Викторина: «Экологический калейдоскоп».
Цель: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи:
1.Образовательная:
- Формировать культуру поведения в природе.
2. Развивающая:
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
3. Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Сегодня мы с вами подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно ее знать.
Многих животных вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло 150 видов зверей и птиц, причем более половины - только за последние 50 лет. В Красной книге, которую ведет Международный союз охраны природы, насчитывается сейчас около 100 видов зверей и птиц. В бедственном их положении тоже, как правило, повинен человек.
Воспитатель: А как вы думаете, как именно человек наносит ущерб природе? (Ответы обучающихся).
Воспитатель: Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом с нами, их повадки, привычки, образ их жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
Этой теме мы и посвятим нашу викторину. Делимся на две команды.
Игра № 1 “Разминка”.
Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Вопросы команде №1.
1. Как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)
2. На следу каких хищных зверей нет когтей? (рыси , кошки)
3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)
4. Кто может пить ногой? (лягушка)
5. Какие птицы выводят птенцов три раза в год? (воробьи, овсянки)
6. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
7. Пингвин - птица или нет? (да)
8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа)
9. Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (смородина)
10. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
11. У какого дерева ствол белый? (береза)
12. Какая птица выше всех летает? (орел)
13. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
14. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
15. Когда чаще всего бывает первая гроза? (в мае)
16. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
17. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (она умирает)
18. Какое дерево весной дятла поит? (береза)
19. Самая высокая трава? (бамбук)
Вопросы команде №2.
1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
2. Название, какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)
3. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк)
5. Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (дождём)
7. Какая птица в мире самая большая? (страус)
8. Животное, которое очень похоже на кошку. (Рысь)
9. Когда еж не колется? (когда только родиться)
10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет там очень холодно)
11. Дерево – символ России? (берёза)
12. Листья, какого дерева опадают осенью зелеными? (ольхи)
13. У кого самое плохое зрение? (крота)
14. Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра)
15. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
16. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
17. Какое животное хорошо бегает, прыгает ещё и боксирует? (кенгуру)
18. Сколько ног у паука? (восемь)
19. Какая птица умеет говорить? (попугай)
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете, раз смогли ответить на такое количество вопросов. Скажите, а где можно узнать об интересных растениях и животных? (Ответы обучающихся).
Воспитатель: Да, это можно узнать в энциклопедиях, а еще многое можно узнать из жизни.
Игра № 2 “ Заморочки из бочки”.
Каждой команде предназначено по 3 вопроса. Достают “ заморочки” по очереди.
- Почему ласточки перед дождем летают низко?
(Они ловят насекомых, которых холодный ветер прибивает к земле).
- Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?
(Облака для земли всё равно, что одеяло, они не дают остывать земле).
- Почему волка называют “санитаром леса”?
(Добывает, прежде всего, больных, ослабленных животных).
- Из какой бумаги земляные осы строят гнёзда?
(Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают её своей клейкой слюной. Получается жидкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную бумагу серого цвета, на ней можно даже карандашом писать).
- Зачем страус прячет голову в песок?
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны).
- Зачем змеи язык показывают?
(Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух “ощупывают”, добычу ищут. А что вынюхают, “ несут ” на языке в рот).
Воспитатель: Здесь вы тоже показали свои знания, но думаю что еще одна интересная информация вам будет интересна.
Этого морского “ пирата” боятся даже крокодилы. Это рыбы-пиранья. За короткое время от кабана или быка они оставят груду костей. Челюсти у этих рыб , с виду безобидных, как у бульдога мощные, с крепкими острыми зубами. В миг перекусит палку, толщиной с палец. За один раз вырывает мясо величиной с орех.
Игра № 3 “ Ты - мне, я – тебе”.
Команды задают друг другу по вопросу.
- Почему у журавля один птенец?
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившись из яйца, птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)
- Почему мухи к осени “звереют”?
(Действительно к осени мухи в домах начинают кусаться. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанью она никакого отношения не имеет. Мух много, свыше 20000 видов, все похожи и разобраться в них может только специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой нужно обязательно крови насосаться, чтобы продолжить свой род.)
Игра № 4 “ Тёмная лошадка”.
Отгадай с 1-й подсказки.
1-й команде.
1. Это служит защитой от хищников.
2. Спасает от голода.
3. Его разводят туристы и оленеводы.
4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.
2-й команде.
1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
3. Защищает от холода, ветра и дождя.
4. Можно укрыться от знойного солнца.
Загадочное животное.
1-й команде:
КАБЕЛ (белка),
ДЕВЬДЕМ (медведь),
БАОБЧАК (бабочка),
ШКАУГЯЛ (лягушка).
2-й команде:
ШАЛОДЬ (лошадь),
СОЛЬ (лось),
РАВЕЙМУ (муравей),
КАСОБА (собака).
“ ГОНКА
ЗА ЛИДЕРОМ”
1 минута
1 команда:
1. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (грязный)
2. Какое насекомое носит чин морского офицера? (бабочка-адмирал)
3. Сколько крыльев у жука? (четыре)
4. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (стрекоза)
5. Какое дерево цветет позже всех? (липа)
6. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
7. Самый чистый зверёк? (бобер)
8. Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
9. Животное, которое строит свой дом на реке? (бобр)
10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
11. Прилет, каких птиц означает приход весны? (грачей)
2 команда:
1. Какой гриб носит название лесного хищного зверька? (лисичка)
2. Какое животное все время проводит под землей? (крот)
3. В какие времена года наблюдается туман (во все)
4. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (самец)
5. Какие детёныши рождаются голыми, а через несколько часов имеют покров? (ежата)
6. Где раки зимуют? (под водой)
7. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние (Одинаковые)
8. Какая охота разрешена в любое время года? (фотоохота)
9. Самые влюбленные птицы? (лебеди)
10. Самое крупное млекопитающее в мире? (кит)
11. Родилась в воде, живет в земле? (лягушка)
Подведение итогов.
Заключительная часть.
Воспитатель: Любовь к природе – великое чувство, но оно присуще людям, которые знают природу, понимают её, умеют видеть её.
Такие люди всегда справедливы, великодушны, ответственны. Но воспитывать в себе всё это надо с раннего детства.
Нельзя не согласиться со словами В.Н. Сухомлинского: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность».
Выделить более активных обучающихся на протяжении всей викторины. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.