Конспект занятия
В дружбе народов единство России.
Тема: Викторина «Традиции и обычаи народов Поволжья»
(Задания к викторине)
Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей через приобщение к культурному наследию нашего края.
Задачи:
· Воспитание толерантности к народам, живущим в Поволжье;
· Формирование чувства гражданственности и патриотизма;
· знакомство с элементами национальной культуры народов Поволжья.
Поволжье является одним из самых полиэтнических регионов России, где проживают разные народы. С культурными особенностями некоторых народов вы сегодня познакомитесь в ходе выполнения заданий викторины.
1 задание
В состав Поволжского Федерального округа входят много областей и республик. Какой народ по численности преобладает в ПФО:
а) калмыки;
б) татары;
в) русские;
г) чуваши;
д) мордва;
(3/4 населения ПФО (кроме Татарстана и Калмыкии) преобладают русские (в)).
2 задание
Какой народ по численности преобладает в Ульяновской области:
а) мордва;
б) русские;
в) татары;
г) чуваши;
(По данным Росстата (18.03.2015) в Ульяновской области преобладают: русские − 73,6; татары – 12,2; чуваши − 7,7; мордва − 3,2).
3 задание
Соотнесите фамилии выдающихся людей Поволжья с их национальной принадлежностью:
а) Кадыри Закир; И.З. Нуруллин; Г.Ш. Сагиров; Р.М. Харисов;
б) В.Н. Игнатьева (Тарават); А.Ф. Ермилов (Юман); В.И. Сваев; Н.Г. Абрамов;
в) С.Д. Эрзя; Н.Н. Кадышева; А.М. Доронин;
г) Н.М. Карамзин; Н.М. Языков; И.А. Гончаров;
(а – татары; б – чуваши; в – мордва; г − русские)
4 задание
Какие народы пользовались этими музыкальными инструментами:
а) балалайка, жалейка, гармошка, трещотка;
б)думбыра (домра), мандолина, курай (флейта);
в)шапар(пузырь), хут купас (гармошка), шахмеч (дудочка);
г)торама (труба), гарзи (скрипка), нюди (дудка);
(а – русские; б – татары; в – чуваши; г – мордва;)
5 задание
Дети, какой национальности, играли в эти игры:
а) «Кого вам? Тили – рам?»;
«Расходитесь» («Сирелер»);
«Летучая мышь» («Сяра серси»);
«Хищник в море»;
б) «Лисички и курочки» («Тэлькэ хэм тавыклар»);
«Тимербай»;
«Займи место»;
«Серый волк»;
в) «Котёл»;
«Круговой»;
«Раю-раю»;
г) «У медведя во бору..»;
Салочки;
Лапта;
(а) чуваши; б) татары; в) мордва; г) русские)
6 задание
Вспомните, чьи национальные праздники записаны здесь:
а) Троица;
Красная горка;
Масленица;
Радуница;
б) Сурхури (в честь урожая);
Саарни (проводы зимы;
Уяв (праздник молодёжи);
Акатуй (праздник плуга);
в) Боз каратау (весенний праздник);
Янгыр яу (весенний детский праздник);
Кызыл коморки (сбор крашеных яиц);
Сабантуй (праздник плуга);
г) Озим-пуря (моление за уборку хлеба);
Калядань-чи (день коляды);
Шумбат (праздник народной культуры);
(а - русские; б - чуваши; в - татары; г - мордва);
7 задание
Элементы национальных костюмов, каких народов представлены:
а) ичиги (сапожки);
эрпэки (покрывала на голову);
тюбетейка;
б) сахман (свадебный кафтан);
тухья (головной убор);
хушпу (головной убор);
в) запон (передник с нагрудником);
армяга (верхняя одежда из сукна);
шубейка (безрукавка из холста, отороченная мехом);
г) кокошник;
лапти;
кафтан;
(а - татары; б - чуваши; в - мордва; г - русские;)
8 задание
О чьих национальных блюдах и напитках идет речь:
а) блины;
квас;
кутья;
б) эчпочмак;
кыстыбай;
чак-чак;
в) хуплу (пирог с мясом и картошкой);
шарттан (мясное блюдо);
хуран кукли (вареники);
турах (кислое молоко);
г) валдо якстере вий (салат из красной свеклы и козьего сыра);
овтонь лапат (медвежья лапа) - котлеты;
прякат - пироги;
9 задание
Назовите столицы республик Поволжья:
а) Татарстан (Казань);
Мордовия (Саранск);
Чувашия (Чебоксары);
10 задание
Включить куплет песни и определить, какому народу принадлежит данная запись песни или включить фрагмент танца и определить, кто танцует.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.