Великая Победа
Оценка 5

Великая Победа

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
7 кл—11 кл
15.06.2023
Великая Победа
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.
Методичка Фоменко.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

 

гражданское и патриотическое воспитание

тематическое направление

 

«Великая Победа»

Тема методической разработки

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Фоменко Сергей Владимирович,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 33»  г. Рязани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление:

 В рамках патриотического воспитания в МБОУ «Школа № 33» классным руководителям целесообразно проводить тематические мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Победы.

1.2. Название мероприятия: «Великая Победа».

1.3. Актуальность мероприятия и обоснование выбора темы:

Президент РФ В.В. Путин указывает, что « сегодня патриотизм – превыше всего!»

    История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.

     Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию. Патриотизм представляет собой емкое и многогранное явление.    Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации в трагические моменты истории. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с  Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

       В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры,  ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов, символами становятся  — деньги, «гламур», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

    В современных условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, носителей ценностей гражданского общества, осознающих свою сопричастность к судьбе Родины, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек получает больше возможностей реализовать себя как личность, но одновременно   возрастает ответственность каждого за свою судьбу и судьбы других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический  аспекты. В условиях   гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

  Такие обстоятельства диктуют неотложность решения проблем воспитания патриотизма  как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

1.4. Роль данной методической разработки заключается в оказании методической помощи классным руководителям по вопросам патриотического воспитания.

         Использование в практической деятельности данного методического пособия может способствовать повышению мотивации учеников к изучению значимых моментов в истории нашего государства, а также формированию чувства гордости, уважительного отношения к своей Родине.  

 1.5. Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов, классные руководители.

1.6. Цель: 

·                 Воспитание у  учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения учащихся к ветеранам.

1.7 Задачи:

·                 Восприятие осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

·                 Развитие гражданственности и национального самосознания учащихся.

·                 Создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции.

·                 Формирование  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины.

·        Воспитание у обучающихся готовности защищать Отечество. 

1.8. Планируемые результаты:

Ⅰ. Образовательные:

1. Расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отечества.

2. Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины.

3. Показать мужество русского народа, стойкость и непреклонность человека.

4.  Продемонстрировать на примере тех трагических и героических лет важность того, чтобы исключить возможность повторения подобной трагедии и не позволить извратить историю народа.

5. Приобщить как можно больше учащихся к проведению данного мероприятия, заинтересовав их интересными фактами, выходящими за рамки учебников истории.

6. Сформировать систему знаний об истории страны, военной истории.

ⅠⅠ.Воспитательные: 
1. Организовать сотрудничество учащихся и классного руководителя. 
2. Развивать в учащихся творческую и познавательную деятельность.

3. Привить нравственные и культурные ценности, связанные с героическим прошлым и настоящим страны.  

Ⅲ. Личностные:

1. ЛР 01 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

2. ЛР 06 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

1.9. Форма и обоснование выборы: внеклассное мероприятие, позволяющее привлечь различную аудиторию, представленную как учащимися, так и педагогами.

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:

При проведении данного вида мероприятий используются следующие методы воспитания:

- формирование сознания личности;

- организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.

Приемы,  используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: «Распределение ролей», «Коррекция позиций», «Распределение инициативы».

1.11. Кадровые и методические ресурсы:

Учащиеся, учителя, тексты произведений о ВОв.

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы:

1. Мультимедийное оборудование.

2. Плакаты с изображениями о ВОв

3. Отрывки из документальных и художественных  фильмах о ВОв.

4. Интернет- источники.

2. Основная часть.

2.1 Подготовительная работа:

1.Поиск и отбор материалов об истории Великой Отечественной войны

2.Ознакомление с историей начала и развития войны.

3.Поиск в сети Интернет информации о деятельности правительств СССР, Германии и других государств во время войны,

4. Поиск в сети Интернет видеоматериалов по тематике мероприятия.

5. Оформление кабинета.

6. Выбор ведущих и участников мероприятия, проработка с ними сценария праздника.

7. Подбор тематического музыкального сопровождения мероприятия.

2.2. Сценарий мероприятия.

Ведущий 1: Великая Отечественная война. Сейчас о ней много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы.

