаки
Клейма – своеобразные знаки собственности, которые
старообрядцы оставляли на веслах, рыболовных
принадлежностях, предметах домашнего обихода. Ими же
метили скот: овец, оленей. Клейма восходят к родовым
знакам. При уходе сына из дома и создании им своего
хозяйства к родовому отцовскому знаку добавляли
дополнительные рубцы.
После революции…
После революции закрыли староверческую
часовню, в деревне организовали колхоз,
построили пограничную заставу, казармы. Походы
в Финляндию прекратились.
Остатки от комендатуры
Война…
15 июня 1941г.на финской границе стояли войска СС вместе
с финскими войсками, готовые в любую минуту напасть на
нашу землю. Всех жителей Вартиолампи эвакуировали в п.
Чупа. А во время войны деревня была сожжена, и
возвращаться людям стало некуда. О прежней жизни
напоминают лишь ямы от погребов, остатки фундаментов,
холмик на месте, где стояла старообрядческая часовня да
Кивакка, как и прежде, защищает собою Вартиолампи от
сильных холодных ветров.
Шапка «сорока»
В памяти потомков остался один из
предметов женской одежды о которой
нельзя сказать. Волосы женщины
заплетали в одну косу. Летом девушки
носили налобные повязки, зимой –
платок. Девушкам разрешалось ходить
простоволосыми (без головного убора),
женщинам без платка, повязки или
шапки появляться на людях было
запрещено. В день замужества заплетали
косу и одевали шапку «сороку»:
мягкое донце, сзади – хвост, 2 крыла по
бокам.
Выводы
• Деревня Вартиолампи богата историей, которая отражает
жизнь староверов.
• Староверы были очень хозяйственные люди, любили
порядок.
• Занятия староверов были разнообразными: от промысла, до
работы в Финляндии.
• Семейный уклад – патриархат.
• Благодаря староверам деревня Вартиолампи
преобразилась в XIXXX вв. Староверы внесли большой
вклад в заселение края, развитие торговли, освоение новых
земель и в промыслы.
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Серая птичка сквозь стенку летает.
Шитье
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу.
Шапка
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Днём как обруч, ночью как уж. Кто отгадает – будет мой муж.
Пояс
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Построен хлев для пяти овец.
Рукавица
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Поросёнок вертится – животное толстеет.
Прядение
Из фольклора старообрядцев
Загадка
С одного бока – лес, с другого – поле.
Тулуп
Из фольклора старообрядцев
Загадка
Олень плывёт – позади лёд остаётся.
Ткачество
Использованные ресурсы:
1. Белкин В.В.Национальный парк Петрозаводск, 1991 год
2. Коутаниеми Л. Паанаярвский национальный парк. Куусамо, 1993
год
3. Кутьков Н. Национальный парк Паанаярви. Петрозаводск, 2008 год
4. Кучко, А.А. Любовь моя – Панаярви – Петрозаводск, 2002 год
5. Хаутала Х. Оуланка – Паанаярви. Раутиайнен, 1998 год
6.
7.
8.
http://www.gov.karelia.ru/ информация о деревне Вартиолампи
http://images.yandex.ru/ изображения
http://ru.wikipedia.org/ информация о расколе