По тематическому признаку
Деловая переписка | Коммерческая переписка (коммерческое письмо) |
Используется при оформлении экономических, правовых, финансовых и других форм деятельности организации | Обеспечивает предконтрактные и постконтрактные отношения юридических субъектов; имеет правовую силу |
По функциональному признаку
различают письма, требующие и не требующие ответа
Письма, требующие ответа | Письма, не требующие ответа |
письмо-запрос | сопроводительное письмо |
письмо-предложение | письмо-подтверждение |
письмо-обращение | письмо-напоминание |
письмо-предупреждение | |
письмо-извещение | |
письмо-заявление |
По структурным признакам
Регламентированные (стандартные) письма | Нерегламентированные (нестандартные) письма |
отражают типовые ситуации делового общения; | отражают нестандартные деловые ситуации либо ситуации, которым придается особое значение; |
Коммерческая переписка
Письмо-запрос
Аспекты содержания:
обращение;
ссылка на ранее достигнутые договоренности, предыдущую переписку, нормативные акты;
наименование товара, услуг;
условия, на которых желательно получить товар;
условия платежа;
вежливое заключение;
этикетная формула прощания.
Пример письма-запроса
О запросе предложения
на подшипники
Уважаемые господа!
На основании торгового соглашения, заключенного в Москве 04. 12. 2021, просим прислать ваше предложение на 300 подшипников марки… с поставкой в течение первого квартала 2022 г. ежемесячно равными партиями.
Поставка должна быть произведена на условиях … .
Заранее благодарим.
С уважением,
Директор по коммерции И.И. Степанов
Письмо-ответ на запрос
Элементы содержания:
обращение;
этикетная формула выражения благодарности за запрос;
сообщение о готовности/неготовности совершить действия, инициируемые в запросе;
конкретная коммерческая информация (цены, сроки поставки, способы транспортировки, форма оплаты и т.д.), необходимая для положительного ответа на запрос;
указание причин отказа (в случае отрицательного ответа на запрос);
изменение условий запроса (изменении количества товара, модели, марки, сроков поставки и т.п.);
обещание направить предложение на поставку товара, интересующего покупателя;
этикетная формула, сообщающая о готовности продолжать (начать, возобновить) сотрудничество;
вежливая формула прощания.
Письмо-предложение (оферта)
Элементы содержания:
обращение;
этикетная формула выражения благодарности за запрос;
наименование предлагаемого товара, количество и качество товара;
цена;
срок и способ поставки;
условия платежа;
род упаковки;
другие условия поставки в зависимости от характера товара;
гарантийные обязательства;
этикетная формула, сообщающая о готовности осуществлять взаимовыгодное сотрудничество;
вежливая формула прощания.
Пример письма-предложения (оферты)
Уважаемый г-н ___________________!
Согласно Вашей заявке мы представляем сведения об офсетной бумаге согласно указанным характеристикам (плотность 65 г/м, белизна 95%, формат 84 мм).
Стоимость 5 тонн составит __________ руб. с учетом скидки.
Указанная цена включает доставку товара.
Гарантируем, что предлагаемая бумага отличается высоким качеством и соответствует предъявляемым Вами требованиям.
Обязуемся поставить товар в течение десяти дней со дня подачи Вами заявки.