Ведущий 2: Да, время пришло другое, изменилась страна, изменилась идеология, но неизменным осталось одно - это, те люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, которые боялись, но шли, которые ненавидели смерть, но рвались в объятия смерти, чтобы сохранить жизнь.

Ведущий 1 : Этим людям не нужно ничего объяснять и доказывать, они были там, они знают это не понаслышке, и только вера в правое дело давала им силы.

Ведущий 2 : Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война. Мы живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! И все- таки давайте дадим слово сухим цифрам: От Бреста до Москвы -1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа, а перебежками, по-пластунски - четыре долгих года.

 Ведущий 1: Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: "Ни шагу назад, за нами Москва!" Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Ведущий 2: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары уничтожили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Фашисты разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

 Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Но мы выстояли, мы смогли победить, и дух наш не был сломлен. Едино встал против врага великий народ.

Учащийся 1

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо - живым!

Учащийся 2

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Помните!

Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!

Учащийся 3 :

Был очень ласковым и тёплым тот июнь,

А в синем небе дружно пели птицы

О том, как славно на земле родиться,

О том, как славно жить в родном краю.

Плескалась в речках озорная детвора,

Преображали женщин сарафаны,

И шелестели рощи неустанно:

-Июнь, июнь, чудесная пора!

В тенистых парках и  садах по вечерам

На танцевальных «пятачках» кружились пары,

И одинокие гармони до утра

О чём-то важном спорили с гитарой.

И мирным сном спала родная сторона,

Дневным заботам подведя итоги.

Никто не знал, никто не ведал, что война

Уже стоит зловещей тенью на пороге!

Ведущий 1: Еще вчера был мирный день, девчонки мечтали, читали стихи, назначали свидания, примеряли выпускные платья, а завтра …
Учащийся 4:

Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. 

Стихи А.Жарова «Грустные ивы»
Грустные ивы склонились к пруду, 
Месяц плывёт над рекой, 
Там, у границы, стоял на посту 
Ночью боец молодой. 
Чёрные тени в тумане росли, 
Туча на небе темна, 
Первый снаряд разорвался вдали - 
Так началась война. 

Звучит песня «Вставай страна огромная»

Ведущий 1Мальчишек, смешных, нескладных мальчишек забирали в военкоматы. Вечером, думая о войне, как об очередном приключении, они спешно собирали походные вещмешки. Голосили матери, сурово молчали отцы…

Ведущий 2Девчонки тоже рвались на фронт, но для них находилась еще более тяжелая работа – они готовили нашу Родину к длительной обороне. Именно их ласковыми и нежными руками были перелопачены сотни тонн земли на подступах к родным городам.

Ведущий 1: Именно их стараниями поля превратились в непроходимую для неприятеля полосу препятствий. С 6 утра. На морозе. До кровавых мозолей. Они не жаловались…

Учащийся 5:  стихотворение В. Соловьева «Трудовая повинность»

На ветру замерзали слезы.

Разжималась без сил рука,

Потому что земля промерзла

В рост хорошего мужика.

Потому что чужие танки

Замаячили под Москвой,

Потому что с Волоколамки

Слышен ночью саднящий вой.

Плакать хочется…здесь не плачут!

Все жалеть – не пережалеешь:

Выбирала поглубже тачку,

А лопату – потяжелее…

Сколько весит лопата глины?

Сколько весит военный пуд?

Кто назвал этот труд – повинность?

Было право такое – труд…

Позже выдадут нам награды!

А тогда, лишь забрезжит свет:

- Вдарим, бабы!.. –

А этим бабам

По шестнадцать - семнадцать лет…

Ведущий 2: Не легче приходилось и тем, кто работал в военных госпиталях.

(на экране появляются кадры военного госпиталя, врачей, звучит песня «Вальс фронтовой медсестры»)

Ведущий 1Сколько полегло их, солдат, известных и безымянных от Бреста до Москвы…На безымянных полустанках и широких русских полях…Под стенами древних городов и на околицах маленьких деревень…

 

Учащийся 6 :  отрывок из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва

И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мертвому - как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Ведущий 2Небесная синева окрашивалась дымом пожарищ, на землю, как звезды, падали и наши, и вражеские самолеты…

Ведущий 1: под этим страшным звездопадом, под ливнем пуль и осколков, шли вперед молодые парни, смертью своею смерть поправ.

