«Весенние работы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с весенними работами на полях, огородах, в садах, закрепление знаний учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
Задачи:
Дидактическая: научить детей определять важность весенних работ, обратить внимание детей на то, как изменяется труд человека с изменением времени года
Развивающая: развивать наблюдательность, внимательность.
Воспитательная: воспитывать бережного отношение к природе
Планируемые результаты:
Предметные:
- научится наблюдать за весенними работами на полях, огородах, в садах;
- формировать представления о профессиях;
- умение оценивать характер отношения людей к труду.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение выделять существенный признак изучаемого объекта;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к окружающему миру;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по окружающему миру 1 класс, 2 часть (Н.Ф. Виноградова)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте, ребята! К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны, Видно, очень тёплые Ноги у весны. - О каком времени года идет речь? |
Приветствие учителя
О весне |
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Какие весенние месяцы вы знаете? Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает, Что за месяц? Кто знает? - Правильно, март-первый месяц весны. В ночь - мороз С утра капель, Значит, на дворе … - Верно! Апрель –второй месяц весны, весны воды. Зеленеет даль полей. Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? - Май- третий месяц весны. На деревьях распускаются листочки, поют птицы. Молодцы, ребята, вы все месяцы весны отгадали правильно. |
Март, апрель, май
Март
Апрель
Май |
3. Выявление места и причины затруднения Поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начну, а вы продолжите. – Делу время, потехе …(час). Не спеши языком, а торопись…(делом). Труд кормит, а лень…(портит). Один день весны целый год…(кормит). Не посеешь, не … (пожнёшь). - Как называется те предложения, которые я вам говорила? - О чём были наши пословицы? - Сейчас в природе какое время года наступило? - Откуда видно, что весна? Как вы думаете, что же мы будем изучать сегодня н уроке? Верно! Тема нашего урока «Сентябрь – первый месяц осени». |
Час Делом Портит Кормит Пожнешь
Пословицы, народные мудрости О весне, о труде Весна Стало тепло, снег растаял, птицы прилетели, люди убирают свои дома, дворы О труде весной. Весенние работы |
4. Построение проекта выхода из затруднения Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? Как вы понимаете поговорку: «Весенний день год кормит»? Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют семена в землю. На полях, где еще с осени засеяли рожь и пшеницу, поднимаются и зеленеют озимые культуры, словно зеленый бархат. - Как вы думаете, а почему их называют озимые? |
Познакомиться с весенними работами в саду, в парках и.т.д.
Работа, проделанная весной на полях и огородах, в дальнейшем приведет к хорошему урожаю. А он и является пищей на весь год.
Озимые растения сеют осенью, до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают расти и созревают раньше, чем яровые — однолетние культуры, высеваемые весной |
5. Реализация построенного проекта - Вы знаете, какие работы выполняют весной в поле? - Хотите узнать об этом еще больше? - Восстановите порядок полевых работ. - Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю, как вы думаете для чего? - Но после того как поле вспахали нужно разбить большие комки земли, чтобы росткам было легче пробиться к солнышку, для этого его боронят. -Как поле засевают? - Что нужно для того, чтобы семена проросли? - Где семена берут свет и тепло? Воду? -Свет и тепло дает солнце, а как быть, если дожди идут нечасто и растениям не хватает влаги? -На помощь растениям приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. Орошают- значит поливают. При должном уходе из маленьких семян осенью люди получают богатый урожай. В полях всю весну будут трудиться тракторы и машины. Но не только на полях кипит работа. Всех сельских жителей ждёт работа в огородах. В тёплую землю просятся семена овощей. - Вы знаете, какие овощи сажают в огороде? -Выберите из списка названия овощей -Ребята, а как вы думаете, помимо полей и огородов какие еще есть весенние работы? (учебник с.72) - А еще убирают прошлогоднюю листву и белят деревья. -А кто знает, для чего люди белят стволы деревьев? |
Пашут. Боронуют. Сеют. Поливают (орошают) Чтобы почва была мягкой, рыхлой, для лучшего прорастания семян.
Так как поля очень большие, то человеку не справится без помощи машины-сеялки Свет, вода, тепло. Солнце, дождь. Надо поливать.
работа в группах, прикрепляют на доску Моют и красят лавочки, сажают деревья в парках и цветы на клумбах.
Избавить их от вредителей, для красоты, защита от солнечных лучей коры деревьев
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю. А машина сеялка разбрасывает золотые зёрна пшеницы. Когда начинаются полевые работы – не до веселья. - Чтобы посеять зерно, его сначала отбирают и сортируют. Этим делом занимаются селекционеры и агрономы. - Скажите, какие машины помогают людям обрабатывать землю? - Люди каких профессий трудятся на поле? (трактористы) - Вот поле вспахали, поборонили, теперь можно и сеять зерно. Какие машины помогают сеять? - А что нужно делать, чтобы всходы от жаркого солнца не засохли? - Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Людей, занятых на этой работе, называют мелиораторами.
- А куда потом везут зерно? Кто везёт? - На элеваторе зерно сушат рабочие. - Затем везут на мельницу. Кто работает на мукомольном заводе? - Что там делают с зерном? Куда потом муку везут? - Кто работает на хлебозаводе? - Пекари пекут хлеб и куда его везут? Люди каких профессий продают хлеб? (продавцы) |
Дети выполняют физкультминутку
Комбайн, трактор
Трактористы
Сеялка
Поливать
Шоферы
Мукомолы
Делают из нее муку
Пекари В магазины, продавцы |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, у вас на столах лежат карточки. Выполните задание, назовите профессии людей, которые управляют определённым видом транспорта: автобус – водитель автобуса; ракета - космонавт; корабль – капитан; поезд – машинист; самолёт – лётчик; трактор – тракторист; подъемный кран – крановщик; трамвай – вагоновожатый. |
Самостоятельное выполнение задания
Водитель автобуса Космонавт Капитан Машинист Летчик Тракторист Крановщик Вагоновожатый |
8. Включение в систему знаний и повторение - Прочитайте «Соображалку». (Показ гербарий пшеницы, ржи, сравнение с рисунком учебника). - Прочитаем рассказ «Моя мама пахнет хлеб» (Чтение по ролям) - Ответьте на вопрос «Есть ли ненужные профессии?» (Нет). - Да, все профессии нужны, все профессии важны. |
Ответы детей: белый хлеб из пшеницы, черный – из ржи.
Нет |
9. Рефлексия (итог урока) – О чем мы сегодня говорили? - Какие весенние работы выполняют люди? - Почему человеку необходимо трудиться? - Что вы узнали интересного? «Но и это не предел, На земле так много дел! Надо лучше всем учиться, В жизни всё вам пригодится!» |
О весенних работах Ответы детей
Ответы детей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.