Урок русского языка в 8 классе
Тема: Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить их грамотно произносить разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно употреблять разделительные знаки в конце предложений; развивать у детей логическое мышление, память, воспитывать у них любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Оргмомент.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Словарный диктант с грамматическим заданием.
Объясните правописание ни нн в причастиях и прилагательных. С любыми двумя причастиями составьте предложения, введя их в состав причастного оборота.
Балованный, данный, запрещенный, избранный, золоченый, гашеный, квашенный в бочке, кипяченый, вареный, брошенный, вязанный из шерсти, написанный, очищенный, встреченный, услышанный.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?
Брат приехал. Брат приехал? Приезжай, пожалуйста, брат. Брат приехал!
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
- Слово учителя.
Главным способом выражения цели высказывания в предложении является интонация. Интонация повествовательного предложения восходяще-нисходящая. Это значит, что тон вначале повышается, а к концу предложения понижается. После повышения делается пауза:
В предложениях может быть несколько повышений и несколько пауз:
В данном предложении обратите внимание на совпадение и расхождение паузы в устной речи со знаками препинания на письме.
Повышение тона и пауза указывают на границу частей сложного предложения:
В вопросительном предложении голос повышается на самом главном для смысла вопроса слове:
Для побудительных предложений характерна особая повелительная интонация, которая имеет множество оттенков. Например: встать! — повелительная интонация, выражающая приказ; не гневайся, душа моя! (А. Пушкин) — повелительная интонация, выражающая увещевание.
Для справок: увещевать — уговаривать, советуя и убеждая.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Зарепишите предложения, сделайте их интонационный разбор. Пахнет не пойманной рыбой вода у песчаной косы. Тропинка в чащу завела и бросила меня. Широкий ров пересекает луг, весенние в него сбегают воды. (Б. Шефнер) Над замерзшей Невою горбаты мосты. (С. Щипачев) Горит листва под крики птичьи огнем осенним на ветру. (И. Резник)
2. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Обозначьте повышения, понижения тона и паузы.
Захоч..ш.. познакомит..ся с миром п..рнатых и отпр..вляеш..- ся в лес. Но (не)торопись входить (в)него загл..ни на пустош.. или в ре..кий л..сок. Здесь можно встретить изящную птич..ку с пестр..й окраск..й и ярк..м хохолком. Это удод. Его (н..)(с)(кем) (не)спутаеш.. . Когда удод летит, он чем-то похож.. на большую бабоч..ку. Живут эти птиц.. в Европе в Азии.. и в Африк.. .
- Работа с учебником. Выполнение упражнений по выбору учителя.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Беседа с учащимися.
— Для чего служат повествовательные, вопросительные, побудительные предложения?
— Какая интонация характерна для каждого из них?
— Что такое риторический вопрос?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.