Классный час в первом классе : «Вежливость идет в гости»
Цель:
образовательная - познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;
воспитательная - воспитывать уважение к окружающим людям ,формирование культуры самовоспитания личности школьника;
развивающая – развивать у детей чувство такта;
развивать устную речь учащихся;
обогащать словарный запас учащихся.
Задачи :
воспитывать доброжелательность,
умение видеть красоту в простом и обыденном,
способствовать развитию кругозора,
развивать эстетические и духовно-нравственные способности,
воспитывать чувство вежливости, толерантности.
Оборудование:
фонограмма песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», название станций, , головные уборы «паровозик», песочные часы, колокольчик.
1. Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,
Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи. А чтобы узнать название этой страны мы должны послушать внимательно стихотворение А. Барто.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы... мы скажем вам - спасибо!
- Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)
- Молодцы! Разгадали тайну. Она называется « Страной вежливости».
Дорогие первоклассники! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну, страну Вежливости. В этой стране мы услышим много вежливых слов. И из этих слов составим большую ромашку , на каждом лепестке которой будут написаны волшебные слова.
В путешествие мы отправимся на этом поезде ,
1). Подарите друг другу улыбку. Сядем поудобнее. Руки согнём в локтях и… в путь!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
I остановка
Мы остановились на «Цветочной поляне» (слайд2). Вокруг много красивых цветов.
- Но кто это к нам спешит?
- Это ребята. Они чем-то огорчены. Давайте спросим, почему они такие невесёлые.
1 ученик
Соседку видел, Настю,
На улице сейчас.
Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова…здрасте
2 ученик
Встретила Витю я сегодня
Встреча грустная была.
На меня он как «торпеда»
Налетел из-за угла.
Но представьте,
Зря от Вити
Ждала я слова…(извините)
Какое волшебное слово забыли ребята?
Стихи читают подготовленные ребята.
1. Мне кажется, что « Здравствуй» - лучшее из слов
Потому то «здравствуй» значит - будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит. Слово «здравствуй» говорить пора!
Вы знаете, как родилось слово здравствуйте?
Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми. Крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Эта информация будет интересна для нас. Узнаем, как здороваются люди разных стран.(сл.3,4,5,6)
Лапландцы трутся друг о друга носами.
-Китайцы слегка наклоняются, пожимая себе руку.
- Американцы хлопают друг друга по спине или плечу
-Французы целуют в щёку.
-Русские пожимают друг другу руку.
Вы приготовили маленькие буклеты о словах – приветствиях.
-Я приготовил буклет «Слова - приветствия».
Здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет,
Приветствую Вас, рад приветствовать Вас.
(Во время ответов первоклассников на ромашке появляются новые лепестки).
Вот и ещё лепестки на нашей ромашке появились. А на пора отправляться дальше по стране Вежливости. Усаживайтесь поудобнее. В путь!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
Остановка 2
Вот так мы оказались на Площади Доброты. Здесь живут добрые слова
Старайтесь, как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
ученик
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
- . Добрым быть совсем, совсем не
просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
стихотворение-инсценировка М. Садовского «Доброе сердце»
Мальчик:
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
Девочка:
- Ну, что ж, сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка...
Мальчик:
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
Девочка:
- Ну, что ж, конечно - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка...
Мальчик:
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Девочка:
- Ну, что ж, конечно, пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка...
Мальчик:
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное со страху.
Сказала мама:
Девочка:
- Пусть живут -
В квартире так чудесно,
А если потеснится, тут
И нам найдётся место.
Ведущий:
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
2-й ведущий:
Прикоснитесь вы к ним добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой...
Усаживайтесь поудобнее. В путь!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
II1 остановка«Роща вежливости»
Выходим. Вокруг красивые, стройные берёзки!
- К нам спешит хорошо мне знакомый, Вася. Он очень любит хвастаться. Послушаем, что он нам скажет.
9 ученик
К остановке подошёл трамвай
Я подумал: «Вася, не зевай!»
Всех толкая я полез в вагон
И сказали люди: «Эх, ты, слон!»
Но какой же я слон?
Я монетку в кассу опустил
И на пятку тёте наступил
Отвернувшись, встал к окошку, поглядеть,
А она сказала: «Ну, медведь!»
Ну, какой же я медведь?
Вдруг освободилось место у окна
Ну, я и шмыгнул туда
А тут какая-то старушка:
«Уступи мне внучек место»
Не ответив ничего
Я продолжал смотреть в окно.
- Ребята, как вы думаете, прав Вася?
- Как ему нужно было поступить, когда подошёл трамвай?
- А что он должен был сказать тёте, когда наступил на пятку?
- Что нужно было сделать Васе, когда вошла старушка?
- Молодцы! Вы заметили все ошибки и исправили их. Постарайтесь никогда эти ошибки не повторять.
Игра «Вежливо или невежливо». Если вежливо говорите «да» и хлопните в ладоши, невежливо- «нет».
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не
извиниться...
– Перебивать во время
разговора...
– Уметь соблюдать на уроке
тишину...
– Уметь
выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса
домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую
вещь...
– Обозвать обидным словом
соседа...
Мы вспомнили много добрых , вежливых слов и добрых, правильных поступков.
А наш поезд продолжает продвигаться вперёд.
(Звучит песня «Голубой вагон»)
Iv остановка «Спортивная» (слайд ).
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Игра «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Хорошо отдохнули и можем отправляться в путь.
(Звучит песня «Голубой вагон»)
Остановка – «Город вежливости»
В этом замке живёт сама королева вежливости. Повсюду слышны только вежливые слова.
А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Давайте поиграем и узнаем(Дети по очереди называют, учитель вывешивает ромашку с «вежливыми» словами.)
Игра «Доскажите словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:... (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас (благодарю)
Молодцы! Я довольна вашими ответами. Теперь вы можете вернуться домой. А в память о том, что вы побывали в стране вежливости, я хочу подарить вам эти ромашки с вежливыми словами. (Раздаёт первоклассникам маленькие копии ромашки, которая получилась) Не забывайте их. А чтобы ваш цветок оставался красивым, возьмите и подарите тому, кого вы невзначай обидели. Обида исчезнет.
Ну а нам пора домой. Машинист, зелёный свет! Домой!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
- Где мы сегодня побывали?
- С кем встретились?
- Какие волшебные слова повторили?
(все выступающие исполняют песню «Улыбка»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.