(Звучит песня В.Высоцкого «Песня о звездах»)

Ведущий 2: Беда не оставила безучастным никого: воевал и стар, и млад. Широко разворачивалось партизанское движение.

Ведущий 1: все, кто мог держать оружие в руках, сражались с ненавистным врагом. Да, эта война стала поистине Отечественной…

Учащийся 7:  Война топором расколола планету,

И чёрным потоком нахлынула нечисть!

И чёрная туча закрыла полсвета!

И чёрная тяжесть упала на плечи!

Войне состраданье и боль незнакомы.

Тщеславия дьявольских замыслов ради

Она насаждает иные законы:

Убить, уничтожить, сломать и ограбить!

Сомкнувши полмира в чугунных объятьях,

Стянувши на горлах свинцовые петли,

Ползли по планете нечистые рати,

Шагали, оскалясь, посланники смерти.

Казалось, что это исчадие ада

Уже исполняет победные вальсы,

Но зрело, кипело, стучало набатом

Высокое слово: «Вставайте! Вставайте!»

Вставайте и стойте гранитной стеною!

Ни шагу назад! Ни полшага! Ни пяди!

Ответим врагу всенародной войною!

Во имя отчизны! Отечества ради!

Ведущий 1: А вот еще одна страница ВОВ

Учащийся 8: стихотворение «Дети войны»
Смотрят в небо глаза воспаленные
Дети войны
В сердце маленьком горе бездонное
В сердце словно отчаянный гром
Ленинградский гремит метроном
Неумолчный гремит метроном
Дети войны
Набивались в теплушки открытые
Дети войны
Хоронили игрушки убитые
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу
Крошки хлеба на белом снегу
Вихрем огненным черным вороном
Налетела нежданно беда
Разбросала нас во все стороны
С детством нас разлучив навсегда
Дети войны
В городках в деревеньках бревенчатых
Дети войны
Нас баюкали добрые женщины
Буду помнить я тысячи дней
Руки русских чужих матерей
Руки русских чужих матерей
Застилала глаза ночь кромешная
Падал пепел опять и опять
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать
Дети войны
Стали собственной памяти старше мы
Наши сыны
Этой страшной войны не видавшие
Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому
Да сбудется мир
Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому
Да сбудется мир

Ведущий 1: война шла на земле, в небесах и в море. Все 1418 дней войны были наполнены не всегда заметными, но – настоящими подвигами бойцов.

Ведущий 2: они опускались в морские глубины в подводных лодках, форсировали широкие, быстрые реки, продирались сквозь лесные чащи и даже поднимались в горы, к самым облакам…

Учащийся 9: стихотворение Р. Рождественского «Баллада о молчании»

Был ноябрь по- январски угрюм и зловещ,

Над горами метель завывала…

Егерей из дивизии «Эдельвейс»

Наши сдвинули с перевала.

Командир поредевшую роту собрал

И сказал тяжело и спокойно:

-Час назад меня вызвал к себе генерал.

Вот, товарищи, дело какое:

Там – фашисты. Позиция немцев ясна.

Укрепились надёжно и мощно.

С трёх сторон – пулемёты, с четвёртой – стена.

Влезть на стену почти невозможно.

Остаётся надежда на это «почти»…

Мы должны, понимаете, братцы,

Нынче ночью на чёртову гору вползти.

На зубах – но до верха добраться!..

А солдаты глядели на дальний карниз,

И один, - словно так, между прочим, -

Вдруг спросил:

-Командир, может, вы – альпинист?..

Тот плечами пожал:

-Да не очень…

Я родился и вырос в Рязани, а там

Горы встанут, наверно, не скоро…

В детстве лазал я лишь по соседским садам.

Вот и вся «альпинистская школа»…

А ещё (он сказал, как поставил печать!)

Там у них патрули.

Это значит: если кто-то сорвётся,

Он должен молчать.

До конца. И никак не иначе…

Учащийся 10:  продолжает стихотворение Р. Рождественского «Баллада о молчании»

… Как восходящие капли дождя,

Как молчаливый вызов, лезли,

Наитием находя трещинку, выемку, выступ.

Лезли, почти сродняясь со стеной, -

Камень светлел под пальцами.

