Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 12
Тема урока: Вн.чт. Стихи о Родине.
Цель урока: Закрепление знания и умения учащихся по теме раздела, совершенствовать навыки чтения: развивать образные представления на основе прочитанного текста: воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
Ход урока:
I.Орг.момент.
Зачитывание с доски высказывания К.Д.Ушинского:
“Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”
- Как вы понимаете слова К.Д.Ушинского?
Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине поэтов XIX века. Постараемся выяснить всю ёмкость слова “Родина”.
- Ребята, а как вы понимаете слово «Родина»? Что для вас Родина?
II. Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.
- Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
(Ответы детей).
- А теперь давайте попробуем с вами восстановить деформированные пословицы (слова прикреплены к доске). Дети выходят по очереди и восстанавливают пословицы, объясняя их смысл.
1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)
2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)
- Что объединяет эти пословицы? (Вопрос к классу), (Они все о Родине)
III. Как сказать по-другому о Родине?
(Отечество, отчизна, Родина-мать)
Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине.
“Наше отечество, наша Родина. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”.
IV. Коллективная работа класса.
Составление схемы Казахстан
– земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
Как велика моя земля,
Как широки ее просторы-
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
- Какова главная мысль стихотворения?
V. Чтение наизусть стихотворений о природе и Родине.
Перед вами портреты русских поэтов XIX века Ивана Саввича Никитина, Ивана Захаровича Сурикова, Ивана Алексеевича Бунина, Алексея Константиновича Толстого. Давайте послушаем стихи о природе и Родине этих поэтов в исполнении ваших товарищей.
(Чтение стихотворений наизусть учащимися).
- Какова главная мысль прослушанных произведений?
(Любовь к Родине, к родной природе)
VI. Подведение итогов.
Прочитайте высказывание великого русского поэта А.С.Пушкина.
(Запись на доске).
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.
- Как вы понимаете слова великого поэта?
- А еще чем мы должны гордиться?
VII. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Сделать рисунок к понравившемуся стихотворению, по выбору.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.