Надеемся на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
С наилучшими пожеланиями,
Языковые формулы, используемые в письме-запросе
В ответ на Ваш запрос от… мы предлагаем …
Качество товара соответствует образцам, высланным Вам вместе с каталогом …
Товар сертифицирован (снабжен сертификатом качества) …
Цена … составляет…
Товар будет поставляться в … квартале текущего года
Товар будет отгружаться в течение …(указание периода)
Платеж производится через …(указание банка)
Настоящее предложение действительно до …
Письмо-претензия (рекламация)
Элементы содержания:
обращение;
этикетная формула, выражающая сожаление по поводу необходимости предъявить претензию;
основания для предъявления претензии (ссылка на гарантийное письмо, договор или иные обязательства);
суть претензии (указание на то, какое обязательство было нарушено и в какой мере);
доказательства (ссылки на нормативные акты; документы, подтверждающие нарушение условий договора);
требования составителя рекламации (замена товара, уценка, допоставка, возврат суммы, возмещение убытков и т.д.);
этикетная формула, сообщающая о готовности продолжать сотрудничество в случае удовлетворения претензии;
меры, которые могут быть приняты в случае отказа от удовлетворения претензии;
приложение (документы, на которые в тексте делается ссылка: акты экспертизы, транспортные документы и т.д.);
вежливая формула прощания.
Пример письма-претензии (рекламации)
Уважаемый___________!
В соответствии с договором от 01. 04 2021 Вы были обязаны поставить к 01. 05. 2021 (предмет поставки) на общую сумму 7600000 руб. Фактически была осуществлена поставка на сумму 7000000 руб. Таким образом, не достает продукции на сумму 600000 руб.
Согласно п. (номер пункта) договора за недопоставку продукции уплачивается неустойка в размере (цифра)% суммы недопоставки, т.е. (сумма) руб.
Указанную сумму просим перечислить на наш расчетный счет до (дата).
В случае невыполнения данного требования будем вынуждены обратиться в арбитражный суд.
С уважением,
Письмо-ответ на рекламацию
Элементы содержания:
обращение;
этикетная формула выражения сожаления по поводу сложившейся ситуации;
сообщение о том, что претензия принята к рассмотрению;
признание претензии полностью или частично (с указанием срока и способа ее удовлетворения);
сообщение о способе удовлетворения претензии;
сообщение об отклонении претензии (полностью или частично) с указанием мотивов отказа с соответствующей ссылкой на нормативные акты и другие документы, обосновывающие отказ;
вежливая формула прощания.
Пример письма-ответа на претензию
Уважаемый г-н ____________!
Мы получили Ваше письмо от …, в котором Вы обращаете наше внимание на задержку в поставке тракторов по контракту №…
Заверяем Вас, что мы принимаем действенные меры по выполнению обязательств, оговоренных в контракте.
О дате отгрузки товара уведомим Вас дополнительно.
С уважением,
План составления делового письма
1. Определение темы (что именно?)
2. Формулирование конкретной цели письма (с какой целью?)
3. Создание базы данных (договоры, предыдущая переписка, счета, нормативные документы и т. д.).
4. Формулирование выводов на основе базы данных.
5. Составление плана письма (использование выводов в качестве плана).
6. Выбор структурной модели письма (двухчастная, трехчастная, модель AIDA).
7. Написание текста письма.
8. Этикетное оформление письма (учет фактора «Адресат»).
Пример ситуации письменного делового общения
Вы дали принципиальное согласие агенту на рекламу товара.
Руководствуясь этим согласием и не дожидаясь оформления соответствующей заявки, агент разместил рекламу в ближайшем номере журнала, выставив счет за оказанную услугу.
По Вашему мнению, публикация рекламы была преждевременной.
В деловом письме Вы собираетесь сообщить об этом рекламному агенту и обосновать необходимость размещения рекламы в другой срок, более устраивающий Вас по соображениям эффективности.
Работа над планом делового письма
Общая цель – воздействие.
Конкретная цель – побуждение рекламного агента к повторному размещению рекламы в устраивающие заказчика сроки без дополнительной оплаты.
База данных:
предварительная договоренность между вами и рекламным агентом о публикации рекламы имела место, но документально не была оформлена;
номер журнала, в котором уже опубликована реклама вашего товара;
счет за публикацию рекламы;
образцы документов (заявка на размещение рекламного объявления, данные для рекламы), которые по требованию журнала следует оформить для размещения рекламы, но которые вы не отсылали;
- устраивающий вас срок размещения рекламы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.