Пар поднимался над каждой спиной

И становился панцирем.

Молча тянули наверх свои

Каски. Гранаты, судьбы.

Только дыхание слышалось,

Стон сквозь сжатые зубы…

Дышат друзья. Терпят друзья.

В гору ползёт молчанье.

Охнуть – нельзя. Крикнуть – нельзя.

Даже – слова прощания.

Даже – когда в озноб темноты,

В чёрную прорву ночи,

Всё понимая, рушишься ты,

Напрочь срывая ногти!

Душу твою ослепит на миг

Жалость, что прожил мало…

Крик твой истошный, неслышный крик

Мама услышит. Мама…

…Лезли те, кому повезло.

Мышцы в комок сводило,-

Лезли! (Такого быть не могло!!!)

Быть не могло.

Но – было…

Лезли, забыв навсегда слова,

Глаза напрягая до рези…

Сколько прошло? Час или два?

Жизнь или две? – Лезли!

Будто на самую крышу войны…

И вот, почти как видение,

Из пропасти на краю стены

Молча выросли тени.

И так же молча – сквозь круговерть

И колыханье мрака – шагнули!

Была безмолвной, как смерть,

Страшная их атака!...

Через минуту растаял чад

И грохот короткого боя…

Давайте и мы иногда молчать,

Об их молчании помня.

Показ фото о войне с комментариями

1-й: я погиб, защищая Брестскую крепость.

2-й: я остался в заснеженных полях Подмосковья.

3-й: я навсегда остался защитником Сталинграда.

4-й: я сгорел в танке на Курской дуге

5-й: я освобождал Европу и принял последний бой под Будапештом.

6-й: я погиб 2 мая 1945года в Берлине.

Ведущий 1: а я вернулся. И в моей памяти остались все они: мои друзья, которым всегда будет 20 лет.

3. Рекомендации: Проводимое мероприятие способствует приобщению учащихся к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – включение юных граждан в ритм жизни, истории и культуры своего народа, изучение памятных событий истории России. 

        Патриотическое воспитание молодежи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Именно поэтому целесообразно проводить мероприятия, приуроченные к празднованию страной наиболее значимых исторических дат.

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.Авторский сценарий.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М., 2019.

3.“Песни, опаленные войной”/ Авторы-составители В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков, А.А. Бочкарев, - Астрахань, 2005.

4.  Дик Н., Боброва Л.- Классные идеи для классного руководителя:         методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы.- М., 2009.

5. Подласый, И. П. Педагогика : учебник. Книга 1 / И. П. Подласый. - М.:: Издательство Юрайт, 2012. 

 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка воспитательного мероприятия гражданское и патриотическое воспитание тематическое направление «Великая

Методическая разработка воспитательного мероприятия гражданское и патриотическое воспитание тематическое направление «Великая

Пояснительная записка 1.1. Тематическое направление :

Пояснительная записка 1.1. Тематическое направление :

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству, национализм

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству, национализм

Такие обстоятельства диктуют неотложность решения проблем воспитания патриотизма как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения

Такие обстоятельства диктуют неотложность решения проблем воспитания патриотизма как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения

Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к историческому прошлому

Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к историческому прошлому

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:

Ведущий 1: Великая Отечественная война

Ведущий 1: Великая Отечественная война

Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей

Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей

Июнь, июнь, чудесная пора! В тенистых парках и садах по вечерам

Июнь, июнь, чудесная пора! В тенистых парках и садах по вечерам

Голосили матери, сурово молчали отцы…

Голосили матери, сурово молчали отцы…

По шестнадцать - семнадцать лет…

По шестнадцать - семнадцать лет…

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна:

Ни шагу назад! Ни полшага! Ни пяди!

Ни шагу назад! Ни полшага! Ни пяди!

Падал пепел опять и опять Но спасением и надеждою

Падал пепел опять и опять Но спасением и надеждою

Влезть на стену почти невозможно

Влезть на стену почти невозможно

Каски. Гранаты, судьбы. Только дыхание слышалось,

Каски. Гранаты, судьбы. Только дыхание слышалось,

Была безмолвной, как смерть,

Была безмолвной, как смерть,

Список использованных источников: 1

Список использованных источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023